Молитва в мечети женщинам

Содержание

Групповые молитвы женщин в исламе нежелательны – имам из Ташкента

Молитва в мечети женщинам

Религиозные экстремисты объявили охоту на имама-хатыба Ташкента Анвара Турсунова. Поводом стали неосторожные высказывания священнослужителя о том, что женщинам нельзя молиться сообща. 

Известный религиозный деятель Анвар-кори Турсунов (кори – человек, знающий Коран наизусть – прим. ред.), занимающий должность главного имама-хатыба Ташкента, оказался в центре опасного для него скандала, в связи с которым он был взят под охрану, а доступ прихожан на территорию столичной мечети «Минор» ограничен, сообщает AsiaTerra.

Все началось с нескольких опрометчивых фраз, которые Турсунов произнес для снимавшейся несколько месяцев назад пропагандистской телепередачи «Отин ойининг сўнгги ови» («Последняя охота религиозной наставницы»), посвященной осуждению жительницы Ташкента Фатимы Абдулладжановой, организовавшей религиозное обучение женщин на дому (что запрещено законодательством Узбекистана). 11 сентября передача была показана на национальном канале «Узбекистан».

Анвар-кори Турсунов

В ней показали и Анвара-кори, заявившего «на камеру», что согласно догматам ханафитского мазхаба (одной из четырех религиозно-правовых школ суннитского ислама; в Средней Азии распространен ислам ханафитского мазхаба, считающийся умеренным – прим. ред.),

групповое обучение женщин является макрухом, то есть нежелательным или запретным действием

Неподконтрольных преподавательниц религиозных канонов он назвал людьми, покорными своему нафсу (в исламе – сущность человека, его «я»; подобным термином также именуют страсти, все отрицательные черты души, присущие людям и джиннам – AsiaTerra).

«Эти полуграмотные наставницы собирают такие группы только с целью наживы. Мы точно знаем, что все они обучают женщин за деньги. Эти «отин ойи» (религиозные наставницы) являются рабами своих неугомонных желаний», – поведал он тележурналистке.

Ответная реакция

Его слова немедленно были опровергнуты независимыми исламскими деятелями и многочисленными начетчиками, ссылавшимися на соответствующие хадисы и цитаты из Корана, и доказывавшими, что никакого запрета на совместную молитву для женщин не существует.

А религиозная аудитория, справедливо полагая, что Анвар-кори Турсунов сделал соответствующие заявления исключительно в угоду светскому режиму, накинулась на имама в соцсетях с угрозами и оскорблениями.

И надо понимать, что эти люди, заметно осмелевшие после смерти президента Каримова и «повылезавшие из всех щелей», открыто говорят, что всё противоречащее распространению ислама и законам шариата не должно признаваться, поскольку является заведомо «кафирским» и т. д.

Угрозы были восприняты властями достаточно серьезно.

Для обеспечения безопасности священнослужителя были приняты меры

Оправдания Турсунова

Сам же он 15 сентября во время пятничной молитвы в мечети «Минор» прокомментировал нашумевшую телепередачу, оправдываясь за эпизоды, вызвавшие столь горячие споры.

«Примерно пять месяцев назад в нашу мечеть приехала журналистка и обратилась ко мне с вопросом о возможности прочтения молитвы женщинами в мечети и их собраний для получения религиозного образования, – сказал Анвар-кори Турсунов. – Я разъяснил ей правила нашего «мазхаба» и повторил те слова, которые были сказаны в передаче.

Через несколько дней на местном телевизионном канале вышла передача. Я ее даже не посмотрел, мне об этом сообщили. Там показали женщину – Фатиму-отин (Абдулладжанову – прим. ред.). Оказалось, что в Шайхантахурском районе она без специального разрешения на дому обучала женщин религиозным знаниям.

К сожалению,

часть интервью, использованного в ходе программы, была взята без моего ведома и вырезана из общего контекста

Я не отказываюсь от своих слов, женщинам действительно запрещено совершать молитву в мечети с мужчинами. Я даже не видел эту женщину и был не в курсе, что она незаконным путем обучала женщин религиозным знаниям.

В этой передаче много людей комментировало данный инцидент, но почему-то именно на меня обрушился шквал недовольства и агрессивных комментариев, будто я запрещаю женщинам читать священный Коран и получать религиозное образование.

 В 27-летнем возрасте я стал имамом, сейчас мне 59, уже 42 года я занимаюсь проповеднической деятельностью и обучаю священному Корану. Я выпустил очень большое количество учеников, и все они нашли свое место и [обрели] уважение среди нашего народа.

Первый перевод священного Корана на узбекский язык, изданный миллионным тиражом, сделали мы с моим наставником Аллаудинном Мансуром в 90-е годы. Именно

мы с моим учителем способствовали распространению перевода священного Корана среди населения,

мы целых два года работали над книгой. На тот момент я не был имамом.

И им теперь не стыдно распускать такие слухи, [что] якобы я запрещаю читать Коран и совершать намаз?! Покойный хазрат Мухаммад Садык (бывший председатель Духовного управления мусульман Средней Азии, бывший муфтий Узбекистана, авторитетный популяризатор «умеренного» ислама – прим.

ред.) был нашим главным наставником, и я как никто другой при каждом удобном случае цитирую его труды и призываю всех читать его ценные труды. Об этом я говорю на всех пятничных молитвах, и все свидетели этого.

Это просто неуместная и наглая клевета в мой адрес

Этим занимаются не те, кто живет внутри нас, а завистники, проживающие за рубежом (имеются в виду религиозные деятели, выступившие с опровержениями Анвара-кори Турсунова – AsiaTerra). Они выкладывают эти записи в сеть, это видят тысячи, и это становится темой обсуждения. Пусть знают, что это самый большой грех – клеветать на невинного и обсуждать его!

Почему запрещено в нашем мазхабе собираться женщинам для прочтения намаза? Потому что после совершения намаза среди женщин начинаются обсуждения, сплетни. Вот по этой причине это запрещено. Женщины должны совершать намаз поодиночке, у себя дома, в укромном месте.

Управлением мусульман Узбекистана

создаются все условия мусульманам и мусульманкам для получения ими знаний в нужном русле

Если женщины имеют достаточно знаний и если они успешно прошли специальные экзамены, то никто им не запрещает преподавать в наших медресе.

Запишите себе на телефон и пусть об этом услышат те бессовестные [люди], которые распространяют слухи. Всю свою жизнь я прослужил нашему народу и занимался его просвещением. Я не строил себе трехэтажные дома. Все проблемы на нашу голову свалились с появлением такого бедствия, как телефоны и интернет».

Анвар-кори Турсунов

По всей видимости, имам-хатыб был очень раздосадован, поскольку во время своей оправдательной речи еще раз ругнул современные средства связи.

«Интернет – это мусорка, свалка, где ничего не контролируется, где каждый говорит то, что ему придет в голову. Интернет стал площадкой распространения сплетен и слухов», – высказался он.

История преследований

Таким образом, позиция официального узбекского духовенства на сей счет стала широко известна: больше одной не собираться. При этом

имам не стал опровергать своих идейных противников, доказывающих, что женщинам отнюдь не запрещается молиться вместе

Напомним, что в фокусе внимания прессы Анвар-кори Турсунов оказывается уже не в первый раз. В 2009 году он едва не стал жертвой террористов, попытавшихся его убить. Тогда члены группировки «джихадистов», возглавляемой Шавкатом Махмудовым, и целенаправленно уничтожавшей сотрудничавших с властью имамов,

нанесли ему девять ножевых ранений в область живота, после чего Турсунов пять дней пролежал в коме

Сторонники Анвара-кори тогда заявляли, что нападение на него было вызвано его резкой критикой членов запрещенной организации «Хизб ут-Тахрир» и радикалов крайнего толка.

Источник: https://365info.kz/2017/09/gruppovye-molitvy-zhenshhin-v-islame-nezhelatelny-imam-iz-tashkenta/

Молитва мусульман по пятницам в мечети

Молитва в мечети женщинам

Новая статья: молитва мусульман по пятницам в мечети на сайте святая-молитва.рф – во всех подробностях и деталях из множества источников, что удалось нам найти.

Существует множество наставлений, отличающих Джуму от других дней недели. Ознакомившись с ними, можно понять, почему мусульмане ставят этот день превыше других.

По одной из версий, в пятницу Аллах завершил творение праотца Адама. По другой же праздник Джума (переводится как “собирать”) назван так в честь собирающихся в мечети для молитвы мусульман.

В этот день укрепляются отношения между верующими. Мусульмане посещают родственников, налаживают семейные связи, дома наполняет радость и праздничная атмосфера.

Пятница — праздник мусульман

Считается, что Джума — день всепрощения и отпущения грехов. В этот день в определенный промежуток времени молящийся может попросить у Аллаха что-нибудь, и желание обязательно исполнится, если просящий не совершал тяжких грехов. Этому способствует пятикратная молитва. Можно также воспользоваться мусульманскими молитвами на удачу.

Смерть в великий праздник — признак благодати и удачного завершения пути для верующего мусульманина. Если человек будет присутствовать на пятничных намазах, Аллах не даст им стать беспечными.

Перед походом в мечеть молящиеся совершают полное омовение, очищаясь от осквернения, по возможности умащиваются благовонием, переодеваются в чистые одежды и со смирением и спокойствием отправляются на намаз.

Чем раньше верующие посетят мечеть в праздничный день и помолятся, тем большую награду получат от Всевышнего. По преданию, посланник Аллаха сказал, что в ранний час молящийся получит награду, сопоставимую с тем, как если бы он принес в жертву верблюда. Ранняя молитва дисциплинирует и позволяет душе очиститься.

Праздничный день Джума считается лучшим временем для поклонения и воздаяния молитвы Всевышнему Аллаху. Следует оставить все дела и молить его о милости и прощении, и тогда воздастся просящим.

Посланник Аллаха совершает молебен, рассказывает проповеди на Джуму коротко, а молитву совершает долго. В этот священный день посланник Аллаха возносит почести Всевышнему и говорит о достоинствах пятничного дня. После молитвы следует свершить дома четыре раката (полный цикл словесных выражений и движений во время намаза).

По всему миру в этот священный пятничный день мусульмане прибывают в мечети, возносят хвалу Аллаху и просят милости его и защиты. Зачастую молящимся не хватает места и они выходят совершать намаз за стены мечети.

Каждая религия имеет свои традиции, праздники и дни всеобщих молитв. Людей объединяет вера в небесные силы, которые оберегают, наставляют на путь истинный и оставляют детей своих, указывая им путь к праведной жизни и очищению от грехов. Защитные молитвы разных религий сберегут от зла и неудачи, отведут болезни и дурные помыслы людей.

Каждый может изменить свою судьбу при помощи молитвы и веры. Пусть небесные силы даруют каждому из вас терпение и смирение, счастье и удачу. Желаем, чтобы ваша жизнь изменилась к лучшему во всех смыслах, и не забывайте нажимать на кнопки и

Журнал о звездах и астрологии

каждый день свежие статьи об астрологии и эзотерике

7 молитв на каждый день недели: привлекаем удачу и процветание

Православные христиане знают о силе молитвенных слов и их чудодейственных свойствах. Чтобы привлечь в жизнь удачу и благополучие, стоит воспользоваться .

Пятничная архангельская молитва, чтобы Небеса слышали просьбы

Архангельская пятничная молитва — это лучший способ сделать так, чтобы ваши просьбы были услышаны. На рассвете христианства .

Денежные аффирмации на каждый день

Трудно переоценить важность денег в нашей жизни, но далеко не всем улыбается удача в финансовой сфере. Чтобы это исправить .

Заговоры-обращения к ангелам на каждый день недели

Каждый человек имеет своего Ангела-Хранителя, к которому может обращаться ежедневно. Общение с покровителями помогут избежать неприятностей и оградят .

7 ритуалов на каждый день, чтобы неделя прошла удачно

Чтобы неделя прошла удачно, а запланированные дела привели к успеху, стоит воспользоваться проверенными ритуалами на каждый день. С их помощью .

Джума-намаз: пятничная молитва и её нюансы

Мусульманские учёные всех мазхабов едины во мнении, что джума-намаз вменяется в обязанность в степени ваджиб (во всех суннитских мазхабах, кроме ханафитского, этот хукм приравнивается к фарду) каждому верующему. В Своей Книге Господь миров сказал следующее:

Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) дал пятнице эпитет «госпожа всех дней». Её величественность считается большей, чем даже у двух исламских праздников – Ид аль-Адха (Праздник жертвоприношения) и Ид аль-Фитр (Праздник разговения). Соответствующий хадис приводится в сборнике аль-Байхаки.

Как читать пятничную молитву?

1. После азана молящийся обычно произносит дуа:

Перевод: «О Аллах, Господин этого совершенного призыва и готовящейся к исполнению молитвы! Дай Мухаммаду самое высокое положение в Райской обители, добродетели и воскреси его на самом хвалебном месте, обещанное Тобою. Нет никаких сомнений в том, что Ты выполнишь обещанное».

2. Завершив дуа, молящийся встаёт на совершение первых четырёх ракаатов. Он выполняет все действия, как и в случае с обязательными ежедневными намазами, которые состоят из точно такого же числа ракаатов.

3. Далее имам встаёт на минбар, произносит приветствие в адрес мусульман. Сделав это, он садится на ступеньки минбара.

4. В этот момент муэдзином произносится второй азан и верующие снова читают про себя вышеописанную молитву-дуа.

5. Затем имам принимается рассказывать проповедь прихожанам и произносит хутбу. В ней он традиционно произносит слова восхваления Создателя миров, благословляет Заключительного Его посланника (с.г.в.) и поднимает какую-нибудь актуальную тему, объясняя её сквозь призму Священного Корана, а также Пречистой сунны.

6. После проповеди следуют 2 ракаата фарда коллективно всем джамаатом и 4 ракаата суннат.

Особенности джума-намаза

Для этого намаза, помимо обычных требований к обязательным молитвам (наличие тахарата, покрытие постыдных мест, направление на Кыйблу и т.п.), существуют дополнительные условия, например, в плане гендерного представительства. Для мужчин этот намаз обязателен, тогда как на женщин это обязательство не распространяется.

Время пятничной молитвы – солнце должно пройти стадию зенита до того, пока тень объектов не станет равна их высоте.

Различные богословско-правовые школы устанавливают разные условия по необходимой численности джамаата, чтобы намаз был засчитан как пятничный.

Согласно ханафитскому мазхабу, требуется от 3 или 5 человек (некоторые учёные этой богословско-правовой школы говорят о 7 верующих). Шафииты и ханбалиты настаивают на численности джамаата в 40 мусульман, включая имама.

Маликитский мазхаб занимает срединную позицию – 12 человек, без учёта имама.

Намаз джума включает в себя четыре ракаата суннат, два ракаата фарда и четыре ракаата суннат. Однако в данном вопросе есть некоторые нюансы. Первые четыре ракаата богословы каждого из мазхабов признают важными на уровне сунны-муаккада.

Если вести речь о последних четырёх ракаатах, то тут ситуация не столь однозначная. Ханафитская, шафиитская и ханбалитская школы также склонны считать суннат после двух ракаатов фарда сунной-муаккада, тогда как маликиты рассматривают её как практику Пророка Мухаммада (с.г.в.

), которую порой он мог оставить.

Джума-намаз равен полуденному?

Интересно мнение алимов четырёх мазхабов относительно того, заменяет ли джума намаз-зухр. Единой позиции по этому вопросу нет. Если в населённому пункте есть одна мечеть, и всё мужское население проходит туда на пятничный намаз, то нет потребности читать дневной. Но в ситуации, когда мечетей много, то дело приобретает следующий вид.

Богословы-ханафиты настаивают на том, что джума-намазы во всех мечетях самодостаточны, нет никакой необходимости совершать отдельно молитву-зухр. Если же человек всё-таки решит прочитать полуденную молитву, он может сделать это, но не в составе джамаата. Ведь такое действие в рамках ханафитского мазхаба считается сильно порицаемым (махрук тахриман).

Учёные-шафииты считают иначе.

По их мнению, молитва засчитывается как пятничная и не требует отдельного дополнения её полуденной только в той мечети, такбир тахрим на два ракаата фардовой части которой будет произнесён раньше остальных в городе. В этой мечети чтение молитвы-зухр будет желательным действием (мустахаб). Однако в остальных мечетях полуденный намаз должен совершаться в обязательном порядке.

Позиции, похожей на мнение шафиитов, придерживаются маликитские богословы. На их взгляд, полуденная молитва должна читаться в каждой из мечетей данного населённого пункта, кроме той, где пятничный намаз завершился раньше всех.

По мнению ханбалитских учёных, молитва джума восполняет собой и полуденную лишь в том случае, если в джамаате присутствует руководитель государства либо города. В остальных мечетях намаз зухр должен быть прочитан после намаза джума.

Существует мнение, что в современных реалиях наиболее целесообразную точку зрения в этом вопросе предлагает ханафитский мазхаб. Оно основывается на том, что при жизни Милости миров Мухаммада (с.г.в.

) в поселениях не было множества мечетей, так как умма имела небольшую численность.

В связи с этим прямое перенесение практики первых десятилетий распространения ислама на нынешнюю повседневность, когда приверженцев ислама в крупных городах куда больше, нецелесообразно.

Джума-намаз – пятничная молитва

Пятничный намаз или пятничная молитва – обязательное к выполнению действие для каждого совершеннолетнего мусульманина (мужчины).

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего!) говорил, что коллективное совершение пятничной молитвы в мечети обязательно для тех, кто уверовал в Аллаха и Судный день. Исключение составляют женщины, рабы, дети и больные.

Не посещать мечеть в пятницу дозволено во время стихийных бедствий и непогоды: сильные морозы, ливень, град.

Джума намаз совершается каждую пятницу во время полуденного намаза. Состоит он из четырех ракяатов сунны, двух ракаятов фарда и четырех ракаятов сунны. Существуют определенные условия проведения джума намаза:

  1. Точное время: намаз совершается именно во время аз-зухра (полуденной молитвы).
  2. Проповедь: религиозные проповеди способствуют укреплению веры, получению новых знаний.
  3. Определенное место: должно находится в населенном месте и быть открытым для каждого желающего посетить его.
  4. На молитве помимо имама должно присутствовать минимум трое мужчин.
  5. Имам должен иметь разрешение от религиозного управления своей области на проведение джума-намаза, чтения проповедей.

Люди с больными ногами, слепые, находящиеся в пути, женщины не обязаны посещать мечеть в пятницу.

Перед отправлением в мечеть мусульманин должен совершить полное омовение. Рекомендуется надеть свою лучшую и обязательно чистую одежду, использовать духи (не на спирту!). Пятница признана лучшим днем для подстригания ногтей и укорачивания бороды. Приходить в мечеть в грязной одежде – грех .

Что нельзя делать, придя на джума намаз в мечеть:

  • Опоздав в мечеть нельзя беспокоить и доставлять неудобства уже собравшимся там людям.
  • Запрещены и греховны разговоры во время проповеди: мусульманин должен ловить каждое слово проповедника.

Отправляться в мечеть рекомендуется пешком и заранее. В пятницу есть такой час, когда все молитвы принимаются и обязательно будут услышаны. Существуют различные мнения, на какое время приходится этот час, но большинство склоняется, что это время от начала проведения имамом проповеди до завершения намаза.

Время после молитвы мусульмане могут посвятить общению друг с другом, делится радостями и новостями, обсуждать религиозные вопросы. Коллективная молитва мусульман по пятницам благотворно сказывается на укреплении уммы: мусульманину необходимо общение с единоверцами (а особенно проживающим в странах, где ислам не является основной религией).

Статья оказалась полезной? Будем благодарны за репост!

Источник: https://xn----7sbbfc9auhszmg5nc.xn--p1ai/molitva-musulman-po-pyatnitsam-v-mecheti/

Особенности религиозной практики женщины

Молитва в мечети женщинам

Согласно хадисам, наилучшим местом молитвы для женщины, хозяйки семейного очага, является ее дом, а не мечеть, в отличие от мужчин. В тех или иных регионах встречаются обычаи, традиции («адабы», «адаты»), когда женщины не посещают мечети, и в этом есть определенный смысл, польза.

Но (!) канонически женщина может молиться в мечети.

К тому же сегодня, учитывая недостаточную религиозную грамотность верующих и большую потребность в духовной пище, посещение женщинами мечетей желательно, ибо коллективные молитвы, прослушивание пятничных проповедей, разъяснений имама по различным вопросам, царящая в мечети атмосфера духовности и единения оказывают положительное воздействие на моральное состояние и духовный настрой человека, способствуют получению новых знаний и положительных впечатлений. А вот одиночество и ежедневные бытовые проблемы ослабляют духовную резистентность[1], усиливая депрессионное воздействие на человека, порой приводя к небрежности в соблюдении религиозных канонов, предписанных Господом. Например, велика вероятность того, что двадцати (или восьми) ракяатам молитвы «Таравих» в домашних условиях уделить должное внимание и проявить необходимое терпение будет сложно.

Что касается возможного запрета на посещение мечети со стороны супруга, то ученые-богословы утверждают, что такая безапелляционность со стороны мужа не соответствует духу веры.

Исключением могут быть ситуации, когда присутствие в доме супруги крайне важно (болезнь мужа и необходимость постоянного ухода за ним, наличие маленьких детей, отсутствие возможности оставить их с кем-либо и т.п.).

Заключительный посланник Господа Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует), предвидя условия жизни мусульман во все последующие века, говорил:

– «Не запрещайте женщинам посещать дома Господни [мечети]»[2];

– «Не запрещайте женщинам отправляться в мечети, но их дома – это лучшее для них»[3];

– «Если супруга [кого-либо из вас] захочет отправиться в мечеть, то не запрещайте ей»[4];

– «Не запрещайте женщинам посещать дома Господни [мечети]! Но пусть выходят они, не используя благовоний [то есть не привлекая излишнего внимания]»[5];

Супруга Ибн Мас‘уда говорила: «Если кто-либо из вас, женщин, отправляется в мечеть, то пусть не пользуется духами, благовониями»[6].

Важно помнить, что Божественная религия призвана не усложнять жизнь человека, а облегчать и всесторонне обогащать ее.

Ритуальная практика женщины
и физиология

Женщинам во время менструального цикла или послеродового периода запрещается:

1. Выполнение молитвы (намаза), а также земного поклона при чтении определенных аятов (саджда ат-тилява). Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Если начались у женщины месячные, то она с этого момента не молится и не постится»[7].

2. Соблюдение поста.

3. Обхождение Каабы (таваф) во время совершения хаджа (паломничества). Пророк сказал: «Обхождение Каабы (таваф) – это молитва (намаз, салят). Однако Аллах разрешил разговаривать во время него.

Если будете говорить, то говорите только благое»[8]; «Обхождение Каабы (таваф) – это молитва. Поэтому [во время обхода] меньше говорите»[9].

В хадисах явно указывается на то, что обхождение Каабы подобно молитве (намазу), следовательно, предполагает необходимость ритуальной чистоты.

Но нужно знать, что во время регул женщина может совершать все действия хаджа, за исключением обхождения Каабы (таваф), которое она совершит по завершении менструального кровотечения и после очищения[10]. Подобного рода ситуация была с ‘Аишей, супругой Пророка.

Она расстроилась, предположив, что из-за регул, начавшихся у нее, не сможет совершить паломничество (по причине нарушения ритуальной чистоты).

Но посланник Всевышнего разъяснил ей неверность такого вывода и сказал: «Совершай все действия, которые совершают паломники (в обычном порядке выполняй все положения паломничества), кроме тавафа (ритуального обхода вокруг Каабы).

Таваф ты совершишь после того, как очистишься (по завершении менструального кровотечения и после совершения полного омовения, необходимого для приобретения ритуальной чистоты)»[11].

4. Прикосновение к Священному Корану (изданию на арабском языке). О запрете на прикосновение к Писанию для тех, кто не имеет ритуальной чистоты, в аяте сказано так: «Не дотрагиваются до него, кроме как наичистейшие» (см. Св. Коран, 56:79).

5. Чтение Священного Корана. К запрету не относятся случаи, когда коранические аяты используются в качестве мольбы (ду‘а), восхваления и поминания Господа (зикр), в начале какого-то дела, в процессе обучения, в непроизвольном чтении Священного Корана[12].

6. Запрещается посещение мечети. Однако при использовании женщинами современных форм гигиены (прокладки, например) им разрешается посещение мечетей в критические дни, если на то есть необходимость[13].

Хайд и истихада

Также важно различать понятия «хайд» и «истихада».

Хайд – менструация[14], регулы[15]. Это естественное явление, которое происходит в здоровом женском организме регулярно, ежемесячно. Оно не связано с каким-либо заболеванием, с беременностью или послеродовым периодом[16].

Истихада – кровотечение[17] у женщин, которое выходит за рамки обычных менструальных циклов, а также не имеет отношения к послеродовому периоду[18].

В обоих этих случаях у женщины нарушается состояние ритуальной чистоты, наличие которого необходимо, например, для совершения очередной обязательной молитвы.

С практической точки зрения в мусульманском богословии обозначаются некоторые границы, отделяющие хайд от истихады.

Хайд (то есть обычные регулы) имеет следующие отличия.

Во-первых, между двумя менструальными циклами должно быть не менее пятнадцати дней чистого периода[19].

Во-вторых, для обычных регул был обозначен минимальный период: по мнению богословов-ханафитов – трое суток, по мнению богословов-шафиитов – одни сутки.

В-третьих, у хайда имеется максимальный срок – десять суток (по версии богословов-ханафитов) или пятнадцать суток (по мнению ученых-шафиитов).

То, что не входит в упомянутые рамки, является уже не хайдом, а истихадой. Например – кровотечение, которое длилось несколько часов, а потом полностью прекратилось, или внеочередное кровотечение, начавшееся менее чем через пятнадцать суток. Если кровянистые выделения продолжаются более десяти суток (более пятнадцати), то с начала одиннадцатых (шестнадцатых) суток – это также истихада[20].

Замечу, что, оговаривая минимальные и максимальные сроки, ученые очерчивали приблизительные границы отличия хайда от истихады. Они являются именно приблизительными, так как не имеют прямого и однозначного упоминания в Сунне Пророка. Выводились они в значительной степени на основе статистических данных[21].

Каждая религиозно-практикующая женщина с учетом вышеизложенного и цикличности менструальных периодов самостоятельно определяет для себя рамки хайда и истихады.

В чем реальная польза для женщины уметь отличать хайд от истихады?

Именно в период хайда женщина не совершает обязательные молитвы-намазы и не восполняет их в последующем.

То есть в менструальный период с женщины (девушки) полностью снимается обязанность выполнения ежедневных пятикратных молитв.

Что касается обязательного поста в месяц Рамадан, то во время месячных (хайд) женщине (девушке) запрещается его соблюдать. В последующем она восполняет его один к одному.

В случаях истихады, с учетом упомянутых условий, аспекты выполнения религиозной практики такой женщиной подобны действиям оправдываемого человека (ма‘зур)[22].

В конце темы полезно привести хадис со слов ‘Аиши: «Однажды ко мне зашла моя племянница. Увидев ее, Пророк отвернулся.

Я сказала: «Это моя племянница!» Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) ответил: «Если девушка достигает совершеннолетия и у нее появляется менструация, ей недопустимо выставлять напоказ какие-либо части тела, кроме лица и вот этого (тут он охватил кистью свою вторую руку так, что между хватом и запястьем осталось расстояние одного хвата)»[23].

Миф о менструации

Мы живем в новом, постиндустриальном веке точных наук, высоких технологий и повсеместной образованности, мы величаемся мусульманами, то есть определенным социумом людей с огромным историческим и культурно-духовным наследием, но в нас по-прежнему коренятся стереотипы и сильны путы догматизма. Одним из примеров подобного является мифический запрет на приготовление пищи женщиной в период регул.

Непонятно, откуда появилась эта традиция в некоторых мусульманских регионах?! Никаких канонических аргументов в пользу этого нет. Наоборот, имеются хадисы, явно говорящие, что женщина во время месячных никак не становится чем-то «нечистым».

Например, в своде хадисов имама аль-Бухари приводятся слова ‘Аиши, супруги пророка Мухаммада: «Я причесывала посланника Божьего в период месячных»[24].

Там же есть слова сподвижника Пророка, ‘Урвы ибн Зубейра, у которого спросили: «Может ли женщина заниматься домашним хозяйством, ухаживать [готовить, стирать, убирать] за мужем в период месячных? Можно ли прикасаться к женщине, когда у нее месячные?» Он ответил: «Все это естественно! Ничего плохого в этом нет [то есть такова природа женского организма, а выдумывать ограничения для представительниц слабого пола из-за этого физиологического процесса – абсолютное невежество]. Супруга пророка Мухаммада ‘Аиша говорила мне, что [как и обычно] причесывала Пророка, когда у нее были критические дни»[25]. Также ‘Аиша передала, что «посланник Всевышнего облокачивался о ее колени (подол) и читал Коран, тогда как в это время у нее были месячные»[26].

Еще с давних пор мусульманские богословы на основе упомянутых хадисов однозначно говорили о том, что физическая чистота женщины никак не нарушается в период месячных[27]. Придерживаясь обычных норм гигиены, женщина в полной мере может заниматься домашними и иными делами.

Менструальное кровотечение влияет только на наличие ритуальной чистоты, необходимой для совершения, например, очередной обязательной молитвы. Поэтому во время менструальных циклов женщины освобождены от выполнения молитв-намазов и соблюдения поста.

Предположения о появлении такого восприятия женской физиологии (что женщине якобы нельзя готовить в период месячных) различны. Во-первых, возможно, что это было формой невежественного проявления набожности и излишней осторожности в соблюдении ритуальной чистоты. Во-вторых, что очень даже вероятно, – это результат влияния библейской ветхозаветной традиции.

Ведь мусульмане жили бок о бок с христианами и иудеями на протяжении многих веков. В Библии сказано: «Если женщина имеет истечение крови, текущей из тела ее, то она должна сидеть семь дней во время очищения своего, и всякий, кто прикоснется к ней, нечист будет до вечера; И все, на чем она ляжет в продолжение очищения своего, нечисто; и все, на чем сядет, нечисто…» (Лев.

, 15:19–25, 28).

Данное библейское положение не получило подтверждения в Наследии заключительного Божьего посланника и не возымело продолжения в мусульманской культуре или богословии.

Кстати, у арабов также местами встречается такой ничем не обоснованный и усложняющий жизнь обычай. На что, например, арабский богослов Рамадан аль-Буты отвечает: «Этот домысел-ошибка (что женщина якобы нечиста во время месячных) никак не связан с религиозными канонами»[28].

Источник: https://umma.ru/osobennosti-religioznoj-praktiki-zhenshhiny/

Особенности намаза у женщин

Молитва в мечети женщинам

Правильное выполнение ежедневной пятикратной молитвы является условием принятия поклонения верующего и получения награды от Всевышнего. При этом в исламе для женщин в намазе предусмотрены некоторые послабления.

В интернете можно встретить множество сайтов и личных страниц мусульман, обучающих намазу. Некоторые из них ошибочно утверждают, что для мужчин и женщин в нём нет различий, кроме как в нюансах прикрывания аурата.

Данное утверждение верно лишь отчасти, потому что в целом все совершают один и тот же обряд поклонения (детально он описан здесь), читают суры из Корана, одинаковые молитвы внутри намаза и по его завершению, совпадают порядок действий в таких элементах, как кыям (стояние), рукугъ (поясной поклон) и суджуд (саджда, земной поклон).

Тем не менее, особенности у различных полов всё же существуют. Это объясняется мудростью нашего Творца, который учёл мужскую и женскую сущность.

Основные различия

Как известно, всем женщинам в исламе в первую очередь предписана скромность. И это особо заметно в намазе.

Пророк Мухаммад (с.г.в.

) уделял внимание отличиям поз братьев и сестёр по вере во время совершения молитвы-салят, обосновывая это тем, что женщина должна выполнять элементы поклонения более сдержанно, как говорится об этом у имама Байхаки в труде «Сунан аль-Кубра»: «Все правила намаза, в которых женщина отличается от мужчины, основаны на принципе сатр (сокрытие). Это значит, что женщине надлежит выполнять движения намаза так, чтобы максимально скрыть себя».

Исходя из этого, женщинам воспрещается читать вслух аяты из Корана, дуа, азкары и всё, что читается в голос во время определённых намазов. Они не совершают призыв на молитву (азан), не говорят камат (икамат).

В такбире женщина приподнимает руки только до уровня плеч и кладёт на грудь. Тем самым она закрывает эту часть тела. По мнению имама Ахмада ибн Ханбаля, мусульманка должна поднимать руки лишь немного. Есть также мнение, что ей не следует поднимать их вовсе.

Во время стояния в кыяме она не должна раздвигать локти – полагается максимально прижать их к телу, а также не следует широко расставлять ноги. По ханафитскому мазхабу расстояние между ступнями примерно равняется ширине четырёх пальцев.

В поясном поклоне (руку’) женщина не должна прогибать спину и выпрямлять её, наклоняясь так же низко, как мужчины. Прекрасному полу предписано лишь немного наклониться вперёд, при этом чуть сгибая колени. Это делается с той же целью соблюдения скромности.

Земной поклон, как и стояние, предполагает максимальную компактность. Женщина прижимает локти к телу и к полу, а живот – к бёдрам. Такая поза позволяет не выставлять свои части тела во время молитвы. Мужчинам же желательно слегка расставить руки и оставить такое расстояние между бедром и туловищем, чтобы мог пролезть ягнёнок:

«Когда вы отправляетесь в саджда, то прижимайте часть плоти (тела, туловища, например, локти) к земле, потому как женщина в этом (т.е. земном поклоне) не подобна мужчине» (хадис передал аль-Байхаки).

Необходимо заострить внимание и на сидении между ракаатами – ташаххуде, когда читается молитва «ат-тахият» и при завершении намаза.

Если мужчины садятся на левую ногу, а ступнёй правой опираются на носок, то женскому полу предписано сесть на левую ягодицу и обе ноги расположить справа без выгибания ступней (подробнее в видео). Сидение в намазе в такой позиции позволяет женщине в наибольшей степени скрывать своё тело.

Все основоположники суннитских мазхабов подтверждают эту разницу. В частности, имам Ахмад ибн Ханбаль высказывался: «По моему мнению, для наших сестёр “садль” (класть обе ноги в правую сторону) намного лучше».

С целью уберечь женщину ей рекомендуется молиться дома, а не в мечети. Ведь даже посещение коллективных праздничных намазов и пятничной проповеди вменено в обязанность только мужчинам.

В исламском вероучении мужчина удостаивается большей награды при совершении намаза с джамаатом, особенно в мечети.

Для женщин же награда увеличивается, когда она читает молитву у себя дома, поскольку основное предназначение женщины – сохранение семейного очага.

Также следует учитывать, что в отличие от мужчин, для мусульманок делаются послабления в периоды хайда (месячные) и нифаса (послеродовые кровотечения). В эти дни не разрешается совершать молитву, соблюдать пост и читать Коран.

Однако, если пропуск дней уразы в Рамазан следует восполнять в течение года до наступления следующего месяца поста, то намазы уже не перечитываются, и греха за это не будет.

В этом ещё одна Милость Всевышнего, который позволяет женщинам оставить молитву из-за физиологических причин, ведь в этот период организм ослабевает, а кто-то болезненно переносит весь период.

Чтение коллективного намаза женщинами

Отношение в исламе к женщине, которая становится имамом в намазе, – не порицательное, и в то же время оно не является одобряемым. Ей запрещено возглавлять джамаат мужчин. Есть ещё некоторые особенности, отличающиеся от мужского коллективного намаза:

1) Женщина-имам не выдвигается вперёд из ряда остальных мусульманок (у мужчин имам встаёт впереди и первый ряд молящихся встаёт за его спиной).

2) Если женщина, взявшая на себя роль имама, допустила ошибку в намазе, ей сигнализируют об этом похлопыванием правой рукой по тыльной стороне левой ладони. У мужчин в аналогичных случаях говорят: «СубханАллах».

3) Женскому полу советуется ограничиться лишь произнесением про себя «икамата». Читать азан вслух запрещено, даже если призыв к молитве осуществляется в присутствии только женщин и даже если это делается шёпотом либо очень тихо. Подобное в исламе для женщин порицается, в отличие от мужчин, которым надлежит призывать к намазу громко и красивым голосом.

4) Чтение праздничного коллективного намаза женщинам не запрещено, однако, по мнению факихов, наилучшим является, если она не пойдёт в мечеть, а совершит гает-намаз (ид-намаз) в стенах дома. В хадисе передаётся:

«Ещё не вышедшие замуж молодые девушки, женщины, которые за занавесом живут в своих домах, и женщины, у которых месячные, пусть выйдут из своих домов, пусть они будут свидетелями блага и молитв верующих. Но пусть женщины, у которых месячные, стоят отдельно от людей, читающих намаз» (хадис передал имам Бухари).

5) Разрешено чтение коллективного пятничного намаза представительницам женского пола, однако это также не является обязательным. Мусульманка может совершать обычный полуденный намаз дома, в отличие от мужчин, которым предписано посещение мечети по пятницам на зухр намаз.

По этой ссылке Вы можете скачать расписание намазов в городах России на 2018 год.

Источник: https://islam.global/verouchenie/namaz/osobennosti-namaza-u-zhenshchin

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.