Утренняя молитва великого русского композитора п и чайковского

Содержание

Анализ утренняя молитва

Утренняя молитва великого русского композитора п и чайковского

  • 0 Сохранили
    • 4Добавить в цитатник
    • 0Сохранить в ссылки

    Ответ на SvetlanaSvetik

    Картинки и анимации на funlove.at.ua

    Спасибо, дорогая, AmAyfaar, я как всегда, с радостью пошла шариться по вашим задворкам)))

    Личное молитвенное правило в литургической практике Русской православной церкви

    XXI Сретенские чтения, секция Священного писания и литургики. 21 февраля 2015

    Тема личного молитвенного правила касается повседневной молитвенной жизни членов церкви, которая тесно связана с практикой общецерковной молитвы.

    Возникновение личного молитвенного правила связано с воплощением слов апостола о непрестанной молитве ( 1Фес 5:17 ) и стремлением устроить также и личную молитву христиан «благообразно и по чину» ( 1Кор 14:40 ).

    Однако до настоящего времени тема личного молитвенного правила, а также история происхождения и становления его чинопоследований, не были исследованы церковными учеными – историками и литургистами, и до сих пор остаются неясными.

    О формировании понятия личного молитвенного правила как последования утренних и вечерних молитв, представленного в молитвословах, из литературы было известно 4 ключевых момента общего характера без исследований и ссылок:

    • происхождение последований связано с именем Франциска Скорины и изданной им в 1522 г. «Малой подорожной книжки»;
    • последования утренних и вечерних молитв представляют собой сокращенные повечерие и полунощницу с дополнительными молитвами;
    • дополнительные молитвы начинают появляться в славянских рукописях с XVI века, а в XVII веке уже весьма распространены;
    • молитвословы получили широкое распространение в Русской церкви с XVIII в.

    Обращение к «Малой подорожной книжке» (экземпляр РГБ) показало, что издание Франциска Скорины не включает последований молитвенного правила, часослов, входящий в нее, представляет собой часослов для частного совершения богослужений суточного круга, что было для русской церкви традиционной практикой, и это подтверждается источниками XVI века («Книга, называемая «Домострой» протопопа Сильвестра, рукописный сборник XVI в. Троице-Сергиевой Лавры); более ранние источники XI века свидетельствуют о ежедневном совершении утрени и вечерни как нормы молитвенной жизни для мирян.

    По свидетельству свт. Афанасия (Сахарова) на Руси была широко распространена традиция самостоятельного совершения мирянами богослужебных последований.

    В древней Руси православные хорошо знали не только как должно совершать свое келейное домашнее правило, но знали и то, что за отсутствием иерея каждый мирянин может совершать все церковные службы за исключением таинств. Тогда знали, как при этом должен действовать грамотный мирянин. Знали и неграмотные, что и как они могут совершать за каждую службу [Афанасий (Сахаров), 197].

    Не только священнослужители, но и миряне старались узнавать все, что касается молитвы, старались вникать в Устав Церковный, и поэтому знали, а многие и хорошо знали, Устав и подробности служб и последований, дорожили ими, любили их, берегли их, тщательно следили за их точным исполнением [Там же, 229–230].

    Сравнительный анализ состава последований утреннего и вечернего правила показал, что ряд элементов были заимствованы из состава повечерия и полунощницы (в том числе Обычное начало, 50-й псалом, Символ веры и ряд песнопений), но в основную часть последования личного молитвенного правила, а именно, 11 утренних и 10 вечерних молитв, имеющих особые надписания и авторство, вошли только две молитвы из состава полунощницы, а именно 5-я и 6-я молитвы свт. Василия Великого — в утренние молитвы.

    Что касается остальных молитв, то было найдено подтверждение того, что они начинают появляться в рукописях XVI в. Рукопись РГАДА Син. тип. (ф. 381).

    220, включает в себя Часослов, который содержит не только последования обычных суточных служб, но и утренние и вечерние молитвы для келейного чтения.

    В составе этих молитв нами были определены три молитвы, которые вошли в молитвословы и сохранились в них до нынешнего времени.

    Проведенное исследование позволило проследить процесс расхождения ежедневной личной молитвы с общецерковным богослужением и сделать вывод о том, что личное молитвенное правило как последование утренних и вечерних молитв, представленных в молитвословах, сформировалось из двух частей.

    Первая часть представляет собой остатки повечерия и полунощницы – богослужений суточного круга, которые исполнялись келейно. Вторая часть включает в себя молитвы, которые возникли как дополнение к келейному монашескому правилу (полунощнице и повечерию).

    Это дополнение со временем «оторвалось» от повечерия и полунощницы, захватив из них часть, и послужило основой для самостоятельного последования, которое заменило собою всё богослужение суточного круга, некогда включавшее в себя утреню, вечерню, часы, изобразительные, повечерие и полунощницу.

    Именно к утреннему и вечернему правилу сводится в настоящее время «суточный круг» богослужения в обиходе православного верующего, члена Русской православной церкви.

    Анализ самих молитв последования показал, что они индивидуалистичны по своему содержанию, которое ограничивается просительно-покаянной тематикой; темы хвалы и благодарения, а также ходатайства о нуждах церкви и мира остаются не выявленными, что также отличает правило от общественного богослужения.

    Вечерние и утренние молитвы… изложены так, — пишет свт. Афанасий (Сахаров), — что почти все являются молитвою одного молящегося о нем самом… По правилам Святой Церкви и домашняя молитва каждого в отдельности не может быть только молитвою о самом себе. Поэтому в дополнение к вечерним и утренним молитвам Псалтирь дает еще помянник [Афанасий (Сахаров), 195–196].

    По мнению свт. Афанасия, именно помянники придают этим чинопоследованиям церковный характер. Однако, П.

    Брэдшоу, который является «ведущим исследователем в области ежедневной молитвы в раннем христианстве» [Frøyshov, 123], наиболее характерной чертой ежедневного христианского богослужения в первые века считает «молитву (и особенно ходатайство) о нуждах церкви и мира.

    «Это может представляться слишком очевидным, — пишет он, — чтобы заслуживать упоминания, но именно этот элемент суточных богослужений неуклонно сокращается вплоть до полного исчезновения» [Bradshaw, 151] (пер. автора. — М. В.).

    В последованиях утренних и вечерних молитв не предполагается лекционарных чтений из Священного писания. В текстах отсутствует новозаветный материал, есть лишь немного цитат из Ветхого завета. На конференции «Часослов и службы суточного круга» свящ.

    Михаил Желтов заявил, что «с точки зрения содержания современные вечернее и утреннее правила из Молитвослова поражают почти полным отсутствием библейского элемента (только Пс 50 в утреннем правиле), тогда как Часослов состоит в основном из псалмов» [Сопова, Желтов].

    Для многих молитвослов не просто не предусматривает чтение Евангелия, но заменяет его: «Молитвослов — это самая читаемая православная книга.

    Как священник знаю, что большинство прихожан читают молитвословы чаще, чем Евангелие», — свидетельствует игумен Евфимий (Моисеев), заместитель председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви [Евфимий (Моисеев)].

    В ХХ в. уклад церковной жизни конца XIX – начала XX вв., в том числе в области молитвенного делания, стал восприниматься как образец, «прошедший проверку церковной жизнью», не требующий размышлений и рассуждений и не представляющий собой область ответственности самих членов церкви.

    Последования утреннего и вечернего правила по молитвослову в настоящее время рассматриваются, в основном, как общепринятая норма христианской жизни. Однако исследование показывает, что принятое ныне правило сформировалось как устойчивое последование не ранее XVIII в.

    , его очевидные недостатки как по характеру, так и по содержанию не позволяют считать его определяющим, формообразующим для молитвенного делания христианина.

    Важнейшее исследование для дальнейшего осмысления богослужений суточного круга — работа Пола Бредшоу, в заключение которой он писал:

    Фундаментальным для понимания ежедневной молитвы является то, что ее цель — нерушимое единение с Богом, а выбор определенного времени (как и формы, и места. — Прим. автора. — М. В.) молитвы — это только средство, ведущее к цели.

    Это приводит к мысли, что нет особого нормативного образца христианской ежедневной молитвы, но что время и частота такой молитвы могут изменяться в соответствии с духовными потребностями христиан, и определяться культурными и пастырскими соображениями.

    Определенные часы (как и формы. — Прим. автора. — М. В.

    ) молитвы — это не столько обязательство, возложенное на нас, сколько водительство и помощь в практике непрерывной молитвы; и если они не выполняют этой функции, то есть серьезные основания поставить под вопрос их дальнейшее использование [Bradshaw, 151] (пер. автора. — М. В.).

    Вопрос ежедневной молитвы православного христианина, особенно в соотнесении с ежедневной молитвой церкви, требует дальнейшего исследования и осмысления не только пастырского, но и богословского, исторического и литургического, оставаясь актуальным для современной практики личного благочестия.

    Источники и литература

    1. Домострой = Домострой / Подгот. текста и перевод с древнерус. Д. В. Колесова // Библиотека литературы Древней Руси : В 20 т / Под ред. Д. С. Лихачева и др. СПб. : Наука, 1998. Том 10. С. 116–215.

    2. Келейное правило = Келейное правило Серафимо-Знаменского скита. Шамордино Калужской губернии : Типография Казанской Амвросиевской женской пустыни, 1913. 71 с.

    3. Лука Жидята = Лука Жидята, еп. Новгородский.

    Поучение к братии // Историческая хрестоматия для изучения истории русской церковной проповеди с общей характеристикой периодов ея, с биографическими сведениями о замечательнейших проповедниках русских (с XI–XVIII в.

    включительно) и с указанием отличительных черт проповедничества каждаго из них / Сост. свящ. М. А. Поторжинский, преподаватель Киевской духовной Семинарии. Киев : Тип. Г. Т. Корчакъ-Новицкаго, 1879. С. 60–61.

    4. Молитвослов = Молитвослов. Полный календарный месяцеслов с календарными сведениями на 12 лет : Для народного употребления / Сост. А. А. Никольский. М. : Типография С. Орлова у Бородинского моста, 1882. 346 c.

    5. Молитвослов с акафистами = Молитвослов с акафистами / Репр. воспроизведение изд.1915 г. — М. : Ключ : Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. 334 с.

    6. Молитвы и песнопения = Молитвы и песнопения православного молитвослова (для мирян) / С пер. на рус. яз., объясн. и прим. Николая Нахимова. Репр. воспр. изд. СПб. : Синодальная Типография, 1912. М. : Донской монастырь, 1994. 236 c.

    7. Православный молитвослов = Православный молитвослов с объяснениями. М. : Православная Беседа, 1992. 84 с.

    Источник: https://xn----7sbbfci5axihjbex1akd5ezi.xn--p1ai/analiz-utrennyaya-molitva/

    Композиторы детям: Чайковский «Детский альбом»

    Утренняя молитва великого русского композитора п и чайковского

    «Сборник легких пьес для детей» ор. 39 занимает особое место в фортепианном наследии Чайковского и по своей тематике и по особенностям фортепианного изложения. Трудно назвать в детской русской фортепианной литературе сочинение более популярное, чем «Детский альбом» П. И. Чайковского.

    Первое упоминание о замысле «Детского альбома» относится к февралю 1878 года. Чайковский в это время находился в длительном заграничном путешествии. В письме к П. Юргенсону: «Завтра примусь я за сборник миниатюрных пиэс для детей.

    Я давно уже подумывал о том, что не мешало бы содействовать по мере сил к обогащению детской музыкальной литературы, которая очень небогата.

    Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной легкости и с заманчивыми для детей заглавиями, как у Шумана».

    В пору создания «Детского альбома» Чайковский находился в расцвете творческих сил. Но за сочинение, обращенное к детям, композитор взялся впервые.

    «Детский альбом» ор. 39 написан в мае 1878 года. История его создания неразрывно связана с Каменкой, большим украинским селом близ Киева, излюбленном месте творчества и отдыха композитора. Каменка — «родовое гнездо» большой дворянской семьи Давыдовых. Один из хозяев Каменского имения, Лев Васильевич Давыдов, был другом Чайковского и мужем его любимой сестры Александры Ильиничны.

    Многое в «Детском альбоме» связано с атмосферой дома Давыдовых. Домашняя обстановка Александры Ильиничны представляла собой образец семейной жизни. Счастливее людей трудно было себе представить, и Петр Ильич был охвачен таким умилением и радостью при виде этого, что надолго связал представление о жизни кайенских жителей с воплощением земного благоденствия.

    Свой цикл детских пьес Чайковский посвятил Володе Давыдову, одному из многочисленных детей Льва Васильевича и Александры Ильиничны. Племяннику композитора в ту пору было шесть с половиной лет. На заглавном листе значилось: «Детский альбом. Сборник легких пьесок для детей. Подражание Шуману».

    В этом альбоме отражен детский мир, обрисованный композитором с удивительной чуткостью и тонким пониманием детского восприятия жизни.

    Чайковский любил детей, часами готов был возиться с ребятами, наслаждаясь их болтовней, испытывая острое чувство жалости к больным детям, стремясь доставить радость и удовольствие каждому ребенку, с которым он встречался.

    И дети чувствовали эту любовь, привязывались к Чайковскому, видя в нем нежного и заботливого друга.

    Цикл из 24 пьес связан единой тематикой. В нем представлен пестрый мир детских игр, танцев и случайных впечатлений. Он делится на микроциклы. Первый из них можно назвать «утренним».

    «Утренняя молитва»

    Господи Боже! Спаси, обогрей:Сделай нас лучше, сделай добрей.Господи Боже! Спаси, сохрани!

    Силу любви своей нам подари.

    «Зимнее утро»

    Строгое размышление «Утренней молитвы» сменяется бурным, полным тревожных предвестий «Зимним утром». Сам Пётр Ильич родился в маленьком городке. Кажется, что и в «Зимнем утре» он изобразил своё детское впечатление. Будто малыш выглянул в окно и увидел засыпанную снегом улицу и замёрзшие окошки в доме напротив.

    Морозит. Снег хрустит. Туманы над полями.Из хижин ранний дым разносится клубами.Отливом пурпурным блестит снегов серебро;Иглистым инеем, как будто пухом белым,Унизана кора по ветвям помертвелым.Люблю я сквозь стекла блистательный узорКартиной новою увеселять свой взор;Люблю в тиши смотреть, как раннею порою

    Деревня весело встречается с зимою…

    «Мама»

    Мир в душу героя цикла возвращает «Мама». Нежные, ласковые, певучие звуки пьесы «Мама» будто успокаивают, объясняют что-то. Наверное, такими были воспоминания самого Петра Ильича о маме. Недаром всю жизнь он помнил её чудесные глаза, плавные, полные достоинства движения, глубокий грудной голос.

    Мама, очень-оченьЯ тебя люблю!Так люблю, что ночьюВ темноте не сплю.Вглядываюсь в темень,Зоpькy тоpоплю.Я тебя всё вpемя,Мамочка, люблю!Вот и зоpька светит.Вот yже pассвет.Hикого на свете

    Лyчше мамы нет!

    «Домашние игры и танцы»

    Второй крупный раздел — «Домашние игры и танцы» («Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков»). Он открывается, пожалуй, самыми безоблачными, детски наивными пьесами «Альбома» — озорной токкаттиной «Игра в лошадки» и игрушечным «Маршем деревянных солдатиков». Это — «игры мальчиков».

    «Игра в лошадки»

    Мальчикам очень интересно поиграть в лошадки.

    Я на лошадку свою златоглавуюСел и помчался по дому, по комнате,Мимо стола, этажерки и тумбочки,Мимо кота, на диване лежащего,Мимо сидящей с вязанием бабушки,

    Мимо мяча и коробки с игрушками.

    «Марш деревянных солдатиков»

    А в коробке с игрушками лежат новенькие, красивые солдатики, которые так и притягивают к себе. Они совсем как настоящие, их и выстроить можно, и отправить на парад. Вот отчеканивает шаг в забавном марше игрушечное войско.

    Ать-два, левой, правой,Ать-два, левой, правой,Мы легко и весело идем.Ать-два, левой, правой,Ать-два, левой, правой,

    Песню деревянную поем.

    Следующие три номера — «игры девочек» («кукольная трилогия»)

    Это тоже игра (ведь героями действия являются куклы), и подобно оживающим куклам в «Щелкунчике» здесь куклы тоже «оживают». Три пьесы миницикла («Болезнь», «Похороны», «Новая кукла») воспринимаются как отражение подлинной, «настоящей» жизни.

    «Болезнь куклы»

    Медленное, тягучее движение (во время болезни обычно ведь «скучно») с грустными интонациями мелодии, где, подобно вздохам передает печальное настроение девочки, у которой заболела кукла.

    «Похороны куклы»

    Чуда не произошло, кукла умерла. Торжественно и строго, как в настоящем траурном шествии, звучит похоронный марш. На похороны пришли все игрушки. Музыка «Похоронного марша» передает мрачный колорит и само движение процессии игрушек, как бы проходящей перед слушателем.

    «Новая кукла»

    Но жизнь не стоит на месте и девочке дарят новую куклу. И она начинает кружится в стремительном танце с новой подружкой.

    «Вальс»

    «Вальс» — начало миниатюрной танцевальной сюиты, объединяющей три номера («Вальс», «Полька», «Мазурка») и завершающей ряд «домашних» пьес.

    В письмах, написанных за несколько дней до начала сочинения «Детского альбома», композитор пишет: «Много гостей, и мне вечером придётся аккомпанировать ради милых племянниц, очень любящих потанцевать».

    «Полька»

    Кружение вальса сменяется веселой «Полькой»

    «Мазурка»

    А вот мазурка зазвучала!Мазурка – танец хоть куда!Задорный легкий и веселый,

    Прошу на танец, господа!

    Далее композитор отправляет ребенка в увлекательной «путешествие». Сначала по России («Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская»), затем по Европе («Итальянская», «Старинная французская», «Немецкая» и «Неаполитанская» песенки).

    Нетрудно усмотреть здесь автобиографический мотив. Композитор тоже много путешествовал и по России и загранице, но сердце свое он всегда отдавал России..

    «Я вырос в глуши, с детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки» – писал Чайковский.

    «Русская песня»

    К обработке народной песни Чайковский предъявлял строгие требования: «Необходимо, чтобы песнь была записана, насколько возможно, согласно с тем, как её исполняет народ».

    Вот и в «Русской песне» композитор обратился к русской народной плясовой песне «Голова ли ты, моя головушка».

    В ручеёк брось цветок –Унесёт его поток.Спой мне песню соловей –

    Станет сердцу веселей.

    «Мужик на гармошке играет»

    В пьесе «Мужик на гармонике играет» обыгрываются интонационные обороты и гармонические ходы, характерные для русских однорядовых гармоник.

    «Камаринская»

    «Камаринская» построена на одном из вариантов известной русской фольклорной темы и там имитируется балалаечный наигрыш.

    До чего сегодня весело у нас –Под камаринскую все пустились в пляс.Пляшет мама, пляшет папа, пляшу я,Пляшут сёстры, пляшет вся моя семья.Пляшет бабка, пляшет дед,

    Пляшет братик и сосед

    «Итальянская», «Старинная французская», «Немецкая» и «Неаполитанская» песенки – это своего рода «странички из дневника путешественника»: мелодии их были записаны композитором во время поездки за границу 1878 года.

    «Итальянская песенка»

    Чайковский рассказывал, как во Флоренции, в Италии, на улице он однажды услышал под гитару десятилетнего мальчика, окружённого толпой народа.

    «Он пел чудесным густым басом, голосом с такой теплотой, какая и в настоящих артистах редко встречается».

    Текст песенки услышанный от уличного мальчика-певца, поразил композитора контрастом облика ребенка-исполнителя и трагического содержания и он переделал эту песенку в пьесу для фортепиано.

    «Неаполитанская песенка»

    В «Неаполитанской песенке» Чайковским использована подлинно народная итальянская мелодия. Эта пьеса – одна из самых знаменитых мелодий.

    Сам Пётр Ильич тоже любил эту музыку, и на её основе он впоследствии создал знаменитый «Неаполитанский танец» к балету «Лебединое озеро».

    В воображении слушателя отчетливо встаёт картинка весёлого итальянского карнавала – его не раз наблюдал Чайковский, бывая в Италии.

    Этот край вечнозеленый полюбил я навсегда!Ах, Неаполь, место сердцу дорогое,Не расстанусь я с тобою,Мой Неаполь, никогда.Здесь все вокруг мое –И дали неоглядные, и здания нарядные,И улочки недлинные, и площади старинные,

    И лодки на песке, и сам Везувий вдалеке.

    «Старинная французская песенка»

    В «Старинной французской песенке» воплощена народная французская мелодия.

    «Немецкая песенка»

    В «Немецкой песенке» Чайковский применяет тирольский мотив. А еще она похожа на старинный и популярный в Германии и Австрии танец – лендлер.

    Странствия заканчиваются. Заключительный микроцикл «Детского альбома» (№ 19-24) — своеобразное

    «Нянина сказка»

    Далее дело идет ко сну, и перед нами возникает образ бабушки с ее сказками и грезами.

    «Баба Яга»

    Из колких аккордов «Няниной сказки» словно вырастает ночной кошмар «Бабы-Яги»

    «Сладкая грёза»

    Страшный сон сменяется сладостно-чувственной «Сладкой грезой»

    Душевный покой приходит в трех последних пьесах, заключительном микроцикле «Альбома».

    «Песня жаворонка»

    Открывает его «Песня жаворонка» — утро, конец кошмарам и томительным мечтам. Это музыкальный пейзаж с образом прелестной птички и её незабываемыми трелями.

    «Шарманщик поет»

    Её сменяет пьеса «Шарманщик поет». Эта пьеса является жанрово-характеристической зарисовкой, звуки которой изображают старика. Он крутит ручку шарманки и из неё льются красивые протяжные звуки. В основу пьесы «Шарманщик поет» взят еще один итальянский (венецианский) мотив. Незатейливая, но мудро-спокойная тема рассеивает мрачные мысли ребенка.

    «В церкви»

    Завершается сборник пьесой «В церкви». Тем самым, первый и последний номера соединяются своего рода аркой; общим в обоих случаях является торжественное просветленное религиозное начало. Величавый и скорбный хор «В церкви», основан на подлинной церковной теме покаянного псалма.

    Сборник Чайковского является одним из лучших образцов детской музыкальной литературы. «Детский альбом» — ценнейший вклад в мировую фортепианную литературу, послуживший примером для целого ряда сборников, написанных композиторами разных стран. Под несомненным влиянием Чайковского находятся почти все русские композиторы — авторы детских пьес.

    Вспомним о сборниках Гречанинова, Гедике, Кабалевского и о многих других альбомах и отдельных детских пьесах. (1 1,00 из 5)
    Загрузка…

    Источник: https://ProPianino.ru/kompozitory-detyam-chajkovskij-detskij-albom

    По страницам «Детского альбома» П.И.Чайковского

    Утренняя молитва великого русского композитора п и чайковского

    Дорогие читатели, сегодня я вас приглашаю немного отдохнуть, наполниться прекрасной музыкой вместе с вашими детьми и внуками. Поговорим мы с вами о музыке П.И.Чайковского, о его «Детском альбоме». Я вспоминаю то время, когда и сама играла многие пьесы из этого удивительного альбома.

    Вспоминаю и то, как работая в музыкальной школе, давала многие произведения детям, помню их отклик на эти произведения. Музыка из этого альбома близка, понятна и интересна детям. Они словно проживают свою жизнь в музыке, узнают себя, сопереживают героям, учатся размышлять, познают мир.

    На страницах своего блога я часто обращаюсь к вам: приобщайте детей к прекрасному с детства. Слушайте хорошую музыку, ходите с ними в филармонию, на концерты, которые им будут близки и понятны. Это очень важный момент воспитания в наших детях чувства прекрасного. Да и для семьи всегда это важно. Обсуждайте с детьми услышанное, развивайте их кругозор.

    Надеюсь, что и наши небольшие беседы на блоге будут вам в помощь. Сегодня мы вместе с Лилией Шадковски, читательницей моего блога, учителем музыки с огромным опытом работы с детьми, подготовили материал в нашей рубрике О влиянии музыки на человека Передаю слово Лилии и сама чуть дополняю ее статью.

    Добрый день всем читателям блога Ирины! Сегодня мы еще раз приглашаем Вас вместе с вашими детьми и внуками совершить путешествие в увлекательный мир музыки великого русского композитора П.И. Чайковского, чью чудесную и поэтическую музыку любят не только взрослые, но она понятна и интересна детям.

    Цветы, музыка и дети – лучшее украшение жизни

    П.И. Чайковский очень любил детей, тонко и чутко понимал их душу, чувствовал их настроение. Он часто говорил: «Цветы, музыка и дети составляют лучшее украшение жизни».

    И действительно, детская тема проходит через все его творчество, а «Детский Альбом» стал первым сборником пьес для детей в России, вошедшим в золотой фонд мировой музыкальной литературы для детей. В нем поместилась целая детская страна, большой мир ребенка, рассказанный в звуках.

    История создания «Детского альбома П.И.Чайковского

    Одним из факторов, определившим желание композитора написать музыку для детей, стал пример Роберта Шумана, чьи увлекательные пьесы «Альбома для юношества» очень полюбились и детям и учителям.

    Другим очень важным фактором к созданию «Детского альбома» послужило необычайно теплые отношения с детьми своей сестры.

    Он подолгу гулял с ними, много играл, рассказывал им о своих путешествиях и невероятные истории о странах, в которых бывал. И всегда с большим интересом он слушал детские рассказы о разных событиях в их жизни.

    Необычайно нежные и теплые отношения с племянниками дали толчок к написанию детского альбома.

    В марте 1878 года Петр Ильич Чайковский приехал в имение своей сестры Александры Ильиничны Давыдовой. В Каменку он свалился неожиданно, как снег на голову, и произвёл радостный переполох.

    Дети Александры Ильиничны устроили ему такой концерт, что пришлось затыкать уши. Опять дом огласился «сладостными, райскими» звуками. Пётр Ильич преуютно расположился в своей комнате и уже что-то строчил за письменным столом.

    Через несколько дней он проговорился:

    — Вот, эти пичуги, — он указал на детей,- непременно хотят, чтобы я написал «всё до капельки» в их альбом. Напишу, не бойтесь. Напишу, и всё сыграем!

    И писал для «Детского альбома» и играл их с детьми. А еще любил Петр Ильич слушать, как дети занимаются музыкой. Слушая игру маленьких музыкантов, он не раз думал о том, что сочинений, предназначенных для детей, не так уж много.

    Кому посвятил Чайковский «Детский альбом»?

    После того, как был закончен «Детский альбом», Петр Ильич решает посвятить его любимому племяннику.

    «Альбом этот я посвятил моему племяннику Володе, который страстно любит музыку и обещает быть музыкантом»,- писал Чайковский в письме к Н.Ф. фон Мекк. И действительно, на титульном листе первого издания было написано: «Посвящается Володе Давыдову».

    Мы перелистываем страницы музыкального сборника и перед нами одна за другой встают картинки из жизни детей. Сколько событий, интересных историй и происшествий!

    Здесь веселые игры и огорчения, занимательные сказки и картины русской жизни, а так же — зарисовки русской природы. Я думаю, что Вам тоже будет интересно прочувствовать через музыку Чайковского особый дух того времени, узнать как жили тогда дети, что их окружало, как они проводили свое время?

    Посмотрите на содержание альбома. Название пьес сразу о многом расскажет.

    «Детский альбом» Чайковского.

    В «Детский альбом» вошли следующие пьесы:

    1. Утренняя молитва
    2. Зимнее утро
    3. Мама
    4. Игра в лошадки
    5. Марш деревянных солдатиков
    6. Болезнь куклы
    7. Похороны куклы
    8. Вальс
    9. Новая кукла
    10. Мазурка
    11. Русская песня
    12. Мужик на гармонике играет
    13. Камаринская
    14. Полька
    15. Итальянская песенкa
    16. Старинная французская песенка
    17. Немецкая песенка
    18. Неаполитанская песенка
    19. Нянина сказка
    20. Баба-Яга
    21. Сладкая грёза
    22. Песня жаворонка
    23. Шарманщик поёт
    24. В церкви

    Пройдемся по страницам «Детского альбома» и послушаем музыкальные зарисовки, пьесы, некоторые из них наверняка вам уже знакомы. В сборнике 24 пьесы, где просматривается несколько сюжетных линий. Мы с вами послушаем часть из них.

    Утренняя молитва

    Первая сюжетная линия связана с пробуждением ребенка и началом дня. День в семье начинался и заканчивался молитвой.

    Мы предлагаем вам послушать «Утреннюю молитву», чьи светлые и лирические интонации полны возвышенного покоя и созерцания. Это своего рода размышления о Боге, о душе.

    Наверняка дети настраивались на добрые дела и поступки, проговаривая тексты молитв. Послушаем её вместе с детьми.

    Зимнее утро

    Своими особыми композиторскими приемами П.И. Чайковский передал поэтическую атмосферу зимнего утра. Стремительное и колючее, тревожное и неприветливое. В такое утро хочется посидеть дома в тепле, почитать книжку или просто прижаться к маме, уткнуться в её теплые ладошки…Вспомните с детьми строчки Ф.Тютчева.

    Чародейкою Зимою
    Околдован, лес стоит —
    И под снежной бахромою,
    Неподвижною, немою,
    Чудной жизнью он блестит.

    И стоит он, околдован,-
    Не мертвец и не живой —
    Сном волшебным очарован,
    Весь опутан, весь окован
    Легкой цепью пуховой…

    Солнце зимнее ли мещет
    На него свой луч косой —
    В нем ничто не затрепещет,
    Он весь вспыхнет и заблещет
    Ослепительной красой.

    Ф. Тютчев передает умиротворенное состояние зимней природы, погрузившейся в волшебный сон при помощи образных метафор. В лучах утреннего солнца она действительно становится похожа на настоящее сказочное королевство! А вот сама музыка. Слушаем «Зимнее утро» из «Детского альбома» Чайковского.

    Мама

    Необычайно трогательные звуки умиротворенности и покоя. Сразу же перед нами встаёт светлый образ матери и все, что связано с вечным символом материнства. Мы чувствуем её нежные руки, слышим ласковый голос, чувствуем защиту и дружескую поддержку, видя её спокойный взгляд.

    Наверное, это были воспоминания Петра Ильича о своей маме, которую он безмерно любил. Недаром всю жизнь он вспоминал её необыкновенные глаза. Послушаем пьесу «Мама» из детского альбома П.И. Чайковского.

    Игра в лошадки

    Но вот душевные переживания сменяются озорными, веселыми мелодиями второй сюжетной линии. Мы погружаемся в безудержное веселье, смех и радость.

    Не было у детей ни машинок, ни самолетиков во времена Чайковского, поэтому для любого мальчика того времени – оловянные солдатики, барабан или игрушечная лошадка были предметом особой гордости.

    Послушайте, как необычно звучит музыка пьесы «Игра в лошадки».

    Марш деревянных солдатиков

    А вот бодро и торжественно звучит «Марш деревянных солдатиков» – одна из самых популярных детских пьес. Слушаешь и представляешь, как маршируют под эту музыку целое войско деревянных солдатиков. Думаю, что и вашим малышам захотелось взять в руки барабан и гордо пройтись, как настоящий бравый солдат, чеканя каждый шаг.

    Болезнь куклы. Похороны куклы. Новая кукла

    А дальше (для девочек особенно) будут интересны темы с куклой. С ней связаны три пьесы. Кукла заболевает. Девочке очень жаль свою куклу. К ней вызывают доктора, но ничего не помогает. Кукла умерла.

    На похороны пришли все, все игрушки. Ведь они так любили куклу! Маленький игрушечный оркестр провожает куклу: Обезьянка играет на трубе. Зайчик – на барабане, а Мишка ударяет в литавры.

    Бедный, старый плюшевый мишка, он совсем промок от слёз.

    Куклу похоронили в саду, рядом с розовым кустом и всю могилу украсили цветами. И вот, однажды, в гости пришёл папин друг. В руках у него была какая-то коробка.

    — Это тебе, Сашенька! – сказал он.

    — Что же там такое, — сгорая от любопытства, думала Сашенька.

    Знакомый развязал ленточку, открыл крышку и протянул коробку девочке. Там лежала прекрасная кукла. У неё были большие синие глаза. Когда куклу покачивали, глаза открывались и закрывались.

    Хорошенький маленький ротик улыбался девочке. Светлые кудрявые волосы ложились на плечи. А из-под бархатного платьица были видны белые чулочки и чёрные лаковые туфельки.

    Настоящая красавица! Сашенька смотрела на куклу и не могла наглядеться.

    — Ну. Что же ты? Бери, она твоя,- сказал папин друг.

    Девочка потянулась и вынула куклу из коробки. Чувство радости и счастья переполняли её. Девочка порывисто прижала куклу к груди и закружилась с ней по комнате, словно в вальсе.

    — Какое счастье, получить такой подарок! – думала Саша. Давайте послушаем пьесу «Новая кукла» из «Детского альбома».

    Сладкая греза

    Одна из любимых мною пьес «Детского альбома»- это «Сладкая греза». Греза — это мечта, трепетное состояние души, созерцание чего-то необычного и возвышенного. Думаю, что нет таких людей, которые бы не мечтали о чем-то своём сокровенном. Поговорите с детьми, спросите, о чем мечтают они.

    Нянина сказка

    Как и в те далекие времена, полный разных впечатлений день заканчивается хорошей доброй сказкой. С затаённым дыханием малыши слушают свои любимые сказки, искренне переживая за любимых героев.

    «Нянина сказка» имеет замысловатый ритмический рисунок, создающий атмосферу сказочности и тревоги. А какие только сюжеты не предлагают дети, слушая пьесу «Нянины сказки» Вот уж где простор для полета детских фантазий! Давайте и мы послушаем эту музыку.

    Песни дальних стран

    Следующая сюжетная линия представлена «Старинной французской песенкой», «Немецкой песенкой», «Итальянской песенкой». В каждой из пьес отражаются особенности народной музыки этих стран.

    Известно, что Петр Ильич очень много путешествовал, и свои впечатления он воплощал в музыке.

    Вот и мы с вами совершим увлекательное музыкальное путешествие и постараемся понять особенности народной музыки и колорит этих стран.

    Немецкая песенка

    «Немецкая песенка» из «Детского альбома» напоминает звучание шарманки и очень похожа на старинный немецкий танец лендер, который танцевали крестьяне, с кружением и притопами в своих деревянных башмаках

    Неаполитанская песенка

    «Неаполитанская песенка» – одна из самых популярных и самых ярких пьес «Детского альбома», отражающая веселый итальянский карнавал. Петр Ильич на основе этой пьесы создал «Неаполитанский танец к балету «Лебединое озеро».

    Музыка Чайковского, как и поэзия Пушкина, приходит к нам в детстве и остается с нами на всю жизнь. Петр Ильич оставил нам прекрасное музыкальное наследие – это наша культура, это наше искусство, без которого не может быть достойного будущего.

    А знаете ли вы, что:

    1. «Детский альбом» написан в мае 1878 года. История его создания неразрывно связана с Каменкой, небольшим украинским селом близ Киева. Каменка –родовое гнездо многочисленной семьи Давыдовых Сам Лев Васильевич Давыдов был большим другом Чайковского и мужем его любимой сестры Александры Ильиничны.

      Каменка была излюбленным местом композитора, где он вдохновенно работал и отдыхал. Это необычайно живописное место Чайковский называл «лучезарным краем». Здесь свое свободное время он проводил среди детей, наблюдал за их играми, слушал их детские истории. Именно необычайно нежные и теплые отношения с племянниками дали толчок к написанию «Детского альбома».

    2. Созданию «Детского альбома» предшествовало и длительное общение с Колей Конради- глухонемым воспитанником П. И. Чайковского. Именно с ним и со своим братом они провели часть времени с 1877-1978 г.
    3. 3. Мысль о посвящении Володе Давыдову «Детского альбома», очевидно, возникла после окончания сочинения.

      Чайковский довольно много времени провел с племянником летом 1878 года в Каменке.

    4. Еще позже в 1878 года из Флоренции он писал Л.В. Давыдову, мужу своей сестры: «Скажи Бобику, что напечатаны ноты с картиночками, что ноты сочинил дядя Петя, и что на них написано: посвящается Володе Давыдову.

      Он, глупенький, и не поймет, что значит посвящается! А я напишу Юргенсону, чтобы послал в Каменку экземпляр.

    Вот такое путешествие состоялось у нас сегодня с вами, дорогие читатели. Надеюсь, что оно было интересно вам и вашим детям.

    И приглашаю почитать другие статьи о музыке для детей:

    Волшебный эффект музыки Моцарта
    Колыбельные песни для детей
    Моцарт для детей

    Для оформления статьи использованы книжные иллюстрации из коллекции Британской библиотеки.

    Кинезиотерапия по Бубновскому — жизнеутверждающие движенияДиета при сахарном диабетеБадяга – семь нот здоровьяДуш ШаркоСкипидарные ванны ЗалмановаПихтовое масло. Лечебные свойства

    Источник: https://irinazaytseva.ru/detskij-albom.html

  • Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.