Молитва святителю андрею критскому

Содержание

Канон Андрея Критского: ворота в Великий пост

Молитва святителю андрею критскому

С первым весенним месяцем, когда природа готовится к пробуждению, Православная Церковь заканчивает череду зимних праздников и готовит христиан к посту.

Тепло грядущей весны напоминает об истинной радости для души — очищении покаянием.

Чтобы удобней было обратить мысли от земного к небесному, на первой неделе Великого поста на вечерней церковной службе верующим предлагается чтение Канона Андрея Критского.

  • Житие преподобного Андрея
  • Структура и содержание Великого Канона
  • Отдельные факты из истории
  • Русские переводы и толкования
  • Чтение в храме и дома

Житие преподобного Андрея

Великий пост, предшествующий празднику Пасхи, существует в нынешнем виде (40 дней + Страстная Седмица) с 4 в н. э. До этого времени его продолжительность составляла от 12 часов до 1 недели, в зависимости от традиций поместных церквей.

Первыми 40-дневный пост установили римские христиане. Затем, около V века, благочестивая традиция долгой подготовки к празднику Пасхи была закреплена Апостольскими правилами.

Главной целью Великого поста были покаяние и подготовка души к встрече Христова Воскресения.

Богослужения в те времена состояли в основном из псалмов Давида. Постепенно в обиход вводились и творения церковных поэтов — песнописцев. Составлением текстов занимались епископы и монахи, тщательно сверяя написанное с учением Церкви.

Одним из наиболее образованных и благочестивых епископов-песнописцев в VII веке был преподобный Андрей Критский. Родился он в Дамаске, но уже в 14-летнем возрасте удалился в палестинский монастырь.

Вскоре Палестиной завладели магометане, и единственным островом православия осталась Византия.

Уже известный своими талантами и добродетелями преподобный Андрей стал секретарём в Константинопольской церкви, а затем и епископом на острове Крит.

Важнейшим деянием его жизни стала поездка на 6-й Вселенский собор и выступление там в защиту чистоты Православной веры от одной из опасных и коварных ересей, поразившей даже высшую церковную иерархию.

Царящее вокруг беззаконие и грядущее Божие наказание в виде магометанского гнёта пробудили в нём желание написать покаянные песнопения, которые могли бы простым языком напоминать верующим об опасности греха.

Так появилось поэтическое произведение, ставшее впоследствии Великим Каноном, украшающим службы первой и пятой седмиц Четыредесятницы.

Кроме Великого Канона, Святителем были написаны каноны Господу и Богородице для великих церковных праздников. Скончался святой, предположительно, в молодом возрасте, в 712 г. Епископом христианского Крита он пробыл совсем недолго.

Спустя несколько десятков лет, на Крите пострадал от иконоборцев другой святой — преподобномученик Андрей Критский. Его не стоит путать с автором Великого Канона.

Тропарь Андрею Критскому:

Христову Церковь цевницею языка твоего, песнословя умильно, возвеселил еси, богословием же Препетыя Троицы славу всем сказал еси ясно, тем тя, яко тайноглагольника, поем, Андрее, пастырю Критский, и величаем память твою, Христа славяще дивнаго во святых Своих.

Структура и содержание Великого Канона

Как и другие церковные песнопения этого жанра, Великий Канон состоит из ирмосов и тропарей, собранных в 9 песен:

  • Ирмосы — краткие строфы, начинающие каждую песнь и выражающие основное её содержание. По первым словам ирмоса Великий Канон называют «Помощник и Покровитель». Для певцов хора распев ирмоса был образцом для пения последующих тропарей.
  • Тропари — поэтические строфы, составляющие основную часть канона. Раньше тропари исполнялись нараспев, сейчас эта традиция заменена на протяжное чтение.
  • Песнь — совокупность ирмоса и нескольких (у преподобного Андрея — до 30) тропарей, составляющая одну из 9 частей Канона. Традиционно песни христианских канонов соответствовали песням библейских пророков, написанных во времена Ветхого Завета. Каждому тропарю предшествовала строка из песни пророка. Но в Великом Каноне вместо них повторяется один припев «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!».

Сам преподобный Андрей сочинил только тропари, всего 210 строф. Когда эти песнопения вошли в состав церковной службы, составители богослужебных текстов разделили их на песни и снабдили запевами — ирмосами. Тогда же к ним были добавлены строфы, посвящённые Марии Египетской — образцу покаянного подвига и самому автору, к тому времени уже скончавшемуся и прославленному в лике святых.

В первых восьми песнях Покаянного Канона молящемуся предлагаются картины Ветхого Завета, приводятся примеры тяжких согрешений, совершаемых героями библейских сказаний. Вспоминая эти события, автор сокрушается о собственной душе, наполненной ещё более страшными грехами.

Девятая песнь полностью посвящена событиям Нового Завета. Здесь показаны евангельские образы кающихся грешников, получающих прощение от Самого Христа. Сокрушённая душа молящегося вновь обретает надежду на райское блаженство.

Отдельные факты из истории

К интересным фактам о содержании Канона можно отнести следующие:

  • Первоначальное название сочинения А. Критского — Святоградская Стихира, от слов «Святой город», то есть Иерусалим. Пение стихиры использовалось только в домашней молитве.
  • Считается, что впервые в публичной молитве Святоградская Стихира была пропета монахинями одного из константинопольских монастырей во время землетрясения 790 г.
  • Оригинальный текст написан на греческом языке с применением законов поэтического ритма. В переводе на церковнославянский язык эти черты были утрачены в пользу сохранения богатого духовного содержания.
  • В течение нескольких веков Великий Канон исполнялся только накануне четверга пятой седмицы Великого поста. Начиная с XVI века, Русская Церковь перешла на Иерусалимский Устав, который предписывал совершение Канона на первой седмице поста в составе Великого Повечерия.

Русские переводы и толкования

Вдохновенная молитва Андрея Критского во время Великого поста столетия спустя заставляет размышлять над её смыслом. Греческий текст несколько раз переводился на русский язык, существуют даже стихотворные формы.

Толкования на отдельные тропари и песни можно прочитать в труде епископа Виссариона (Нечаева) «Уроки покаяния».

Известный церковный писатель начала XX века объясняет, почему Канон назван Великим и его основная часть посвящена ветхозаветным событиям.

В Русской православной церкви творение преподобного Андрея читается на церковнославянском языке. Понимание его не составляет трудности для заранее подготовившегося слушателя. Старообрядческий (дореформенный) текст незначительно отличается от принятого Церковью, хотя ревнители старины считают эти различия существенными по смыслу.

Чтение в храме и дома

Церковные традиции указывают, как правильно читать канон Андрея Критского в храме или дома. Отправляясь в храм на чтение Канона, следует заранее позаботиться о простых вещах:

  • одеться в скромную одежду приглушённых тонов;
  • купить длинную свечу, соорудить на ней «воротничок» из бумаги, чтобы расплавленный воск не капал на пол;
  • так как чтение не всегда бывает внятным, желательно иметь при себе брошюру «Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского», текст в которой разделен на 4 части;
  • занять место в храме так, чтобы не создавать неудобств окружающим: в дни Великого поста особенно следует опасаться совершить даже незначительный грех.

Для чтения на первой седмице Великого поста каждая песнь разделена так, что полный текст Канона прочитывается с первого по четвёртый день поста. В пятницу совершается воспоминание великомученика Феодора Тирона, чудеса которого также связаны с постом.

Повечерие с чтением Канона в храме происходит при свечах, чтобы напомнить молящимся о тьме греха, в которую было погружено человечество до пришествия Спасителя. Горящие свечи в руках священников и прихожан символизируют чистоту и непрестанную молитву.

После непродолжительного начала Повечерия духовенство выходит на середину храма, в это время хор исполняет первый ирмос «Помощник и Покровитель». Этот же ирмос повторяется в заключение песни.

По шестой песни Канона хор поёт кондак «Душе моя». Этот проникновенный текст был положен на множество распевов, сочинённых как древними, так и современными авторами. Во время пения кондака священники и молящиеся становятся на колени, хотя такая традиция соблюдается не везде.

Церковный устав предписывает на каждый тропарь Великого Канона делать по три поясных поклона. Исполняя это требование, древние христиане молились по нескольку часов. Снисходя к немощам современных прихожан и заботясь о благоговейной тишине во время богослужения, сегодня Церковь позволяет ограничиться одним поясным поклоном на каждый тропарь.

По окончании чтения под звучание 9 ирмоса «Безсеменного зачатия», посвящённого Богородице, духовенство уходит в алтарь. Служба на этом не заканчивается, впереди ещё несколько раз хор исполняет красивые и умилительные песнопения, входящие в последование великопостного Повечерия.

Великий Канон можно читать дома, если нет возможности посетить богослужение.

При этом желательно придерживаться церковных правил его исполнения: соответственно одеться, зажечь свечу, совершать поклоны. Допускается молитва под аудиозапись.

Смотреть видео лучше отдельно от молитвы, чтобы не отвлекаться зрительными образами. Некоторые не находят времени для этого, слушая исполнение в наушниках.

Источник: https://molitva.guru/molitvoslov/kanon-andreya-kritskogo-vorota-v-velikij-post.html

Вера православная – Страдание прмч Андрея Критского

Молитва святителю андрею критскому

Память 17 октября

Прошло много времени с тех пор, как прекратились многочисленные жестокие гонения на Христову Церковь, воздвигнутые злочестивыми царями и князьями. После сего Церковь Божия, как бы насажденная на плодоносной земле, и напоенная честною кровью рабов Божиих, распространилась по всем концам земли.

В доме Господнем водворился мир и единение веры, процветало благочестие, в людях утверждались добрые нравы, заповеди Господни были соблюдаемы и верующие преуспевали во всех добродетелях. Тогда диавол, завидуя сему, стал отвращать верующих от Христа. Однако он стал действовать не явно, как прежде, но скрытно, – со свойственным ему лукавством.

С этою целью он среди самих христиан возбудил иконоборство. По наущению диавола между христианами появились люди, которые, под видом ревности о Боге, стали отвергать почитание святых икон. Диавол внушил сие людям для того, чтобы они, отринув икону Христа, отринули от себя и Самого Христа, – потому что все, что бывает изображаемо на иконе, относится к тому, чей лик изображен на ней.

И вот ненавистник человеческого спасения, диавол, возбудил к сему царя Константина, – не равноапостольного, просветившего мир верою Христовою, а другого, с тем же именем, прозванного Копронимом, то есть гноеименным [1], так как он сперва осквернил гноем купель своего крещения, а потом и Церковь Христову – своею безбожною ересью.

Безумный царь стал говорить, что христианам не подобает покланяться и почитать иконы, ибо сие есть языческое идолопоклонство. Он не понимал того, что если предмет сам по себе вреден для души, то и изображение его также вредно для души и не должно быть допускаемо.

Если же предмета в существе своем заключает добро и полезен для души, то и изображение того предмета есть дело доброе и душеполезное. Языческие боги суть зло, и душепагубны, и посему почитание их воспрещено. Точно также и изображения их суть дело злое, душепагубное, и чтить их воспретил Закон Божий.

Свят Господь Бог наш Иисус Христос, священны и рабы Его, и весьма много служат нам на пользу душевную, как и Давид сказал: “Мне же зело честни быша друзи твои, Боже” (Пс.138:17). Потому и изображения Господа и честных друзей Его, – которым говорил Господь: “Вы друзья Мои” (Иоан.

15:14) – священны, душеполезны и мы должны почитать их, зная, что честь, воздаваемая иконам, переходит на лице того, кто изображен на них. Беззаконный царь Копроним, не поняв сего, послал по всем странам своего государства повеление, чтобы все иконы были выброшены из домов Господних и чтобы никто не дерзал хранить их в своем доме.

При этом он угрожал ужасными мучениями и смертью всем, не желавшим повиноваться его повелению; и была тогда в Церкви Божией великая скорбь, печаль и сетование [2].

Многие из верующих, боясь страшной угрозы царя, убегали и скрывались: города опустели, люди разбежались по пустыням, а из оставшихся – некоторые повиновались повелению царя и перестали покланяться иконам, а другие, твердо держась предания святых отцов, безбоязненно сопротивлялись иконоборцам и были преданы за то различным мукам.

Все места заключения, темницы и глубокие рвы наполнены были тогда не разбойниками, не ворами или какими-либо злодеями, но епископами, священниками, иноками и другими благочестивыми людьми.

В то время на острове Крите был один благочестивый и богобоязненный человек, по имени Андрей; он отвергся от мира и славы его и презирал все мирские радости: взяв крест свой, он шел тесным путем, ведущим к небу, и многих приводил с собою к такой же богоугодной жизни.

Услыхав, что в Царьграде беззаконный Копроним, ради нового еретического, хульного, иконоборческого учения, многих святых держит в узах, Андрей воспламенился ревностью веры и любви ко Христу и пошел в Царьград.

Здесь он без всякого страха, но с великим дерзновением открыто поучал народ не прельщаться словами царя и еретическим учением; более же твердых в вере Андрей укреплял и возбуждал к истинному исповеданию и терпению в муках.

Когда же Андрей увидал, что иконоборцы, по повелению царя, за почитание святых икон – одних жестоко бьют жилами, других опаляют огнем, некоторым выкалывают глаза, или отрезают языки, а иным отсекают руки и ноги – тогда он не мог сего стерпеть. Тотчас Андрей пошел к церкви святого мученика Маманта, где в то время находился царь со множеством своих сановников.

Протеснившись сквозь собравшийся там народ, он смело стал перед царем и громким голосом воскликнул:– Почему ты, царь, называешься христианином и слугою Христовым, а иконы Христовы попираешь и причиняешь так много зла рабам Его?Андрей хотел было продолжать свою речь далее, но царь повелел схватить его.

Тотчас же слуги устремились на Андрея, и одни схватили его за голову, другие за руки, а некоторые за плечи и одежду; повалив Андрея на землю, они начали его бить, влачить по земле и топтать ногами.

Желая наружно показать свое милосердие, царь велел перестать бить Андрея и, выйдя из церкви, призвал его к себе и начал сам говорить с ним:– Откуда, – сказал он, – у тебя явилась такая смелость, что ты пришел сюда и в лицо злословишь меня? От безумия ли, или с каким-либо умыслом? Или для того, чтобы быть известным мне?Андрей отвечал:– Не от безумия я сие делаю, и без всякого умысла и не потому, чтобы искал суетной славы от тебя, ибо я все, что ты имеешь в мире, презираю как сон и почитаю за дым. Но я услыхал о твоем злом учении, по которому ты бесчестишь святые иконы и гонишь святую Церковь Божию. Посему “ревность по доме Твоем снедает меня” (Пс.68:10.), и я пришел сюда издалека, чтобы или убедить тебя, или самому умереть за Христа моего. Если Он – Господь мой, – умер за меня, то я, как образ Его, не должен ли умереть за Его образ?Царь сказал на сие Андрею:– Какое беснование и безумие воздавать славу нетленного Бога – дереву, краскам, камню, и не внимать тому, что Бог повелел Моисею не делать никакого подобия? Откуда у вас растет это безумие, что вы столь очевидной истине сопротивляетесь и отдаете себя на погибель? Поверь мне, что не ради истины, не ради Христа, но за твою бесстыдную дерзость и сопротивление я буду тебя мучить.Андрей не мог перенести такой хулы и сказал:– Нечестивец! Разве не за Христа страдает тот, кто страдает за Его иконы? Разве бесчестие, которое ты наносишь иконе, не переходит на Того, Кто изображен на ней? Почему же вы тех, кои бесчестят и опрокидывают ваши изображения и статуи, жестоко казните смертью? Вы, как прах, ныне существуете, а завтра исчезнете, однако желаете чрез свои изображения быть в почтении; насколько же больший грех посягать на Образ Христов, ибо бесчестие, сделанное иконе Христа, есть бесчестие Самому Христу, лик Коего на иконе изображен.Затем святой Андрей хотел было объяснить, какие Бог заповедал через Моисея иметь изображения вместо богов, но царь не позволил ему продолжать, и сказал:– Если цари гневаются за свои только изображения, то они гораздо более гневаются, когда их злословят в лицо.И тотчас же велел обнажить святого и бить его без милосердия. Но святой мужественно претерпел все истязания; тогда царь начал склонять Андрея ласкательством повиноваться своему злочестивому повелению. Святой же Андрей, возведя очи к небу, сказал:– Сохрани Бог, чтобы я отвергся моего Христа в Его святой иконе; тебе, царь, лучше бы заниматься воинскими делами и управлять народом, чем гнать Христа и преследовать рабов Его.

Тогда царь повелел снова жестоко бить Андрея, так что даже земля обагрилась кровью его. Некоторые же из окружающих, для угождения царю, начали бросать в Андрея камнями и разбили ими Андрею уста и сокрушили ребра. Наконец, после многих мучений святой был заключен в темницу, где пробыв некоторое время, утверждал в благочестии приходивших к нему верующих. После сего царь велел опять вывести Андрея из темницы и снова мучить, возобновляя его прежние раны; во время этих мучений тело святого распадалось и раздроблялось. Наконец, связав святому ноги, влекли его по земле через город на место, где бывают казнимы злодеи, и там мучитель повелел умертвить святого Андрея. Когда же его влекли туда чрез торговую площадь, один из еретиков – торговец рыбой,– узнав, по какой причине страждет святой и, будучи научен бесом, схватил нож и рассек мученику ногу: этим он прекратил многострадальный путь Андрея, ибо мученик тотчас же умер от причиненной ему раны [3].

Тело святого Андрея было ввергнуто в пропасть с трупами злодеев и лежало там более 12 недель.

По повелению Божию, туда стали приходить от различных стран одержимые нечистыми духами: они вынули из пропасти и от трупов тело святого Андрея и положили его на священном месте, и тотчас же, как достойную мзду за сие, получили исцеление.

Молитвами святого, при гробе его, многие болящие получали исцеления, ибо святой Андрей имеет дерзновение у Бога и молится за всех нас, предстоя вместе со святыми престолу Господню во веки. Аминь.

Тропарь, глас 4:

Постнически предподвизався на горе [4], умная врагов ополчения всеоружием Креста погубил еси, всеблаженне. Паки же ко страдальчеству мужески облеклся еси, убив Копронима мечем веры; и обоих ради венчался еси от Бога, преподобномучениче Андрее приснопамятне.

Кондак, глас 8:

Мужества тезоименитому [5] благодарение, паки благочестия тайноглагольнику похвальная воззовем от любве тебе, богоблаженне, но паки имея дерзновение ко Господу, от всяких лютых ны спаси, да поем: радуйся отче приснопамятне.

1.   Название Константина Копронимом происходит от греч. слова “копрос” – навоз, нечистоты.
2.    Продолжительное царствование императора Константина Копронима (741-775 г) было временем, когда иконоборство достигло своего высшего развития и силы в Греческой церкви. Сам император Константин Копроним был ревностнейшим иконоборцем.

Пример его отца, Льва Исаврянина (716-741 г.), и воспитание в строгих иконоборческих началах сделали его неумолимым врагом иконопочитания. Ревностные иконопочитатели должны были бежать за границу, – в особенности в Рим, – или скрываться в местах уединенных.

Самыми смелыми, решительными и мужественными противниками мер и распоряжений императора были иноки, явившие себя неустрашимыми ревнителями православия. Ревность иноков оказывала в то время сильное влияние на умы христианского общества. До чего доходила жестокость в преследовании иноков, это видно из тех казней, каким подвергали их.

Так случалось, по словам церковного историка того времени – Никифора, что инокам разбивали головы на тех самых иконах, на защиту коих они выступали. И из мирских людей более мужественные в исповедании православия, также не мало претерпели гонений в царствование Копронима.

Вообще гонение на православных при Копрониме было так сильно, что оно напоминало собою жесточайшее из гонений языческих императоров на христиан – Диоклитианово.
3.   Святой Андрей скончался в 767 году; через 100 лет св. Иосифом песнописцем написан ему канон (см. Минею Октябрь, день 17-й).
4.

  Здесь разумеется остров Крит, изобилующий массой гор и отличающийся крутыми, а по местам и неприступными, берегами.
5.    Т.е. соименному или тождеименному с мужеством. Имя Андрей в переводе с греч. значит – мужественный.

Источник: http://verapravoslavnaya.ru/?Stradanie_prmch_Andreya_Kritskogo

Преподобномученик Андрей Критский: житие и икона

Молитва святителю андрею критскому

Христианству уже более двух тысяч лет. За это время многие люди сумели проявить лучшие свои человеческие качества, за что верующие их почитают как святых. Одним из них является преподобномученик Андрей Критский. Этот человек многое сумел сделать для последующих поколений.

Да и жизнь его довольно интересна для современных людей. В ней отражаются все условия существования человечества в начале прошлого тысячелетия, тревоги и тяготы, а еще стойкость отдельных личностей, подобная подвигу. Давайте разберемся, кто такой преподобномученик Андрей Критский, житие которого всесторонне изучается верующими.

Для чего о нем необходимо знать современным гражданам?

Преподобномученик Андрей Критский: житие

Существует некоторая путаница в головах людей, не погруженных в богословие. Святых по имени Андрей несколько. И двое из них являются Критскими. Их не нужно путать, так как эти люди прошли совершенно разный путь, каждый прославился по-своему.

Преподобномученик Андрей Критский, житие которого мы описываем, был обычным богобоязненным юношей. Жил он во времена императора-иконоборца. Среди сверстников выделялся этот человек только тем, что свято соблюдал традиции. Он отказался от мирских радостей, молился и показывал пример окружающим.

В текстах, которые написаны в его память, говорится, что преподобномученик Андрей Критский многих сумел наставить на путь истинный, зажечь веру в сердцах. Жил он в те времена, когда никто уже открыто не сопротивлялся христианским традициям. Вроде мир установился в обществе.

Но дьявол не оставлял людей своим черным вниманием. Но действовать стал хитростью, которой и возмутился будущий преподобномученик Андрей Критский.

Важные вехи жизни

Верующие, отмечая День преподобномученика Андрея Критского, вспоминают его судьбу, стараются впитать опыт этого человека. Внимание при этом концентрируется на преданности Иисусу, тяготам, которые он сумел преодолеть во славу Его. Это обычная практика.

Тем не менее для формирования правильного образа нужно представлять себе и те исторические события, с которыми человеку приходилось сталкиваться. Скорее всего, на формирование его личности повлияло наблюдение за тем, как окружающие не отказываются от греха.

В его жизнеописании рассказано о том, что был этот человек добр и кроток. Он не ругался с грешниками, а показывал им пример своею жизнью. Сопротивление почти всему обществу может сломить или закалить. Андрей остался верен своим принципам, полученным от родителей.

Его вера только еще больше укрепилась, что он продемонстрировал публично в Константинополе, когда пришло время.

Борьба с произволом

Так бы сказали о деятельности преподобномученика люди, родившиеся, к примеру, в девятнадцатом веке. А произошло следующее. Был в Константинополе император по имени Константин Копроним, прозванный иконоборцем. Он повелел убрать лики святые из храмов, так как «негоже поклоняться дереву». Верующие саботировали такой странный указ, он оскорблял их религиозные чувства.

Император уперся и велел заключать непослушных в темницу. Об этом узнал Андрей Критский. Он сразу поехал в Константинополь. Его возмутил факт мучений людей, которые хотели молиться Господу. Императора же справедливые речи Андрея Критского не вразумили. Он повелел схватить и истязать заступника верующих. Но никакие истязания не могли сломить его волю и приверженность вере.

Юноша погиб во время следования к месту казни.

Тропарь и кондак преподобномученика Андрея Критского

Согласно церковным правилам, этого Святого поминают 17 октября. Во время службы в храме поет хор. Исполняются короткие стихи, повествующие или напоминающие о важных событиях, связанных с датой или праздником.

Тропарь преподобномученика Андрея Критского принято исполнять в его день, а также во время Великого поста. Это делается не только для того, чтобы вспомнить об преподобномученике, но и на его примере научиться истинной вере.

В тексте говорится о том, подвиг этого святого был связан с защитой своих духовных братьев. Он не убоялся властителя и его вооруженных приспешников, делая то, что должно. Еще принято читать во время службы величание преподобномученика Андрея Критского.

Это стих, которым восхваляется доблесть святого. Текст его таков: «Ублажаем тя, преподобномучениче Андрее, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов».

«Спаситель» императорской семьи

Давайте перенесемся в девятнадцатый век. Все семейство Александра III попало в день Святого Андрея в аварию. Они путешествовали на поезде, который сошел с рельсов, да еще и перевернулся.

Пострадало более двадцати человек, но все императорское семейство осталось цело. Эта история так повлияла на окружение, что в Санкт-Петербурге был построен храм преподобномученика Андрея Критского. Люди посчитали событие милостью Божией, которую решили увековечить.

Церковь стоит и ныне. Она не особенно заметна, так как включена в архитектурный комплекс городской застройки. Но верующие посещают этот храм, чтобы помолиться святому.

Преподобномученик Андрей Критский, икона которого есть в этой церкви, как и во многих других, считается исцелителем. О том, что его мощи творят чудеса, говориться в древних документах.

О чем просят преподобномученика

В средине четырнадцатого века русский паломник по имени Стефан Новгородец посетил Царьград. Свое дальнее путешествие он описал в труде, сохраненном до наших времен. В тексте содержится информация о том, что нетленные мощи Святого Андрея способны исцелять страждущих. То же самое описано в анонимном труде, названном «Хождение в Царьград».

Мощи находились в монастыре, названном в честь Андрея Критского, расположенном в Константинополе (ныне Стамбуле). К ним приходили люди, у которых опускались руки под давлением обстоятельств. Они просили у святого поддержки и заступничества. И нынче к иконам во многих храмах идут верующие, ощущающие себя беззащитными.

Эти люди находят в святом утешение, черпают новые силы, размышляя о его жизни и подвигах.

Молитва преподобномученику

В церковных книгах можно найти канон и тропарь Святого. Эти тексты принято читать, если человек хочет обратиться к преподобномученику. В них говорится о подвиге и силе обычного человека, которому вера помогла противостоять власти. У каждого из нас в жизни бывают такие ситуации, когда считаем себя слишком «малыми» перед врагами.

А если посмотреть на то, что смог сделать преподобномученик, то устыдитесь. Это был юноша, бережно хранящий в сердце образ Господа. Он не обладал ни богатствами, ни оружием, не руководил войском. Однако, узнав о дьявольских кознях хитрого императора, задумавшего извратить суть религиозной традиции, смог подняться до уровня воина Христова.

Согласитесь, в начале тысячелетия были совсем иные порядки. Выступая против властителя, человек обрекал себя на мучительную смерть. И он не испугался! Молитва преподобномученику Андрею Критскому именно об этом.

Каждый верующий стремится так слиться с Господом, чтобы позабыть в трудной ситуации о своей бренной жизни, а действовать во славу Его.

Мы уже упоминали, что Андреев Критских двое. Так получилось, что жили эти люди примерно в одно и то же время. Но у каждого свой путь. Не совсем грамотные авторы приписывают деяния преподобномученика святителю Андрею.

Это не просто неуместно, но и очень вредно, так как порождает в неокрепшей душе сомнения об истинности существования таких людей. Получаются прямо дьявольские козни, но на другом уровне, такие же, как у императора-иконоборца.

Чтобы уважаемый читатель до конца понял, о чем речь, напишем немного о жизни святителя Андрея Критского. Этот человек известен совсем иными делами.

Его вера проявилась в умении противостоять не императору, а в некотором смысле, более грозной силе – сообществу духовных учителей, признанных верующими авторитетами на тот момент. Он выступил в защиту правильного понимания Иисуса Христа на Вселенском соборе. Несколько слов об этом человеке.

Святитель Андрей Критский

Мальчик родился в третьей четверти VII века в славном городе Дамаске. Родители Андрея были людьми глубоко верующими, и ребенка воспитывали в том же духе. Одно их тревожило – отпрыск никак не желал разговаривать. Уже седьмой год пошел мальчику, а нем был, что рыба.

Это обстоятельство сыграло в его жизни очень большую роль, направив судьбу в особое русло. Он заговорил. Как? Об этом чуть позже. В четырнадцатилетнем возрасте будущий святитель Андрей Критский отправился в Иорданскую лавру. Там он постигал науки в иночестве, а потом был назначен писарем.

На молодого монаха обратил внимание святитель Софроний, Иерусалимский патриарх. Этот человек лично занимался его духовным воспитанием. После захвата Святого Града мусульманами на Андрея были возложены обязанности сингела, то есть секретаря. Ему довелось выступать на VI Вселенском соборе.

За смелость и принципиальность верующие его уважали и почитали. В 685 году его избрали архиепископом острова Крит, где он и осуществлял служение до кончины.

Чудо

Очень важно понять, как человек становится верным воином Христовым, тем более в условиях древности. А они были довольно жестокими, о правах человека тогда не думали, войны вспыхивали, как сухой хворост. За приверженность христианству убивали довольно часто.

Внутренние убеждения, как и способы отправления религиозных обрядов, становились опасными для жизни. Будущий святитель Андрей Критский родился в христианском семействе. Как уже указано, мальчик был нем. Ни одного словечка от него не слышали родители до тех пор, пока не исполнилось отроку семь лет.

Все семейство, как положено верующим, ходило в храм. Однажды после причащения Святых Христовых Тайн мальчик заговорил. Родителям такой поворот событий показался чудом. И это подоткнуло их к тому, чтобы склонить сына на монашество. Да и сам Андрей оказался под впечатлением своеобразного перерождения.

Путь его с той минуты был предопределен. Он свято служил Господу, был назначен архиепископом на Крит, строил там храмы и занимался делами паствы.

Заключение

Мы часто думаем о святых только в трудные минуты. Знаете, существует некий эгоизм в нынешних верующих. Как только необходима помощь – в храм бежим, а о том, к кому обращаемся, рассуждать ленимся. Из этого отношения, в частности, возникает путаница в головах. Стыдно не знать, кто такой преподобномученик Андрей Критский, согласитесь.

В церковных школах принято изучать подвиги людей в прошлом. Дети получают не только информацию, но и основу для формирования характера. Преподобномученик являет им пример того, как много дает вера для обычного человека. Она поднимает его над несправедливостью, возносит до вершин власти, позволяет сопротивляться произволу, защищая ближнего.

Сила состоит не в количестве оружия или денег, а в правде, опирающейся на заветы Иисуса. Имея такое знание в душе, человеку становится проще справляться с тяготами жизни. Не зря говорят, что счастлив тот, кто в сердце своем имеет Христа. Такой человек никогда не почувствует себя ни одиноким, ни преданным, ни покинутым.

А вы как считаете?

Источник: http://fb.ru/article/277236/prepodobnomuchenik-andrey-kritskiy-jitie-i-ikona

Святителя Андрея, архиепископа Критскаго Иерусалимского

Молитва святителю андрею критскому

Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости, воздержа́ния учи́теля яви́ тя ста́ду твоему́ Яже веще́й Истина. Сего́ ра́ди стяжа́л еси́ смире́нием высо́кая, нището́ю бога́тая, о́тче Андре́е, моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Пе́снь 1

Ирмос: Коня́ и вса́дника в мо́ре Чермно́е сокруша́яй бра́ни, мы́шцею высо́кою, Христо́с истрясе́, Изра́иля же спасе́, побе́дную пе́снь пою́ща.

Со́н от ве́ждей оттря́с, тебе́ сама́го Влады́це доброде́телию угото́вал еси́ све́тло жили́ще, богоявле́нне преподо́бне, и Боже́ственное поко́ище.

Пе́нием всесли́чным твою́ цевни́цу движа́, Христо́ву Це́рковь, песносло́вя, уясни́л еси́, Андре́е чу́дне, Свята́го Ду́ха оглаша́емь Боже́ственною благода́тию.

Зако́ну богопи́санному му́дре повину́яся, теле́сныя стра́сти по́стнически умертви́л еси́, у́м же возвы́сил еси́ кре́пким твои́м жела́нием, поя́ пе́сни Бо́жия, всему́дре.

Богородичен: Ве́сь жела́ние и пречи́сто наслажде́ние, Сы́н и Бо́г Тво́й благи́х исполне́ние е́сть, Всенепоро́чная, Его́же моли́ изба́вити ве́рою ны́не к Тебе́ притека́ющия.

Пе́снь 3

Ирмос: Водрузи́вый на ничесо́мже зе́млю повеле́нием Твои́м, и пове́сивши неодержи́мо тяготе́ющую, на недви́жимем, Христе́, ка́мени за́поведей Твои́х, Це́рковь Твою́ утверди́, Еди́не Бла́же и Человеколю́бче.

Упра́вил еси́ доброде́телию житие́ твое́, преподо́бне, и, боже́ственным жела́нием Бо́гу соединя́яся, орга́н яви́лся еси́ слове́сен, всю́ вселе́нную уясня́я пе́сньми, Боже́ственная сокро́вища почерпа́я.

Прему́дрости небе́сныя бы́л еси́ испо́лнен, душе́вная бо уста́ разшири́в, преподо́бне, всю́ прия́л еси́ я́ве зарю́ светоно́сную трисо́лнечныя све́тлости, я́ко священноде́йственник свяще́нен.

Утверди́в душе́вныя си́лы твоя́, преподо́бне, и пло́ть удержа́в воздержа́нием, бы́л еси́ ве́сь пресве́тлая звезда́, украша́я Це́рковь правосла́вными твои́ми уче́нии и пе́сненными пе́нии.

Богородичен: Изба́вити мя́ стра́стнаго плене́ния ны́не молю́ Тя́, Ма́ти Бо́жия Всенепоро́чная, и грехо́вныя я́звы вся́ очи́стити, гре́х Взе́млющаго ми́ра пресла́вно ро́ждшая.

Та́же седа́лен Андре́я, гла́с 4.

Яко ка́мением, словесы́ твои́ми церко́вный, прему́дре, украси́в вене́ц, священноде́йственник свяще́нен, Андре́е, бы́л еси́. Те́мже по мно́гих в житии́ труде́х прия́л еси́ нестаре́емое Ца́рство и сла́ву, в не́мже помина́ющих тя́, о́тче, помина́й.

Пе́снь 4

Ирмос: Боже́ственное Твое́ разуме́в истоща́ние прозорли́во, Авваку́м, Христе́, со тре́петом вопия́ше Тебе́: во спасе́ние люде́й Твои́х, спасти́ пома́занныя Твоя́ прише́л еси́.

Сло́во Твое́, житие́м укра́шено, богосло́вия изве́стное пра́вило показа́лся еси́, чу́дне, Препе́тыя Тро́ицы сла́ву сказу́я я́сно.

Дея́нием виде́ния восхо́д показа́в, му́дре, и виде́нием объе́мся, жития́ о́бразом, Андре́е богогла́се, уподо́бился еси́.

Яко боже́ствен святи́тель, пребога́те, па́стырски побора́я, от Це́ркве отгна́л еси́ льво́в наше́ствия, Андре́е, му́жеству тезоимени́те.

Вели́ку похвала́м вину́, Богоро́дицу обре́т, тща́ние показа́л еси́ сугу́бо, превы́шшую похва́л хвала́ми многообра́зными почита́я, му́дре.

Богородичен: Кроме́ у́бо совокупле́ния зачала́ еси́ нетле́нно во утро́бе, и пре́жде боле́зни родила́ еси́, и по рождестве́ Де́вою, Бо́га пло́тию ро́ждши, сохрани́лася еси́.

Пе́снь 5

Ирмос: Одея́йся све́том, я́ко ри́зою, к Тебе́ у́тренюю и Тебе́ зову́: ду́шу мою́ просвети́ омраче́нную, Христе́, я́ко Еди́н Благоутро́бен.

Ны́не крася́щиися твои́ми уче́нии и пе́сньми богодохнове́нными свяще́нно наслажда́ющеся, Андре́е всеблаже́нне, па́мять твою́ почита́ем.

Заре́ю просвеща́емь я́ве духо́вною, святы́х ликостоя́ния пресвя́то похвали́л еси́, с ни́миже ны́не ра́дуешися, Андре́е всеблаже́нне.

Ны́не не чу́вствы тле́ннаго те́ла, ни мечта́ньми зри́ши Боже́ственная, у́мно же, прему́дре, душе́вными де́йствы соединя́яся лу́чшим.

Богородичен: Со слеза́ми припа́даю Ти́, зело́ моля́ся, мои́х согреше́ний ны́не изба́витися Тобо́ю, Всенепоро́чная, и ве́чныя ра́дости сподо́битися.

Пе́снь 6

Ирмос: Неи́стовствующееся бу́рею душетле́нною, Влады́ко Христе́, страсте́й мо́ре укроти́ и от тли́ возведи́ мя, я́ко Благоутро́бен.

Вити́и обличи́л еси́ безбо́жныя усты́ све́тлыми, честны́х бо ико́н уясни́л еси́ вои́стинну, священнотаи́нниче, поклоне́ние.

Свяще́нно украси́л еси́ твою́, о́тче сла́вне, жи́знь: стра́стное бо смуще́ние угаси́л еси́ и к жи́зни безстра́стия прите́кл еси́.

Добро́тами слове́с твои́х и уче́нии вси́ ве́рнии благоче́стно наслажда́ющеся, ра́дуются, ерети́к языкобо́лия побежда́юще.

Богородичен: Ве́сь примеша́ется ми́, Иже безнача́льно возсия́в от Отца́, воплоще́нием, Пренепоро́чная, из Тебе́ бы́вшим, Богоневе́сто.

Конда́к, гла́с 2.

Воструби́в я́сно боже́ственная сладкопе́ния, яви́лся еси́ свети́льник ми́ра светле́йший, све́том сия́я Тро́ицы, Андре́е преподо́бне. Те́мже вси́ вопие́м ти́: не преста́й моля́ся о все́х на́с.

Икос:

Восхвали́ти твое́, о́тче, житие́, окая́нный, хощу́, ве́дый ны́не, исправле́ний твои́х ра́ди, ищу́ отту́ду, я́коже дарова́ния, похвалы́ прия́ти твои́х украше́ний и честно́му верху́ твоему́, Андре́е, исплести́, е́же Ангели почита́ют, зовы́й: моля́ не преста́й о все́х на́с.

Пе́снь 7

Ирмос: Превозноси́мый отце́в Госпо́дь, пла́мень угаси́, о́троки ороси́, согла́сно пою́щия: Бо́же, благослове́н еси́.

Да све́тлость святы́х, преподо́бне, у́зриши, све́тлостию де́л просвети́л еси́ житие́ твое́, зовы́й: Бо́же, благослове́н еси́.

Те́лом обложе́н, безпло́тных чино́м поревнова́л еси́, преподо́бне, с ни́миже согла́сно, ра́дуяся, взыва́еши: Бо́же, благослове́н еси́.

Иерусали́м ны́не све́тло весели́тся, свети́льника многосве́тла ми́ру тя́ возсия́в, блаже́нне, поя́: Бо́же, благослове́н еси́.

Богородичен: Иже пре́жде у́бо Безпло́тный воплоща́ется, Пречи́стая, за милосе́рдие безчи́сленное из ложе́сн Твои́х святы́х. Ему́же вси́ пое́м: Бо́же, благослове́н еси́.

Пе́снь 8

Ирмос: Тебе́, Вседе́телю, в пещи́ о́троцы, всеми́рный ли́к спле́тше, поя́ху: дела́ вся́кая, Го́спода по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.

Но́ваго киво́та Це́рковь, о́тче, я́сно обвесели́л еси́, ли́ки соста́вль, взыва́я: вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.

Пе́ние но́вое в Це́ркви, блаже́нне, преподо́бно взыва́л еси́ Вседержи́телю: вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.

Дая́ доброде́телию боголе́пно дела́, страда́ния воспе́л еси́, Андре́е прему́дре, все́х святы́х, дре́вле удивле́нных и соверше́нных Христу́ во ве́ки.

Богородичен: Прииди́те, Чи́стую Богоотрокови́цу воспое́м, глаго́люще, боже́ственными пе́сньми: ра́дуйся, Де́во, Ея́же ра́ди ра́дость даде́ся естеству́ челове́ческому, Преблагослове́нная.

Пе́снь 9

Ирмос: Иса́ие, лику́й, Де́ва име́ во чре́ве и роди́ Сы́на Емману́ила, Бо́га же и Челове́ка, Восто́к и́мя Ему́, Его́же велича́юще, Де́ву ублажа́ем.

Глаго́л твои́х веща́ние всю́ обтече́ зе́млю, уче́ний же красота́ и све́тлость, Андре́е блаже́нне, те́мже Христо́с, Иже все́х Ца́рь, тя́ венча́л е́сть благоле́пия венце́м.

Соедине́нием лу́чшим наслажда́яся зари́ трисия́нныя, Андре́е, таи́нниче пачеесте́ственных, любо́вию творя́щих твою́ святу́ю па́мять свяще́нно, ны́не моли́твами твои́ми от бе́д сохрани́.

Со безпло́тными чи́нми весели́шися ны́не на небесе́х: си́х бо на земли́ житие́ неукло́нно я́ко пожи́в и пра́выя ве́ры я́влься пропове́дник изря́ден, богоглаго́ливе досточу́дне.

Богородичен: Приноси́мое уста́вила еси́ сме́рти неуста́вное стремле́ние, ро́ждши пло́тски, вои́стинну па́че ума́, Жи́знь ве́чную, Ейже прирази́вся усты́, го́рький а́д упраздни́ся, Пресвята́я Де́во Ма́ти.

Свети́лен.

Ангельскаго жития́ жела́я, преподо́бне, те́мже покори́л еси́ стра́сти плотски́я му́жески, равноа́нгелен бы́в, богоно́се о́тче.

Богородичен:

Тя́ Предста́тельницу и́мамы, вси́ гре́шнии, о Пресвята́я Де́во! Ты́ благопреме́нна сотвори́ Твоего́ Сы́на ма́терними Твои́ми моли́твами.

Молитва святителю Андрею, архиепископу Критскому

О, пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Андрее! Предстоя у престола всех Царя и наслаждаяся света Единосущныя Троицы и херувимски со Ангелы возглашая песнь трисвятую, великое же и неизследованное дерзновение имея ко Всемилостивому Владыце, моли спастися паствы Христовы людем, благостояние святых церквей утверди, архиереи благолепием святительства украси, монашествующия к подвигом добраго течения укрепи, град сей и вся грады и страны добре сохрани, и веру святую непорочну соблюсти умоли, мир весь предстательством твоим умири, от глада и пагубы избави ны, и от нападения иноплеменных сохрани, старые утеши, юныя настави, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, плененныя возврати, немощствующия исцели, и везде тепле призывающия тя и с верою притекающия к тебе от всяких напастей и бед ходатайством твоим свободи. Моли о нас (имена) всещедраго и человеколюбиваго Христа Бога нашего, да и в день страшнаго пришествия Его от шуияго стояния избавит нас и радости святых причастники сотворит со всеми святыми во веки веков. Аминь.

Молитва иная святителю Андрею, архиепископу Критскому

Великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Андрее! Услыши смиренную молитву раба твоего (имя). Приклони милосердие Божие ко мне и помози ми в скорби моей (содержание прошения). Да избавит Всемилостивый Господь нас от бед и напастей и радости святых причастники сотворит со всеми святыми во веки веков. Аминь.

Источник: http://xn----7sbahbba0chrecjllhdbcuymu3s.xn--p1ai/kanon/minea_iul/kan_17iul_andrey.html

Канон Андрея Критского

Молитва святителю андрею критскому

Канон Андрея Критского написан от первого лица, что дает верующим представление об описываемых событиях через призму чувств и впечатлений. Он относится к церковной гимнографии и считается удивительным произведением, прославляющим события Ветхого и Нового заветов.

Основная тема канона – душевное раскаяние и путь к небесной жизни. Автор этого текста – святой Андрей, – великий богослов и архидиакон в храме Святой Софии. Преподобный Андрей писал церковную поэму в преклонном возрасте, размышляя о вечной жизни, прощении, о добре и о зле.

  • Покаянный канон Андрея Критского – читать онлайн
  • Святой Андрей Критский – краткое житие
  • Молитва Андрею Критскому
  • Акафист Андрею Критскому
  • Заключение

Покаянный канон Андрея Критского – читать онлайн

Текст включает в себя двести пятьдесят песен, которые называются тропарями (обычные каноны содержать их не более тридцати), что делает это произведение уникальным.

Читают этот канон частями во время Великого поста: на первой неделе с понедельника по четверг на вечерних службах и на пятой неделе в среду к вечеру. На первой седмице при чтениях в среду и четверг добавляют тропари в честь Марии Египетской.

После каждой песни канона читается припев: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».

Слова песнопения пронизаны чувством вины за грехи и желанием покаяться в содеянных злодеяниях и получить прощение Небесного Творца. Весь текст разделен на четыре части, которые постепенно настраивают верующих на духовный лад, готовят к сознательным лишениям поста. Канон исполняется хором, и после каждого тропаря прихожане совершают земной поклон.

Читать покаянный канон Андрея Критского.

По церковному уставу весь текст канона читается на первой седмице: по одной части за одно богослужение (по дням недели), так как сразу выдержать чтение полного произведения крайне трудно. На пятой седмице канон зачитывается снова, но уже в полном объёме за одну службу, потому как считается, что к этому времени души прихожан достаточно окрепли, и они готовы к этому испытанию и покаянию.

В наши дни легко найти канон на русском языке, например, приобрести в церковной лавке любого православного храма, что позволит читать его и дома, например, если нет возможности посетить церковь.

Стоит отметить: разрешены чтения этого текста в любое время года, а не только в период Великого поста. Ведь раскаяние и прошение о милости – это потребности, которые следуют за каждым верующим круглый год.

Рожденный в христианской семье в городе Дамаск, Андрей был немым вплоть до возраста семи лет.

В один из дней его семья отправилась на причастие в храм и там, после принятия Святого Христова Таинства, Андрей чудесным образом обрел голос и заговорил. Именно тогда мальчик избрал церковный путь и стал изучать богословие и Святое Писание.

Уже в четырнадцать лет Андрей был пострижен в монахи в монастыре Саввы Освященного, он соблюдал строгий распорядок и вел спокойный целомудренный образ жизни.

Спустя годы, Святой Андрей был призван служить архидиаконом при церкви Святой Софии в Константинополе, тогда он уже славился как богослов и гимнописец. Более того, он также писал и музыку к церковным молитвам.

Умер Святитель на острове Милитина, а мощи его доставили в Константинополь.

Молитва Андрею Критскому

В Православной церкви существует Святой с именем Андрей Критский, преподобномученик, день памяти которого совершается 30 октября.

Не стоит путать этого Святого преподобномученика с епископом и святителем Андреем Критским, автором Великого Покаянного Канона.

Молитвы святителю Андрею Критскому, а также тропарь, который читается в день памяти Святого — 17 июля.

Акафист Андрею Критскому

Святитель Андрей Критский является автором Великого Покаянного канона, читаемого во время Великого поста, Пасхального канона, читаемого на Светлой Пасхальной неделе, и Канона Святым мученикам 1400 младенцам, убиенных во времена и по приказу царя Ирода.

Высокопреосвященнейший митрополит Санкт-Петербургский Иоанн (Снычев) составил на основе Покаянного канона святителя Андрея Критского — Акафист покаянный.

Скачать текст Акафиста на основе Великого Покаянного канона Андрея Критского.

Текст не применяется для богослужений и предназначен для молитв дома. Данный акафист помогает привести в порядок мысли, молитвенные прошения, образы. Это уже не хвалебная песнь — первоначальное назначение акафиста, а покаяние через молитву.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.