Ночной молитва исламе

Содержание

Дополнительная ночная молитва

Ночной молитва исламе
27 Авг, 2011 в 19:43 | Просмотров 11 034 | 1 Коммен.

Урок двадцатый

Хвала Аллаху, Который приготовил сады Фирдауса для Своих верующих рабов! И сообщил им о благих деяниях, которые приведут их к этим садам, чтобы они не занимали себя другими делами! И облегчил им пути, ведущие в эти прекрасные сады, чтобы они покорно шли по ним! Благословение и приветствие лучшему из пророков и посланников — Мухаммаду, который выстаивал ночную молитву так долго, что трескались его пятки!

Поистине, этот месяц является месяцем поста и ночных молитв – поклонения дня и поклонения ночи. Верующий поклоняется и ночью, подчиняясь повелению Аллаха, который сказал нашему Пророку (да благословит его Аллах и приветствует):

يَا أَيُّهَا الْمُزَّمِّلُ، قُمِ اللَّيْلَ إِلَّا قَلِيلًا، نِصْفَهُ أَوِ انْقُصْ مِنْهُ قَلِيلًان أَوْ زِدْ عَلَيْهِ وَرَتِّلِ الْقُرْآنَ تَرْتِيلًا.

О закутавшийся! Простаивай ночь без малого, половину ночи или чуть меньше того, или чуть больше того, и читай Коран размеренным чтением  (Аль-Муззаммиль, 1-4).

Аллах Всевышний похвалил обитателей Рая за следующие качества:

كَانُوا قَلِيلًا مِّنَ اللَّيْلِ مَا يَهْجَعُونَ  وَ بِالْأَسْحَارِ هُمْ يَسْتَغْفِرُونَ

Они спали лишь малую часть ночи,а перед рассветом они молили о прощении    (Аз-Зарийат, 17-18).

Он также сказал:

أَمَّنْ هُوَ قَانِتٌ آنَاءَ اللَّيْلِ سَاجِدًا وَ قَائِمًا يَحْذَرُ الْآخِرَةَ وَيَرْجُو رَحْمَةَ رَبِّهِ

Неужели тот, кто смиренно проводит ночные часы, падая ниц и стоя, страшась Последней жизни и надеясь на милость своего Господа, равен неверующему?   (Аз-Зумар, 9).

Аллах Всевышний описал ночную молитву следующими словами:

إِنَّ نَاشِئَةَ اللَّيْلِ هِيَ أَشَدُّ وَطْئًا وَأَقْوَمُ قِيلًا

Воистину, молитвы после пробуждения среди ночи тяжелее и яснее по изложению   (Аль-Муззаммиль, 6).

Ибн Касир (да помилует его Аллах) в тафсире (комментарии) этого аята сказал: «Это по причине того, что ночью можно лучше сосредоточиться на чтении аятов и их осмыслении, чем днём. Потому что день — шумное время суток, время скопления людей для повседневных нужд, для заработка или по другим причинам».

Ночная молитва — это поклонение, связывающее человека с Всевышним Аллахом. Оно делает человека способным преодолеть соблазны этого мира. Делает его способным бороться со своим нафсом (своими страстями). Когда вокруг полный покой и спокойствие, глаза закрываются, а тело требует отдыха.

Когда все остальные спят, молящийся по ночам оставляет свою мягкую и тёплую постель. Он, проявляя терпение, преодолевая свою усталость, проводит часть ночи в поклонении Аллаху.

Именно поэтому дополнительная ночная молитва является самым верным показателем искренности верующего и огромной отличительной чертой, которую Аллах Всевышний похвалил во многих местах Корана.

Ночная молитва — это сунна муаккада[1], к которой Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) побуждал словами:  «Лучшая молитва после обязательных молитв — это ночная молитва»[2].

Ночная молитва, совершённая в Рамадан, имеет свои достоинства и преимущества над ночной молитвой, совершённой в другое время. Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Тому, кто во время Рамадана будет молиться по ночам с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи»[3].

Мусульманину следует стараться присутствовать на молитве таравих[4] для того, чтобы добиться награды за нее. Ему не нужно уходить до тех пор, пока имам не закончит таравих и витр[5], чтобы достичь награды, равной совершению молитвы в течение всей ночи.

Женщинам разрешается посещение мечетей для совершения молитвы таравих, если для них нет искушения в этом, или они сами не становятся искушением для мужчин. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не запрещайте рабыням Аллаха посещать мечети Аллаха!»[6]

Но женщине стоит приходить в мечеть покрытой,  не показывая те части тела, которые Господь приказал ей закрывать. Ей нельзя при этом пользоваться духами, прихорашиваться и громко разговаривать.

Несмотря на великую награду, обещанную тому, кто совершит таравих вместе с имамом, есть люди, которые относятся к этому небрежно. Есть те, которые не представляют себе ужасы Дня воскресения, того дня, когда люди выйдут толпами, чтобы им показали их деяния.

Они не вспоминают о мраке и одиноком страхе, который будут испытывать в могиле. Тогда как ночная молитва станет для человека светом, рассевающим мрак могилы.

Не говоря уже о прощении грехов и прегрешений человеку, совершающему ночную молитву и о наградах и воздаянии, которые приготовил ему Аллах.

Некоторые люди целый день бегают по своим делам, по улицам, магазинам или спортзалам, но ленятся совершить эту непродолжительную молитву, которая занимает немного времени.

Я бы хотел сделать несколько замечаний моим уважаемым единоверцам относительно ночной молитвы таравих, совершаемой в месяц Рамадан.

1) Является сунной продлевать ночную молитву, и посему не стоит тебе сетовать на это и выражать досаду. Перебори себя и помни, что ты находишься в поклонении Аллаху. Остерегайся после молитвы переброситься с теми, кто молился рядом, словами: «Что-то долговато мы читали и подустали».

Твои деяния могут стать тщетными по причине такой досады и недовольства. Иногда можно услышать, что кто-то даже говорит: «Такой-то имам чуть ли не до утра продлевает молитву».

Хотя ныне молитва таравих не длится больше полутора  часов! Ты с лёгкостью можешь вспомнить, что порой, чтобы решить своё какое-нибудь мирское дело, тебе приходится долгое время ожидать, но ты не проявляешь никакой досады.

2) Не оставляй в своей молитве никакой доли для шайтана. Он может толкать тебя к мыслям и поступкам, приводящим к показухе и желанию быть восхвалённым. Шайтан всячески пытается удержать тебя от благих деяний. Но если ты, осилив свой нафс, начнёшь совершать благой поступок, он примчится к тебе для того, чтобы сделать недействительным твоё деяние по причине показухи или тщеславия.

3) Тебе не стоит повышать свой голос, когда имам взывает к Аллаху в мольбах. Следи также за тем, чтобы твой плач во время молитвы не переходил в громкие рыдания.

Ведь для нас примером для подражания служит посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), от которого, когда он плакал, исходил звук, схожий с шипением кипящего котла[7]. Этого нам достаточно.

Тебе нужно следовать лучшему руководству.

4) На протирание лица ладонями после дуа во время совершения молитвы витр нет ясных доказательств из Корана и Сунны.

5) Не ешь много еды перед молитвой таравих, чтобы ты мог молиться спокойно, не чувствуя неудобств от переедания.

6) На тебе есть одно из прав твоих детей – их воспитание, также на тебе обязанность призыва к одобряемому. Приводи их с собой на групповые молитвы и на таравих, ставь их рядом с собой в ряду молящихся. Приучай их с раннего возраста к поклонению.

7) Перед тем, как отправиться в мечеть, старайся чисто и опрятно одеться и использовать благовония (мужчинам), подчиняясь следующим словам Аллаха:

يَا بَنِي آدَمَ خُذُوا زِينَتَكُمْ عِندَ كُلِّ مَسْجِدٍ

О сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети(Аль-А’раф, 31).

8) Береги свой язык от разговоров об имаме. Берегись злословить по отношению к нему или высмеивать его. Если у тебя есть свой взгляд на вещи, своё видение положения, то поделись с ним этим. Делай ему наставление, ведь религия – это наставление.

9) Отдались в этот месяц от частых встреч с людьми. Освободи своё время для дел загробной жизни. Не походи после молитвы таравих на освободившуюся птицу.

После совершения дневного поста и ночной молитвы береги себя от всего, что вызывает гнев Аллаха: смотреть на запрещённое шариатом, слушать музыку, злословить, сплетничать, высмеивать людей, сквернословить, пустословить, смотреть на чужих женщин и совершать  другие запретные дела.

Я призываю мусульманок покрываться и быть стыдливыми. И пусть мусульманка знает, что молитва, совершённая дома, лучше для неё, чем молитва, совершённая в мечети.

Умм Хумейд жена Абу Хумейда ас-Саъидий (да будет доволен ими обоими Аллах) передала, что однажды она пришла к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и сказала: «О посланник Аллаха! Я люблю совершать намаз вместе с тобой!» На что он  ответил: «Я знаю, что ты любишь совершать намаз вместе со мной. Однако совершение намаза во внутренней части твоего дома лучше для тебя, чем совершение намаза в твоей прихожей. А совершение намаза в твоей прихожей лучше для тебя, чем совершение намаза во дворе твоего дома. А совершение намаза во дворе твоего дома лучше для тебя, чем совершение намаза в мечети твоего племени. А совершение намаза в мечети твоего племени лучше для тебя, чем совершение намаза в моей мечети»[8].

Абдуллах ибн Масъуд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Женщина не сможет приблизиться к Аллаху большим деянием, чем пребывание у себя дома».

Если ты пришла в мечеть, то береги свою религию. Смотри за своими детьми, чтобы они не тревожили молящихся людей. Используй своё нахождение среди молящихся женщин для призыва к Аллаху.

Используя это драгоценное время, обучай правилам омовения или молитвы тех, кто не знаком с ними. Тебе нужно выйти из мечети сразу же после завершения молитвы для того, чтобы не смешиваться с мужчинами.

Остерегайся прийти ради повиновения Аллаха, но вернуться к себе домой с грехами и прегрешениями.

О Аллах, прими наш пост и наши молитвы! О Аллах, содействуй нам в подчинении Тебе и отдали нас от запретного! О Аллах, исправь наше положение и положение всех мусульман! Господь наш, прими от нас, поистине, Ты – Слышащий, Знающий! Прости грехи нам, нашим родителям и всем мусульманам! Да благословит Аллах нашего пророка Мухаммада, его семью и всех его сподвижников!

Абдуль-Малик аль-Касим“40 уроков тем, кто застал Рамадан”Переведено сайтом «Почему Ислам?»

www.whyislam.to

  • [1] Сунна муаккада (закреплённая или утвердительная сунна) – это то, что  Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) выполнял постоянно и пропускал очень редко (прим. пер.).
  • [2] «Сахих» Муслима (1163).
  • [3] «Сахих» Бухари (2009) и «Сахих» Муслим (759).
  • [4]  Дополнительная молитва, совершаемая в течение месяца Рамадан после ночной молитвы (прим. пер.).
  • [5] Заключительная молитва, совершаемая после дополнительной ночной молитвы (прим. пер.).
  • [6] «Сахих» Бухари (900).
  • [7] Как об этом сказано в хадисе, переданном в «Муснаде» Ахмада (4/25,26), «Сунане» Абу Дауда (904) и «Сунане» Насаи (3/13).
  • [8] «Муснад» Ахмада (6/371).

Источник: https://www.whyislam.to/ramadanlesson/kyyamul-lail.htm

Блог Академии Корана

Ночной молитва исламе

Намаз является одним из пяти столпов, на которых зиждется Ислам. Первое, что отличает мусульманина от остальных людей, после произнесения свидетельства единобожия, – это чтение молитвы. В достоверном хадисе говорится: «Намаз – самое важное дело и опора ислама» (передан Ахмадом, Ат-Тирмизи и др.).

В некоторых мусульманских странах по человеку, который не молился при жизни, не совершается погребальная молитва. Это свидетельствует о трепетном, ответственном отношении уммы – общины мусульман – к данному обряду поклонения.

Именно поэтому, как только пришло время, мусульмане спешат совершить молитву без промедления.

Намаз является одним из пяти столпов, на которых зиждется Ислам. Первое, что отличает мусульманина от остальных людей, после произнесения свидетельства единобожия, – это чтение молитвы. В достоверном хадисе говорится: «Намаз – самое важное дело и опора ислама» (передан Ахмадом, Ат-Тирмизи и др.).

В некоторых мусульманских странах по человеку, который не молился при жизни, не совершается погребальная молитва. Это свидетельствует о трепетном, ответственном отношении уммы – общины мусульман – к данному обряду поклонения.

Именно поэтому, как только пришло время, мусульмане спешат совершить молитву без промедления.

Время намаза

Как пришло в Коране, у любого салята есть предназначенное ему время. Мусульманин обязательно молится пять раз в день. Временные промежутки молитв подробно описываются в книгах по исламскому праву со ссылками на слова и действия Посланника (мир ему и благословение Аллаха). Знание об особенностях и условиях намаза было передано Пророку через ангела Джибриля.

Пять намазов называются следующим образом:

  • Фаджр (рассветный намаз);
  • Зухр (обеденный намаз);
  • Аср (послеполуденный намаз);
  • Магриб (закатный намаз);
  • Иша (ночной намаз).

Салят не читается при восходе и заходе солнца, а также во время зенита.

Некоторые мусульмане полагают, что занятость на работе или учебе, нахождение в пути, болезнь, прогулка на улице или торговом центре могут служить оправданием для пропущенной молитвы. Однако это не так.

Когда человеку затруднительно совершать некоторые действия (например, во время болезни или в дороге, в старости), для него предусмотрены облегчения: если невозможно читать намаз стоя, разрешено молиться сидя. Сложно сидеть – можно читать лежа, не получается лежа – читают глазами.

Если человек не может делать знаки глазами, тогда совершает молитву сердцем. Но не оставляет ее. В пути можно сокращать 4-х ракяатные намазы до 2-х ракяатных (при выполнении определенных условий).

Если совершение молитвы вовремя предписано даже тем, кто не в состоянии пошевелить глазами, какие причины для пропуска времени могут быть у здоровых мусульман? Только такие, что не зависят от него: потеря сознания, сон, забывчивость (при условии, что человек проспал не специально и предпринял все возможное, чтобы не пропустить намаз – вовремя лег спать, поставил будильники и т.п.).

Если человек пропустил намаз, он восполняет его сразу, как только придет в сознание, проснется или вспомнит.

Важно совершать все молитвы вовремя, иначе есть риск, что они не будут приняты Всевышним. О халатном отношении ко времени, положениям солята Аллах предостерегает в Коране, упомянув пренебрежение к намазу наряду с лицемерием:

Горе молящимся, небрежным к своим молитвам, которые лицемерят (107: 4-6).

Каждый мусульманин боится быть похожим на лицемеров, ведь для них уготовлены худшие мучения. Поэтому верующие стремятся искоренить в себе присущие грешникам характеристики, стараясь совершать молитву как полагается и оберегая ее.

Обязательные намазы

Обязательные молитвы (фард) – это те, совершив которые человек получает награду, а за их оставление ему записывается грех. Рассмотрим подробнее, какие молитвы относятся к обязательным в Исламе.

Как было упомянуто ранее, мусульмане ежедневно совершают 5 молитв: утреннюю (состоит из двух ракяатов), полуденную (четыре ракяата), послеполуденную (четыре ракяата), вечернюю (три ракяата) и ночную (четыре ракяата).

Помимо ежедневных молитв, мусульмане должны выполнять следующие намазы:

  1. Пятничный (джума) намаз для мужчин. Читается в мечети с имамом, время его совершения приходится на полуденную молитву. Перед пятничным намазом, который состоит из двух ракяатов, имам произносит хутбу – проповедь. К выполнению салята джума верующих в пятницу призывает два азана. Совершивший джума, уже не читает полуденную молитву.
  2. Праздничные (Ид) намазы. Совершаются в дни двух великих исламских праздников – Жертвоприношения и Разговения, после того, как взошло солнце. Со времен Пророка все мусульмане собирались на открытых площадях для совместного совершения праздничных двухракяатных намазов, которым предшествовали увещевания – проповеди.
  3. Молитва при погребении (джаназа). Совершается по усопшему перед преданием тела земле. В этой молитве отсутствуют какие-либо поклоны. Для выполнения обязательства достаточно, чтобы салят-джаназа выполнила группа верующих. В случае если не окажется совершивших погребальную молитву, грех ляжет на плечи всей уммы.

Чтение перечисленных трех намазов осуществляется совместно – джамаатом. Во время намаза мусульмане выстраиваются в ряды за имамом и совершают все действия за ним. Порядок выстроившихся людей таков: сначала стоят мужчины, затем – дети. В дальней части зала молятся женщины-мусульманки. Смешивать мужские и женские ряды категорически запрещается, это противоречит целомудрию и скромности.

Для мужчины лучшим местом совершения коллективной молитвы считается первый ряд среди молящихся, худшим рядом является последний. Поэтому мужчины спешат на совместный намаз и остерегаются опоздания на него. Для женщин же, наоборот, предпочтительными являются последние ряды – там, где они находятся подальше от мужчин и поближе к выходу, что позволяет уйти незамеченными.

Суннат намазы

Помимо обязательных молитв, существуют желательные – суннат намазы. За их выполнение записывается награда, но за пропуск не будет греха. Суннат намазы, которые читаются до или после фард-намазов, называют «рауатиб». Их время соответствует времени выполнения обязательных молитв. К ним относятся:

  1. Два ракаята перед фаджром;
  2. Четыре ракяата до зухра;
  3. Два ракяата после зухра;
  4. Два ракяата после магриба;
  5. Два ракяата после иша

Хотя за пропуск салята рауатиб не будет греха, мусульмане стараются не пропускать их, потому что в Сунне пришло предупреждение относительно высокой степени и мудрости выполнения желательных молитв.

Дьявол – шайтан всеми способами стремится остановить верующего от совершения поклонения Всевышнему, и делает все возможное, чтобы мусульманин пропустил салят, или вовсе перестал молиться. Однако шайтану сложно заставить человека оставить сразу все намазы, поэтому он начинает с малого.

Когда мусульманин читает обязательные и дополнительные молитвы, то сатана побуждает его оставить сначала желательные. Если верующий поддается его наущениям, оставив рауатиб, он не заработает греха. Когда иман (вера) мусульманина повысится, он непременно возвращается к совершению суннат намазов.

Верующего, не читающего рауатиб, шайтан наущает сразу на пропуски фард-намазов, а оставление фард-намазов является куфром.

Таким образом, желательные молитвы – своеобразная защита для обязательных намазов, защита, которую сатане не удается быстро пробить. Поэтому первые мусульмане трепетно относились не только к фардам, но и суннатам: в истории передается, как они переживали, если по той или иной причине им приходилось пропустить желательные молитвы.

Витр

Ученые разошлись во мнениях относительно положения намаза Витр. Большинство посчитало этот намаз желательным – сунной, в то время как ученые ханафитского мазхаба назвали молитву Витр ваджибом.

Ваджиб, в соответствии с определением ханафитов, в обязательности ниже фарда, но выше сунны. Совершающий ваджиб мусульманин получает награду, оставляющий его – достоин наказания.

В переводе с арабского Витр звучит как «нечетный». Эта молитва состоит из нечетного количества ракяатов (в самой распространенной форме их три), в последнем читается дуа (молитва) Кунут. Витр-намаз совершают по прочтении молитвы Иша (после Витра до фаджра намазы уже не читают).

Нафиль намазы

По своему усмотрению мусульманин в течение дня может выполнять нафиль (дополнительные) молитвы. В Сунне приходят многочисленные примеры дополнительных салятов. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Тахаджуд (ночной дополнительный намаз). Этот салят читают после  совершения фарда и сунната Иша, до выполнения Витра (так как Витр – последний намаз за день). Читают его по два ракяата – до восьми в общей сложности.
  2. Истихара (просьба помощи). Этот салят читается, когда человек приступает к новой работе, либо стоит перед выбором, не зная, как правильно поступить. Прочитав два ракяата намаза, мусульманин произносит дуа-истихара, прося помощи у Аллаха. И, полагаясь на Всевышнего, делает выбор. Если для него он окажется благом – Аллах предопределит благой исход и успех, если же окажется злом – Всевышний убережет его и заменит лучшим.
  3. Духа (дневной намаз). Читается по два ракяата, время его – после восхода солнца до зенита.
  4. Истиска (молитва о дожде). Совершается в период засухи, индивидуально или группой (джамаатом) мусульман, на полях, в мечетях. После совершения двух ракяатов произносится молитва о ниспослании дождя.
  5. Кусуф и хусуф (молитвы затмения). Их читают при затмении солнца и луны, джамаатом в мечетях. В каждом из двух ракяатов дополнительно совершается по одному поясному поклону, после которого продолжается стояние. Мнение ученых относительно обязательности этого намаза разделилось (фард или сунна).

Положения намаза

Чтобы намаз был действительным, нужно знать определенные правила – как его читать, каковы условия. Рассмотрим некоторые положения, выполнение которых обязательно для принятия этого вида поклонения.

Кому обязательно читать намаз:

  1. Мусульманину и мусульманке;
  2. Достигшим полового созревания (детям читать намаз необязательно, однако в целях воспитания и привития любви к поклонению желательно обучать их намазам с семи лет);
  3. Находящимся в здравом уме (на умалишенных эта обязанность не возлагается).

Условия намаза

Для действительности поклонения, перед намазом необходимо выполнить следующие условия:

  1. Очистить тело, одежду, место молитвы от нечистот;
  2. Очиститься от осквернения, совершив малое или большое омовение;
  3. Покрыть аурат – части тела, которые нельзя открывать перед посторонними;
  4. Направиться в сторону киблы (Каабы в Мекке);
  5. Читать намаз, когда его время зашло;
  6. Иметь намерение совершить тот или иной салят.

Обязательные составляющие

Сам намаз состоит из действий, которые необходимо совершать в определенном порядке. В саляте должны быть следующие составляющие:

  1. Произнесение слов «Аллаху акбар» в начале чтения;
  2. Стояние;
  3. Чтение Корана;
  4. Совершение поясного поклона;
  5. Совершение земного поклона;
  6. Последнее сидение перед приветствием.

Порядок выполнения

Чтобы научиться читать любой намаз, достаточно узнать, как совершается двухракяатное поклонение.

  • После выполнения необходимых условий намаза, мусульманин произносит такбир тахрими (слова «Аллаху акбар»). После такбира человек не должен думать о мирском: нужно осознавать, что он находится в поклонении перед Всевышним. На замену мыслям о бренном мире приходит размышление об аятах Корана, словах поминания Аллаха.
  • Далее читается дуа аль-истифтах (слова, произносимые в начале намаза). Текст этого дуа приходит в разных вариациях – в зависимости от того, на какой хадис опирается мазхаб.
  • После дуа читают истиазу (слова защиты от шайтана) и басмалю («Бисми-Лляхи-р-Рахмани-р-Рахим). Далее произносится сура Аль-Фатиха, первая сура в Коране. В этой суре отображены главные основы Ислама, поэтому важно знать значение читаемых аятов.
  • За сурой аль-Фатиха следует чтение любой другой суры из Корана (достаточно прочитать три и более аята).

На этом стояние в первом ракаяте завершается.

  • После стояния и чтения Корана совершается поясной поклон, в котором произносятся слова поминания Аллаха.
  • Выпрямившись из поясного, нужно сделать земной поклон, в котором также произнести слова поминания – зикры. Важно, чтобы лоб и ступни касались земли, а локти, наоборот, не соприкасались с ней. Земной поклон нужно совершать на семь точек: лоб с носом, ладони, колени, подушечки пальцев ног. После первого земного поклона необходимо сесть, остановиться в этом положении, и снова совершить земной поклон.

На этом первый ракяат закончен.

  • Второй ракяат начинается со стояния, басмали и чтения Аль-Фатихи. После «Открывающей Коран» читается любая другая сура (желательно, чтобы она находилась в Коране после той, что читали в первом ракяате).
  • Далее действия повторяются: поясной поклон, выпрямление из него, два земных поклона с сидением между ними.
  • Завершив второй ракяат в двухракяатном намазе, человек не встает, а остается сидеть.
  • Во время последнего сидения читаются слова ат-Тахият, Салават (приветствие Пророку), дуа (большинство богословов говорит о молитве из Корана «Раббана», либо другом дуа на арабском языке).
  • Поклонение завершается салямом: сначала в правую, потом в левую сторону.

Трех- и четырехракяатный салят разнятся тем, что при их совершении не нужно читать Салават и дуа после второго ракяата: произнеся ат-Тахият, нужно встать на третий ракяат. В третьем и четвертом ракяате читается только сура Аль-Фатиха. Завершив четвертый ракяат, нужно совершить последнее сидение, которое описано выше.

После намаза желательно произносить тасбих (слова поминания Аллаха).

Как видно, совершение молитвы – дело несложное, однако великое по значимости и обещанной награде. Для чтения салята не нужно много времени, а необходимость его совершения держит мусульманина в тонусе, в состоянии чистоты – духовной и телесной.

Во время совершения молитвы читается Коран – лекарство для сердец. Сегодня доступно множество записей чтения сур для намаза, слушать которые можно совершенно бесплатно. Также для наглядности есть возможность скачать видео о намазе – и все становится еще проще.

Перед истинно верующим человеком не будет преград для осуществления дел, которые повелел Всевышний и которые Он любит. Нужно только начать, а Аллах не оставит без помощи верующих.

Источник: https://ru.QuranAcademy.org/blog/62-namaz

Ночная молитва в исламе: порядок выполнения иша-намаза

Ночной молитва исламе

Ночной намаз – это логическое завершение дня верующего, в ходе которого он молит Аллаха о принятии совершённых в течение суток благих деяний и просит помощи в предстоящих делах.

В Священном Коране во многих местах можно найти слова Всевышнего о необходимости выполнения людьми молитв в течение дня. Приведём лишь один аят, но весьма красноречивый:

«Обязательно совершайте молитвы и не сторонитесь выплаты закята…» (22:78)

Пятым по счёту обязательным намазом в течение дня является иша (на арабский манер) или ясту (как обычно говорят представители тюркских народов). Многие русскоязычные мусульмане называют эту молитву ночной.

Когда можно приступать к чтению ночной молитвы?

Согласно мнению подавляющего большинства богословов всех направлений ислама, ясту-намаз можно читать с момента наступления темноты, то есть исчезновения вечернего света на горизонте, и до утра.

Но в сборниках высказываний Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.

), составленных прославленными хадисоведами аль-Бухари и ат-Тирмизи, можно найти информацию о предпочтительности совершения ночной молитвы либо в первой трети тёмного времени суток, либо до начала второй половины ночи.

Время совершения иша-намаза в российских городах на 2018 год можно скачать здесь

Структура молитвы иша

Формально ночной намаз состоит из четырёх ракагатов (ракаатов) фарда и двух – суннат.

Также многие мусульмане практикуют чтение молитвы витр, которая находится в ранге ваджиб (обязательной, но отрицание её обязательности не приводит к выходу из ислама, но составляет большой грех), сразу после двух ракагатов суннат.

Кроме того, в ранге сунны, но не усиленной (муаккада), находятся 4 ракагата суннат перед фардом. Мы не будем подробно останавливаться на описании этих дополнительных ракагатов суннат и сразу приступим к фарду (пример которого вы можете посмотреть на видео).

Примечание: описываемые далее положения рук и ног, туловища человека представлены для мужчин. Для женщин они имеют некоторые отличия.

4 ракагата фарда ясту-намаза

Ракагат №1

Ният (намерение). Любое дело оценивается, помимо результативности и пользы, по намерению, которое вкладывал в него человек. Именно поэтому важно, чтобы непосредственно перед намазом верующий мысленно подготовился к поклонению своему Создателю. Скорее всего, именно с этим связано то, что нет какой-то одной формулы нията.

Готовый к молитве и очистившийся при помощи омовения мусульманин должен в сердце иметь стойкое желание в данную минуту и в этом месте совершить религиозный обряд как мысленно, так и своим телом.

Иначе повторение из раза в раз зазубренной формулы может поменять искреннее стремление к довольству Аллаха, по сути, бессмысленным автоматизмом.

То есть верующий становится по направлению к Каабе, мысленно готовится к поклонению, проговаривая на любом языке про себя: «О, Аллах, имею намерение прочитать 4 ракаата фарда молитвы иша».

Такбир-тахрим.

Вслед за ниятом произносится такбир-тахрим «Аллаху Акбар»(«Аллах Велик»), поднимая руки до уровня головы и дотрагиваясь большими пальцами до мочек уха (такое прикосновение характерно только для представителей ханафитского и маликитского мазхабов, в отличие от шафиитского и ханбалитского). Именно с этого момента дан старт ритуалу поклонения, и молящийся уже не может совершать посторонних движений.

Кыям (стояние). Во время кыяма взгляд верующего направлен в точку, которой предположительно коснётся его лоб в момент земного поклона.

Правая рука поставлена на левую, обхватывая её большим пальцем и мизинцем. При этом руки расположены ниже пупка (у ханафитов), или выше пупка до груди (шафииты), или же вовсе опущены (маликиты).

Ханбалиты сами решают, как именно будут держать руки в кыяме.

В стоячем положении верующий читает дуа «Сана»:

«Субханяка Аллахумма уа бихамдикя, уа табаракасмукя, уа та’аля джаддука, уа ля Иляха гайрук»

Смысловой перевод: «Хвала Всевышнему Аллаху! Твоё имя – самое великое. Никто не равен Тебе. Никто не достоин поклонения, кроме Тебя».

Такой вариант дуа «Сана» свойственен представителям ханафитского, маликитского и ханбалитского мазхабов. Шафииты используют другую версию этой мольбы-дуа:

«Уаджахту ваджхия лиллязи фатарас-самавати уаль-ард, ханифям муслима, уа ма ана миналь-мушрикин, иннас-саляти уа нусуки, уа махья, уа мамаати лилЛяхи Раббиль-‘алямин, ля шарикя лях, уа би зяликя умирту уа ана минал-муслимин»

Смысловой перевод: «Направляю своё лицо к Тому, Кто создал небеса и землю. Я поклоняюсь только Аллаху, поистине, моя вера, молитвы, жизнь и смерть – все это под властью Аллаха, Который Один и не имеет никакого сотоварища. Я совершаю то, что мне приказано, я, поистине, из числа мусульман».

Теперь молящийся проговаривает слова: «А’узу билЛяхи минашшайтанир-ражим, бисмилЛяхи-р-Рахмянир-Рахим» («Прибегаю к Всевышнему Творцу от дьявола, достойного побития камнями. Именем Аллаха, Милостивого и Милосердного [даю старт делу]»). Далее нужно прочитать суру «Аль-Фатиха», вслед за которой следует дополнительная сура.

Ей может быть абсолютно любая, но обычно выбор падает на какую-то короткую суру либо на три последующих друг за другом аята. В качестве примера короткого коранического стиха можем предложить «Аль-Кадр». Священные аяты читаются вслух, если человек выполняет намаз один.

Если речь идёт о коллективной молитве, то имам громко произносит суры и аяты в рамках первого и второго ракаатов фардовой части.

Руку’ ( ил рукугъ – поясной поклон). В концовке начального кыяма произносится такбир, человек опускает руки и ладонями упирается в коленные чашечки, его тело при этом прогибается под 90 градусов (так что сбоку напоминает букву «Г»).

Руки при этом опираются на коленные чашечки, взгляд направлен на стопы. В этой позе три раза следует повторить про себя слова: «Субханя Раббиал-‘Азыйм»(«Пречистый [от всего плохого] наш Великий Господин»).

Выход из поясного поклона производится с фразой (вслух): «Сами’аЛлаху лимян Хямидя»(«Аллах слышит тех, кто Его прославляет»). После выпрямления тела руки опущены по швам.

В этот момент про себя проговаривается: «Раббаня ляКаль-хамд»(«О Господь! Тебе все хвалебные слова»). Далее молящийся говорит такбир и совершает земной поклон.

Суджуд (саджда или земной поклон). При переходе в положение суджуда мусульманин поначалу опускает на пол колени, а за ними уже руки и голову. Ладони должны быть поставлены на линии головы (ханафиты).

Шафииты располагают их ближе к плечам. Молящемуся необходимо прикасаться к коврику для намаза или иной поверхности носом и лбом одновременно. Глаза закрывать нельзя.

Ханбалиты в первую очередь опускают на пол ладони, а за ними – колени и голову.

Находясь в суджуде, трижды произносится: «Субханя Рабби аль-А’ля» («Пречистый Мой Величайший Господин»). Потом человек выходит на несколько секунд из склонённого положения, сказав такбир и расположившись сидя (эта поза по-арабски именуется как ку’уд).

Молящийся садится на левую ногу, в то время как правая согнута таким образом, что пальцы ступни смотрят в сторону кыйблы. Кисти рук расположены на бёдрах. Далее вновь проговаривается такбир и наступает пора для ещё одного суджуда, в рамках которого повторяется фраза «Субханя Рабби аль-А’ля». Выход из земного поклона знаменует такбир.

Так завершается первый ракаат. Мусульманин занимает стоячую позицию (кыям).

Ракагат №2

Встав в полный рост, верующий громко рецитирует суру «Фатиха» и другую суру Заключительного Божьего откровения (например, «Аз-Залзала»). Далее идут поясной и земной поклоны – так же, как в предыдущем ракаате.

Далее наступает такой элемент молитвы, как ку’уд. Арабское слово буквально переводится как «сидение». Фактически мусульманин садится так, как сидел между двумя земными поклонами. Так он приступает к чтению дуа «Ташаххуд»:

«Аттахияту лилЛяхи уас-салавату уаттаиибат. Ассаляму ‘аляйка, айюханнабию, уа рахматулЛахи уабарякятух. Ассаляму ‘аляйнэ уа ‘алээ ‘ыйбадилляхи-с-салихин. Ашхаду ал-ляя-иляха илля-Ллаху, уа ашхаду ан-на Мухаммадан гябдуху уа Расулюху»

Смысловой перевод: «Приветствие, молитвы и хвала Тебе, о, Аллах! Мир тебе, наш Пророк, милость тебе от Аллаха и Его благословение. Приношу свидетельство, что нет никого божества, кроме Всевышнего Аллаха. Приношу свидетельство, что Мухаммад – Его раб и посланник».

Обычно, когда проговаривается формула шахады («Ашхаду ал-ляя-иляха илля-Ллаху»), читающий намаз жестикулирует правым указательным пальцем – т.е. приподнимает влоть до фразы «уа ашхаду ан-на Мухаммадан гябдуху уа Расулюху». По окончании «Ташаххуда» молящийся поднимается на 3-й ракагат.

Ракагат №3

Эта часть фард-намаза совершается так же, как и первая. Отличия лишь в том, что здесь нет дуа «Сана», и дополнительных аятов Корана после «Фатихи». К слову, эта сура в третьем и последующем ракагате читается уже про себя. После неё сразу же делается рукугъ и саджда, а затем следует 4-й ракагат.

Ракагат №4

В кыяме заключительного ракагата фарда ночной молитвы читается про себя первая сура Корана, после которой молящийся сразу идёт в поясной и земной поклоны. Как и во втором ракагате, в сидячей позиции (ку‘уд) мусульманин проговаривает про себя «Ташаххуд». Потом – дуа «Салавата»:

«Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин уа ‘аля Али Мухаммад. Кяма салята ‘аля Ибрахима уа ‘аля Али Ибрахима. Иннякя хамиидун-маджиидъ. Аллахумма барик ‘ аля Мухаммадин уа ‘аля Али Мухаммадъ. Кяма баракта ‘аля Ибрахима уа ‘аля али Ибрахима, инняка хамиидун маджиидъ»

Смысловой перевод: «О Всевышний! Благослови Мухаммада и его семью, как Ты ранее благословил Ибрахима и его семью. Воистину, Ты Хвалимый. О Всевышний! Пошли благословения Мухаммаду его семье, как Ты благословил Ибрахима и его род. Поистине, Ты Хвалимый и Достойный славы».

Следующий шаг – чтение отрывка из коранической суры «Корова»:

«Раббана, атиня фиддунья хасанатау уа фил ахирати хасанатау уа кыня газабаннар» (2:201)

Смысловой перевод: «О Господин наш! Подарим нам в этом мире и вечности добро! Защити нас от Огня Ада и его тягот».

Всё вышеперечисленное в рамках ку’уда (сидения) мусульманин читает не громко, а про себя.

Однако следующий шаг – приветствие в обе стороны (при котором взгляд направляется, соответственно, на правое и левое плечо) – он совершает, ясно проговаривая: «Ас-саляму ‘аляйкум ва рахматуллах»(«Приветствие вам и милость Аллаха»).

Мусульманские учёные отмечают, что в ходе такого приветствия человек обращается к ангелам, записывающим дела, а также другим правоверным из числа людей и джиннов.

В конце намаза молящийся три раза проговаривает «Астагъфируллахи»(«Аллах, прости меня») и делает дуа с такими словами:

«Аллахумма антас-саляму уаминкя-с-салям. Табаракта я зял-джаляли вал-икраам. Амин»

Смысловой перевод: «О Всевышний Господин! Ты – вселенная, и Ты – её источник. Молим Тебя о Твоём благословении. Аминь». Приветствие обычно произносится в фардовой части молитвы вслух, но дуа проговаривается про себя. И во время последней мольбы верующий возвышает свои ладони на уровень плеч, груди или лица. После завершения этого дуа он протирает лицо ладонями.

Итак, мы разобрали пошагово порядок совершения фарда намаза ‘иша в деталях. Переходим к следующему этапу.

2 ракагата суннат

Порядок чтения этой части ежедневной молитвы ясту, в целом, похож на тот, что был описан нами в контексте фардовой части. Естественно, слова намерения видоизменяются.

Кроме того, такбиры, приветствия, суры – словом, все элементы намаза произносятся про себя. За суджудом 2-го ракагата верующий садится в ку’уд, где читает «Ташаххуд», «Салават», аят «Раббаня…» из суры «Корова».

Далее в обе стороны совершается приветствие и читается заключительная мольба-дуа.

3 ракагата намаза-витр

Порядок этой молитвы не сильно отличается от описанного выше. Однако в заключительном – третьем – ракагате есть несколько важных нюансов.

Так, вся молитва витр обычно читается про себя и отдельно (не с джамаатом), даже в мечети. Но во время Рамазана мусульмане, собравшиеся в мечети, совершают её коллективно. Если же в месяц поста верующий во время ясту-намаза остался дома, то в ходе витра он тоже проговаривает соответствующие элементы вслух.

Ещё одна особенность: после «Фатихи» и дополнительной суры в 3-м ракагате (желательной здесь считается сура «Аль-Ихляс») следует произнести дуа «Кунут»:

«Аллахумма, ин-ня нястя’ыйнукя вя нястягъфируКя вя нугъмину бикя вя натавяккялю ‘аляйКя вя нузни ‘аляйкаль-хайра кулля. НашкуруКя вя ля накфуруКя вя нахнагу ляКя вя нахлягу вя натруку май йакфурук. Аллахуммя! Йакя на’буду вя лякя нуссалли вя нас-джуду вя иляйкя нас'а вя нахфид. Нарджу ряхмятякя вя нах-афву ‘азабякяль-джид. Иння ‘азябяка биль-кяфирииня мухликъ!»

Смысловой перевод: «О, Аллах! Поистине, мы умоляем о помощи и прощении с Твоей стороны, уверовали в Тебя и хвалим за всё то добро, которое мы получили от Тебя. Мы несказанно благодарны Тебе, мы не являемся неблагодарными Тебе, подчинены Твоему приказу и преданы Тебе. Мы не те, кто посмел отвергнуть веру в Тебя.

О, Аллах! Только Ты достоин поклонения, что мы делаем только в отношении Тебя, к Тебе обращены наши молитвы и просьбы, перед Тобой мы находимся на коленях. Мы трудимся, прилагаем усилия, чтобы добиться Твоего благословения. Мы полагаемся только на Твою милость.

Нам страшно от Твоей жестокой кары! Без сомнений, Твоё наказание настигнет всех неверующих!»

Это лишь краткое описание намаза витр. Более подробно о порядке её совершения с позиции различных мазхабов можно узнать в специальном материале на нашем сайте.

4 ракагата суннат

Ещё раз напомним, что эта часть ночного намаза ’иша, не считается усиленной сунной, в отличие от описанных выше 2 ракаатов, и читается в самом начале – перед фардом.

В целом, порядок выполнения четырёх ракагатов суннат идентичен вышеописанному. Однако в каждом из них после «Аль-Фатихи» читаются дополнительные короткие суры либо идущие подряд аяты (не менее трёх). Все элементы суннат-намазов произносятся про себя.

Источник: https://islam.global/verouchenie/namaz/nochnaya-molitva-v-islame-poryadok-vypolneniya-isha-namaza/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.