Молитва пятничной хутбы

Пятничный намаз по мазхабу имама Абу Ханифы

Молитва пятничной хутбы

Среди дней недели особое место у мусульман занимает пятница. В этот день начинается всеобщее движение, подготовка к чему-то особенному, значительному. Это особенно заметно в мусульманских странах. Люди, одетые в праздничные одежды, чистые, со светящимися лицами, радостно идут на пятничный намаз, придавая этому дню особое значение.

Обязательность пятничного намаза установлена в кораническом аяте, смысл которого заключается в следующем: «О те, которые уверовали! Когда призовут на молитву в пятничный день, то стремитесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Это лучше для вас. О, если бы вы только знали! А когда окончена будет молитва, то расходитесь по земле, и ищите милости Аллаха , и поминайте Аллаха часто; может быть, вы будете счастливы!» (62: 9–10).

Как высоко ценил этот день Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), видно из хадисов: «Пятница – это самый благословенный день! Она является более величественной, чем день праздника Разговения (Ураза-байрам) и день праздника Жертвоприношения (Курбан-байрам), так как в этот день был создан наш праотец Адам, мир ему, в этот же день он из Рая был спущен на землю, в этот день была взята его душа, и Судный день состоится также в пятницу». Также необходимо помнить слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение): «Кто оставит пятничную молитву три раза подряд, пренебрегая ею, сердце того будет запечатано Всевышним, т. е. не войдёт в его сердце истинная вера».

Пятничная молитва обязательна:

1. Для жителей данного города, населённого пункта. А также для тех, кто живёт в пределах одного фарсаха (5544 метра).

Те же, кто находятся за пределами этой территории, обязаны посещать молитву в том случае, если услышали призыв высоким голосом с минаретов.

Одним словом, пятничная молитва обязательна для жителей города и пригорода, связанного с ним, и не обязательна для тех, кто живёт в отдельном от города населённом пункте (в селе или деревне).

Тот же, кто находится в городе проездом и не является его жителем, обязан совершить пятничный намаз, если намеревается остаться там в течение 15 полных дней. Путешественникам пятничный намаз не обязателен.

2. Для тех, кто здоров. Больным и тем, кто не может оставить больного одного, молитва в мечети не обязательна.

3. Для свободных людей. Работа или учёба не являются уважительной причиной для пропуска молитвы более 3-х раз подряд. Существуют различные формы соглашений и с работодателями, и с преподавателями. Правда, и тут существуют случаи, когда договориться просто невозможно. Тогда эти люди становятся несвободными.

4. Для мужчин. Женщинам и детям пятничный намаз не обязателен.

5. Для совершеннолетних и дееспособных.

6.

Для зрячих. Слепым, хотя бы и имеющим поводыря, пятничный намаз не обязателен.

7. Имеющим возможность ходить. Безногим, прикованным к инвалидному креслу и парализованным пятничный намаз не обязателен.

 8. Обязателен для тех, кто не сидит в тюрьме, не боится преследования властей, не боится попасть в плен, подвергнуться нападению разбойников и т. п.

Не обязателен в случае стихийных бедствий (сильные морозы, угроза схода лавин, ливневые дожди и т. п.).

Те, которым пятничный намаз не вменяется в обязанность, совершают обеденный намаз дома поодиночке без азана и икамата, а если вдруг они пойдут на пятничный намаз, то совершение его хватает вместо обеденного.

Семь условий для того, чтобы пятничная молитва считалась действительной

1. Молитва должна читаться в достаточно крупном населённом пункте, имеющем представителя власти. Учёные говорят: «Это такой населённый пункт, где главная мечеть не вмещает весь джамаат».

В больших городах, где несколько мечетей, пятничную молитву могут совершать в нескольких местах, если считают, что это необходимо для того, чтобы не приводить людей к проблемам и трудностям, особенно в больших городах, где бывает порой трудно добраться до центра с окраин.

 2. Имам должен иметь разрешение от местной власти. Или же молитву может вести человек, уполномоченный этим имамом.

Если же молитву ведёт человек, не получивший разрешения, но за ним эту пятничную молитву читает тот, кто имеет полномочия на это, то молитва действительна.

Исключения составляют те случаи, когда ни представители власти, ни люди, получившие от них разрешение, не ходят в мечеть. Тогда пятничную молитву может вести имам, избранный джамаатом.

3. Совершается во время полуденной молитвы.

 4. Чтение проповеди перед обязательной пятничной молитвой. 5. При этом необходимо присутствие хотя бы одного мужчины в здравом уме. Если проповедь слушали только женщины и дети, то такая хутба недействительна.

 6. Чтение пятничной молитвы джамаатом. Кроме имама, необходимо наличие джамаата в количестве трёх совершеннолетних, разумных и соблюдающих религиозную практику мужчин-мусульман, даже если они будут больными или путешественниками.

 7. Двери мечети, где проводится молитва, должны быть открыты для всех. Нельзя одних впускать в мечеть, а другим запрещать входить.

 Обстоятельства, при которых можно пропустить пятничную молитву

В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) приводятся следующие категории людей, кому выполнение пятничной молитвы не обязательно, – это раб, женщина, ребёнок и больной. Для них выполнение пятничной молитвы не обязательно, следовательно, они могут её пропустить, выполняя при этом обычную обеденную молитву. А остальные должны выполнять её неукоснительно и в лучшем виде.

Если пятничная молитва пропускается без уважительных причин – это является запрещённым. Известны слова Пророка (мир ему и благословение): «Или прекратят люди оставлять пятничные молитвы, или поставит Аллах на их сердца печать, и будут они после этого из тех, кто проявляет небрежность».

Желательные действия пятничного дня

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил о пятнице: «Поистине, пятница – и праздник, и день, отданный упоминанию Аллаха».

В другом хадисе: «В этот день Всевышний Аллах прощает по своему усмотрению шестьсот тысяч грешников, освобождая их от ада». Но чтобы попасть в число избранных Аллахом, необходимо выполнить некоторые условия.

Вот что об этом говорит Посланник Аллаха (мир ему и благословение): «Если мусульманин, очистившись насколько хватит сил, надушив себя благовониями, придёт в мечеть и, никого не беспокоя, выполнит предписанные обязанности, да ещё не будет разговаривать или глядеть по сторонам, а молча и со смирением выслушает проповедь, то от этой и до следующей пятницы будут прощены все его ошибки». Собираясь в мечеть, нельзя есть чеснок, лук и другие продукты с острым запахом.

Перед пятничной молитвой мусульманину желательно искупаться, остричь ногти, надеть чистую и нарядную одежду, использовать самый приятный запах, и пораньше, насколько это возможно, прийти в мечеть.

Там приносить покаяния за вольные и невольные грехи, совершённые в течение недели, читать Коран, вспоминать прекрасные имена Аллаха и прославлять Его, Всемогущего и Всесильного (произносить зикр).

В пятницу у входа в мечеть сидят ангелы и отмечают: «Первым пришёл такой-то мусульманин, вторым – тот-то, третьим – тот…».

Как только имам начинает проповедь, ангелы прекращают запись, и книга закрывается.

Является сунной читать в ночь на пятницу суру 44 («Дым»), а днём до полудня – суру 18 («Пещера»).

Имаму желательно до проповеди сесть на минбар, повернувшись к джамаату. Второй азан муаззину желательно произносить перед ним.

Хутбу сначала начинают с восхваления Всевышнего Аллаха , затем с произнесения обоих свидетельств и чтения салавата Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение). Желательно также прочитать несколько аятов из Корана и хадисов, разъяснить их смысл.

Затем прочитать проповедь, тема которой должна быть актуальна для данного региона и полезна для укрепления богобоязненности в сердцах и делах мусульман.

Во время второй проповеди желательно совершить дуа мусульманам. Так как совершают две проповеди, то желательно между ними сесть.

Также желательно вместе с имамом, в соответствии с Сунной Пророка (мир ему и благословение), прочитать тасбихи.

Это особенно желательно в современной России, где мусульмане имеют мало возможностей для частых встреч и очень нуждаются в совместных (в джамаате) мольбах-дуа, особенно в такой великий день, как пятница.

Совершив вместе тасбихи, верующие встают одновременно и приветствуют друг друга, общаются, делятся радостями.

Нежелательные действия пятничного дня

  1. Нежелательным, приближённым к запрещённому действию, является перешагивать через других верующих с целью пройти в передние ряды мечети, так как этим вы приносите им определённый вред. Придя в мечеть, нельзя ходить между рядами и, бесцеремонно раздвигая людей, беспокоя их, стараться занять место в передних рядах.

Безусловно, передние ряды весьма почётны. Но они для тех, кто пришёл раньше. После азана или икамата, когда люди встанут для молитвы плотнее друг к другу, свободные места в переднем ряду займут стоящие сзади. Тем, кто пришёл позже, лучше всего занять любое свободное место, чтобы не впасть в грех, пробираясь вперёд.

Пробираясь в передние ряды, задевая других, вы отвлекаете их, мешаете им сосредоточиться, оскорбляете их чувства и навлекаете на себя гнев Аллаха . В хадисе сказано: «Если кто-либо, придя на пятничную молитву, будет, беспокоя людей, пробираться в передние ряды, то пусть знает, что он прокладывает себе мост прямо в ад».

2. Нежелательно имаму во время выхода для чтения хутбы приветствовать джамаат, так как этим он вынуждает их отвечать ему, а это является порицательным для них.

3. Также относится к порицаемому, приближённому к запрещённому, продавать что-либо или покупать что-либо после пятничного азана, и также относятся к порицаемому, приближённому к запрещённым вещам, все действия, которые отвлекают человека от намаза.

4. Нежелательным является есть, пить в мечети во время хутбы.

5. Нежелательным является поднимать другого человека, чтобы сесть на его место, так как Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Пусть никто из вас не поднимет другого с его места в пятничный день, чтобы сесть туда, однако пусть скажет, чтобы ему дали место».

6.

Также запрещено совершать намаз или дуа, здороваться и разговаривать в то время, когда имам поднялся на минбар для чтения проповеди, так как Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда кто-нибудь из вас зайдёт в мечеть в то время, когда имам делает хутбу, пусть он не совершает намаз и не разговаривает до тех пор, пока имам не завершит свою хутбу, и пусть также не отвечает на салам». С момента восхождения имама на минбар и до окончания двух ракаатов фард-намаза все люди в джамаате должны строго сохранять молчание, особенно во время самой проповеди. Пророк (мир ему и благословение) предупреждал: «Если во время пятничной проповеди ты скажешь соседу своему “Замолчи”, то твой приход в мечеть на пятничную проповедь будет впустую». «Кто во время пятничной проповеди скажет другому всего лишь “молчи”, тот проболтался, а кто проболтался, тому нет пятницы».

Учёные-богословы, комментируя сказанное, уточнили: «Вознаграждение за участие в пятничной молитве, даже при незначительном разговоре во время проповеди, не будет полным». Но все богословы без исключения согласны во мнении относительно того, что обязательная молитва засчитывается данному человеку, то есть она канонически действительна, и перечитывать её не надо.

В соответствии с двумя упомянутыми и несколькими другими достоверными хадисами, во время пятничной проповеди необходимо слушать имама и строго сохранять молчание. В противном случае мы уходим с пятничной молитвы без вознаграждения (саваб), в котором мы так сильно, особенно сегодня, нуждаемся.

Пусть Всевышний примет наши молитвы, будет Милостив к нам и убережёт нас от ошибок!

Источник: http://www.islam.ru/content/veroeshenie/43117

Как совершать джума/жума/пятничный намаз

Молитва пятничной хутбы

БисмиЛлах, альхамдулиЛлах.

Часто приходится встречать, что братья и сёстры в Исламе задаются вопросом о правильности, условиях, правилах совершения пятничной молитвы. АльхамдулиЛлах, это радует, есть желание выполнять этот обязательный акт поклонения (для мужчин) и, с соизволения Аллаха, постараюсь помочь разобраться “простым языком” в этом несложном вопросе. 

Для кого джума (жума) намаз обязателен?

От Тарикъа ибн Шихаба (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Совершение совместной пятничной молитвы, является обязанностью для каждого мусульманина, за исключением четверых: раба, женщины, ребенка и больного». Абу Дауд 1067, аль-Хаким 1/321. Достоверность хадиса подтвердили имам ан-Науауи, хафиз Ибн Раджаб, хафиз Ибн Касир и шейх аль-Альбани. См. «аль-Маджму’» 4/483, “Фатхуль-Бари” 5/327, “Иршад аль-факъих” 1/190, «Сахих аль-джами’» 3111.

Довольно ясный по содержанию хадис. Стоит отметить, что для тех мусульман, для которых пятничная молитва не обязательна, делают обычные 4 ракаата зухр (полуденной_ молитвы.

Однако они могу участвовать в пятничной молитве и тогда с них, как и с других, кто сделал её, снимается обязанность совершения обязательной полуденной молитвы.

Не установлено, чтобы на мусульманина ложилось совершение и пятничной и полуденной молитвы в один день. Поэтому нельзя этого делать.

Обычное время пятничной молитвы – время захода времени полуденного (зухр) намаза в пятницу до времени асра. Были случаи, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, начинал пятничную молитву и раньше этого времени.

Что относится к пятничной молитве?

Пятничная молитва состоит из хутбы и намаза в 2 ракаата.

Хутба в пятницу заменяет 2 ракаата молитвы. Намаза после хутбы дополняет пятничную молитву до 4-х.

Успевший на последний ракаат пятничной молитвы, считается посетившим пятничную молитву. Ему надо лишь встать и дополнить упущенный ракаат после того, как имам даст “салам” (т.е. завершит намаз).

1. После азана имам встаёт на минбаре и начинает читать хутбу (увещевание). Разговаривать и даже перебирать что-то (камушки, отвлекаться) запрещено.

Абу ад-Дарда рассказывал: «Однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха), сидя на минбаре читал людям хутбу (проповедь) и прочитал один аят. Рядом со мной сидел Убай ибн Ка’б и я сказал ему: “О Убай, когда был ниспослан этот аят?” Однако он не ответил мне.

Затем я снова спросил его, и он снова не ответил мне.

Когда же посланник Аллах (мир ему и благословение Аллаха) закончил хутбу, Убай сказал мне: “Нет тебе ничего от твоей пятничной молитвы!” Затем я подошел к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и сообщил ему об этом, а он сказал: «Убай прав! Если ты услышишь, что имам твой говорит, то молчи, пока он не закончит!» Ахмад 5/274, Ибн Маджах 1111, ат-Таялиси 2365. Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-Мунзири, аль-Бусайри, имам ас-Синди, шейх аль-Альбани и Шу’айб аль-Арнаут. См. “ат-Таргъиб” 1/257, “Тамамуль-минна” 338.

Хутба сама разделяется на две части, между которыми имам замолкает и садится на несколько секунд.

После завершение хутбы, даётся призыв на построение (игама) для совершения пятничного намаза под руководством имама.

2. Пятничный намаз состоит из 2 ракаатов.

Совершается он внешне также, как и коллективная молитва фаджра (рассветный намаз из 2-х ракаатов).

Безусловно, у вас намерение в сердце должно быть, что вы совершаете пятничный намаз за имамом ради Аллаха, Свят Он и Велик.

Имам читает суры в обоих ракатах вслух, как в фаджр намазе, что упомянул ранее.

После таслима (завершение намаза саламом вправо и влево) пятничная молитва считается оконченной. Желательно совершить зикры после молитвы, суннат намазы, если пожелаете.

Обязательные и желательные действия для мусульманина(-нки), которые собрались совершить пятничную молитву в мечети

  • перед тем, как пойти на пятничную молитву в мечеть следует взять гусль (полное омовение) с намерением для пятничного намаза, а после него взять малое омовение, т.к. учёные считают, что малое омовение не требуется только в том случае, когда гусль стал обязательным, т.е. нарушился. В остальных случаях говорят, что следует, взяв гусль, взять потом и вуду.  «Гусль в день джум’а является обязанностью каждого, кто достиг зрелости». Муслим, 1954.
  • Если же нет возможности взять гусль, то можно обойтись и малым омовением. Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:«Тому, кто должным образом совершит (малое) омовение, а потом явится на пятничную молитву и станет слушать, храня молчание, простятся его прегрешения, совершённые им между этой и (предыдущей) пятничной молитвой, а также в течение ещё трёх дней, что же касается перебирающего камешки, то он занимается пустым». Муслим, 857.
  • почистить зубы и надушиться благовониями (последнее касается только мужчин)
  • в мечеть явится пораньше, чтобы занять место в первых рядах, не беспокоя других. посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Человек, который в пятницу совершит такой же гъусль, какой следует совершать после большого “осквернения” (джанаба), а затем пораньше отправится на молитву, подобен принесшему в жертву Аллаху верблюда; отправляющийся на молитву позднее подобен принесшему в жертву корову; отправляющийся на молитву позднее подобен принесшему в жертву рогатого барана; отправляющийся на молитву позднее подобен принесшему в жертву курицу; а отправляющийся еще позднее – пожертвовавшему яйцо. Когда же выходит имам, ангелы являются, чтобы послушать слова поминания Аллаха». аль-Бухари 881, Муслим 850.
  • стараться не вести в мечети разговоров на бытовые темы и тем более вопросы, связанные с торговлей. Также не собираться в кружки, а лучше сидеть на своём месте в ряду и поминать Аллаха. Доводы: “Если вы ведите того, кто продает в мечети или покупает, то скажите: Да не даст успеха Аллах в твоей торговле!” ат-Тирмизий, 1321, так же аль-Хаким, 2/56. Шейх Альбаний подтвердил его достоверность. / “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал торговлю в мечети, возвещение о пропаже, и чтение стихов (нашидов), и запрещал собираться в кружки перед молитвой джум’а”. абу Дауд, 1081, и шейх Альбаний назвал его хасан.

Это краткое изложение. Как видите, всё просто, Хвала Аллаху!

Для более подробного изучения вопроса настоятельно рекомендую ознакомиться со статьями по теме:

Пятничная молитва

Различные темы и ответы на вопросы по пятничной молитве

Прежде чем задать вопросы, ознакомьтесь с приведенными выше ссылками, там ответы с доказательствами из Корана и Достоверной Сунны. Если же что-то всё же непонятно, то спросите, и я постараюсь ответить с доказательством. А помощь только от Аллаха.

Всё что тут истина, то она от Аллаха. А где неправда/ошибка, то от меня и шейтана. Да простит нас Пречистый Аллах.

И Аллаху известно всё лучше всех.

В коце воздаю Хвалу Аллаху,  наилучшие приветствия и благословения последнему из череды Посланников Аллаха Мухаммаду ибн Абдуллаху, а также его роду, семье, сподвижникам и тем, кого Аллах повёл Прямым Путём, да будем мы причислены Им к их числу. Амин!

(127321)

Источник: http://www.helpinislam.com/kak-sovershat-dzhumazhumapyatnichnyj-namaz/

Хутба: что это такое и когда её читают

Молитва пятничной хутбы

Хутба (проповедь) представляет собой первичную форму распространения религиозных знаний в рамках исламской традиции. Это действие регулярно происходит во время пятничных намазов и обеих праздничных молитв. Чтение хутбы предусмотрено соответствующими решениями всех богословско-правовых школ внутри ислама.

Распространение знаний об исламе может происходить через несколько форм – вагаза (наставления), дарса (в переводе с арабского – «урок») и собственно хутбы.

Во время пятничной молитвы имам мечети, как правило, читает вагаз верующим на какую-то актуальную тему. Он может это делать либо до самого намаза, либо после первых четырёх ракаатов сунны. Дарс представляет собой обычный урок в медресе либо на примечетьских курса, которые может проводить имам либо его помощники.

Как читается хутба

Хутба следует после второго азана. Имам взбирается на минбар, откуда произносит текст проповеди. Она состоит из двух частей, которые разделяет пауза. В это время имам присаживается на ступеньки минбара.

При чтении имамом хутбы верующим нельзя разговаривать, совершать молитвы в ранге сунны и нафль, есть и пить, а также читать Священный Коран. Всё внимание должно быть обращено к предстоятелю праздничного либо пятничного намаза.

Приведём примерный текст хутбы, которые может различаться в зависимости от предпочтений самого имама. Однако несколько моментов в проповеди должны быть обязательно: хвала Всевышнему, салават (прославление Заключительного Его посланника, с.г.в.), чтение некоторых аятов Священного Корана, наставление на богобоязненность, дуа (молитва). В нижеприведённом примере все эти элементы присутствуют.

Текст хутбы (пример)

Первая хутба

«Аль-хэмду лилЛэхи-л-лэзии хадаанээ лил-иимэни уэль-ислээм, уэ джэ’элэнээ мин уммэти Мухаммадин ‘аляйхи-с-саляяту уэль-ислээм. Уэ фэддалэ-л-джуму’атэ ‘аля саааири-ль-аййями кэмээ джэээ’а филь-ахбаари анналь-джуму’ата саййидуль-аййами.

Уэ ашхаду аллэ илэхэ иллэ-л-Лаху уахдаху лээ шэриикэ лэху, шэхэдэтэн муусылэтан иля дээри-с-саляям уэ ашхаду аннэ Мухаммадан ‘абдуху уэ расуулуху сэййидуль-анаам, салля-л-Лахy Та’ааля ‘аляйхи уэ ‘аля аалихи уэ асхаабихи-ль-барарати-ль-кэриим.

Хусуусан минхум ‘аля Аби Бакр ас-Сиддыйк уэ ‘Умар аль-Фаруук, уэ ‘Усман Зин-н-Нурайн уэ ‘Али аль-Муртада-ль-аиммати. Ридвану-л-Лахи Та’аалэ ‘аляйхим аджма’иин.

Амма ба’д:

Йа аййуха-н-насу, усыыкум битэкъуэ-л-Лахи уэ нэфсии аууэлэн битэкъуэ-л-Лэхи. А’узу бил-Лэхи мина-ш-шайтани-р-раджим. Иннэ-л-Лэха мэ’э-л-лээзиинэ-т-такау-уа-л-лэзиинэ хум-мухсинун.

Фэ иннэ хайраль-хэдиси китабул-Лахи уэ хайрал-хадйи хадйу Мухаммадин, салляЛлаху алэйхи уэ саллям, уэ шарраль-умури мухдэсэтуха уэ кулля мухдэсэтин бид’этун уэ куллэ бид’этин далэлэтун уэ кулля далэлэтин фи-н-нээр.

Бээрака-л-Лаху лэнээ уэ лэкум филь-Кур’ани-ль-Кэрими уэ нэфэ’анээ уэ иййякум биль-айаати уэ зикри-ль-хакиим. Иннэху хууэ-ль-Гафуур-р-рэхииму-ль-джавааду-ль-кэрииму-ль-‘Алиййу-ль-‘Азыйму-с-Сами’уд-ду’ааи».

Перевод: «Хвала Всевышнему Аллаху, Который ведёт нас по прямому пути к вере и исламу и сделал нас одной уммой (общиной) Мухаммада, мир ему и благословение. Он превознёс пятницу над остальными днями подобно тому, как сделал пятницу господином дней.

Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, нет Ему никаких сотоварищей. Свидетельствую также, что Мухаммад – Его раб и посланник, да благословит его и его семью и близких Всевышний.

В особенности, Абу Бакра ас-Сиддыйка, Умара аль-Фарука, Усмана Зин-Нурайни и Али Муртада. Пусть им всем будет довольство Аллаха.

И далее: О люди, доношу до вас с боязнью Аллаха. Прибегаю ко Всевышнему от наущений со стороны побиваемого камнями Дьявола. Воистину, Аллах c теми, кто является богобоязненным и совершает благие поступки.

И воистину, наилучшими речами являются Книга Всевышнего Аллаха, а наиболее цельный и правильный путь – это дорога Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Наихудшим из дел является нововведение, потому как любое нововведение представляет собой разновидность ереси. А каждая ересь есть ничто иное как заблуждение. Все заблуждения ведут в огонь Ада.

Благодеяние от Всевышнего Аллаха нам и вам в Священном Коране. Польза нам и вам от аятов и поминания Правителя. Воистину Он Прощающий и Милосердный, Великий и Щедрый, Услышавший нашу мольбу».

Далее следует сидение, после которого читается следующая хутба:

Вторая хутба

«Иннэ-ль-хэмду лилЛэхи, нахмадуху уэ настэ’иинуху уэ настэгфируху уэ на’ууду билЛэхи мин шуруури анфусинээ уэ мин сэййинаати а’маалинээ йахдихи-л-Лэху фэлээ мудыллэ лэху. Уэ мэййудлил фэлээ хээдийа лэху. Уэ ашхаду аллэ илэхэ иллэ-л-Лаху вахдаху лээ шэриикэ лэху уэ ашхаду аннэ Мухаммадан ‘абдуху уэ расуулуху.

Йаа аййуха-л-лазиинэ эмэну-т-такъу-л-Лахa хаккъа тукъаатихи, уэ лээ тамутуннэ иллэ уэ антум-муслимуун (3:102). Йаа аййуха-н-наасу-т-такъуу Раббэкумул-лэзии халакакум-мин-нэфси уээхидэти уэ халяка минхэ завджаха уэ басса минхумэ риджэлэн-кэсира уэ-н-нисаа.

Уэт-такул-Ллахаль-лязи тэсааа-алюнэ бихи уэль-архам. Иннал-Лаха кэнэ ‘алэйкум ракыйбаа.

(4:1) Йаа аййухэль-лэзиина ааману-т-такъул-Лаха уэ куулуу каулэн-садиидаа, йуслихлэкум а’маалэкум уэ йагъфирлэкум зунуубакум, уэ май-йуты’и-л-Лэха уэ расуулэху факадэ фааза фаузан ‘азыыма (33:70-71)».

Перевод: «Хвала Всевышнему Аллаху, Которого мы нескончаемо восхваляем и к Которому прибегаем, взывая о помощи, и просим прощения. Мы просим у Аллаха покровительства от злой стороны наших душ и неблагопристойных дел.

Тот, кому посчастливилось быть ведомым Аллахом по верному пути, не будет сведён в заблуждение кем бы то ни было. Тот же, кто уйдёт с дороги праведников, увы, не будет введён на путь истины.

Произношу слова свидетельства о том, что нет никого, кто был бы достоин поклонения, кроме Всевышнего Аллаха, Единственного, Которому нет никакого сотоварища. А также свидетельствую, что Мухаммад является Его рабом и посланником.

«Те, кто уверовал [во Всевышнего и Его посланника Мухаммада], страшитесь Аллаха подлинной богобоязненностью и не уходите в мир иной, не став мусульманами!» (Отрывок из суры «Семейство Имрана», 3:102)

«Люди, проявляйте богобоязненность по отношению к вашему Господу, Который создал вас из одной души, а позже распространил от неё большое количество мужчин и женщин. Страшитесь Аллаха, о котором вы расспрашиваете друг у друга. Воистину, Всевышний наблюдает за вами» («Женщины», 4:1).

«О те люди, кто уверовал, бойтесь Творца и произносите благочестивые слова [и выражения]. Он улучшит положение ваших дел и дарует прощение за ваши грешные поступки. Тот, кто выражает покорность Всевышнему Аллаху и Его посланнику, пришёл к величайшему успеху» («Сонмы», 33:70-71).

Пример того, как читается хутба в мечети.

Источник: https://islam.global/verouchenie/namaz/khutba-chto-eto-takoe-i-kogda-eye-chitayut/

Молчите во время хутбы!

Молитва пятничной хутбы

Хутба читается для разных молитв: хутба для пятничной молитвы, в день Ураза-байрам, в день затмения солнца и луны, для молитвы прошения дождя, а также в хадже: в седьмой день месяца зуль-Хиджа, который называется «аз-Зинат», в местности Нумрат в девятый день месяца зуль-Хиджа, то есть в день «Арафа», в Мина в день Курбан-байрама, а также в Мина на двенадцатый день месяца зуль-Хиджа (из книги «Ианат ат-Талибин»).

Пятничная хутба и её важность

«Не совершайте пятничную молитву, не совершив две хутбы» (имам аль-Бухари).

Каждый мусульманин, наверно, видел, как имам мечети во время пятничной молитвы поднимается на высокое место (минбар), чтобы провозгласить проповедь (хутбу) на арабском языке, после того как он (имам) совершил проповедь на русском или на своём родном языке.

Наверно, многие думают, как у нас это бывает: «Что это такое?», «Зачем совершать проповедь на арабском языке, мы же всё равно не понимаем, что он говорит», а некоторые просто не слушают, а отвлекаются в разговорах по сторонам. Хоть мы и не видим чего-то особенного в хутбе и не уделяем ей должного внимания, однако имам не будет делать то, что не является необходимым или, по крайне мере, желательным для пятничной молитвы.

Иначе говоря, зачем имаму подниматься на минбар, тратить своё и чужое время и силы для того, чтобы совершить ненужное? Но раз он так поступает, значит, есть в этом что-то нужное. Так что же?

Да, важнейшими обязательными составными частями пятничной молитвы являются две хутбы, без которых пятничная молитва не получается. И у хутбы есть свои пять обязательных составных частей (арканов) и семь условий (шурут), которые приводятся в любой книге о намазе.

Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) рассказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) совершал две хутбы в пятничный день и садился между ними» (имам аль-Бухари).

То есть в этом достоверном хадисе говорится, что Пророк (мир ему и благословение) не совершал пятничную молитву, не совершив обе хутбы.

Также он сказал: «Не совершайте пятничную молитву, не совершив две хутбы» (имам аль-Бухари). И сказал: «Удлиняйте ваши молитвы (в стояниях перед Аллахом) и укорачивайте хутбы (то есть не растягивайте на более длительное время, чем сама молитва)» (имам Муслим). Из приведённых хадисов ясно, что без хутб молитва не получается.

Разговор при хутбе

Во время хутбы разговаривать не запрещено, но крайне желательно соблюдать молчание да бы не лишиться полного вознаграждения пятничной молитвы.

 Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Если кто скажет (что-либо) во время хутбы имама, даже слово «молчи!», то он пустословит, а кто пустословил во время хутбы, тот упустил пятничную молитву (полноценное вознаграждение пятничной молитвы)», (имам аль-Бухари, № 934; имам Муслим, № 851).

Также имам аль-Газали в книге «Аль-Ихъя» пишет: «Однажды, когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) совершал хутбу, Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) спросил у Убайю (да будет доволен им Аллах): “Когда была ниспослана эта сура из Корана (которую читал Пророк (мир ему и благословение) во время хутбы)?” В ответ тот указал жестом, что нужно молчать.

Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) спустился с минбара, завершив хутбу, Убайю (да будет доволен им Аллах) сказал Абу Зарру (да будет доволен им Аллах): “Можешь уходить, у тебя пятничная молитва аннулировалась (лишился полного вознаграждения)”.

Тогда Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) пожаловался Пророку (мир ему и благословение), но Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ответил: “Прав Убайю”» (№ 1/240).

Что же касается ситуации, когда приходится предупредить об опасности, угрожающей слепому человеку, или спасать кого-либо, то в этом случае разговор не запрещён вообще (ни по одному из мнений)» (книга «Канзу ар-Рагибин»).

В пользу отсутствия запрета разговора во время хутбы приводится хадис Пророка Мухаммада, которое передается от Анаса: «Один человек зашел в мечеть в то время, когда пророк Мухаммад (мир ему и благословение) читал пятничную хутбу, и спросил посланника Аллаха, – когда наступит судный день? Тогда присутствующие стали жестами указывать этому человеку чтоб он помолчал. Но он не обратил внимание на их указание и повторил вопрос еще дважды. После третьего раза Пророк Мухаммада (мир ему и благословение) его спросил, – что ты  подготовил для судного дня? – Любовь к Аллаху и его Посланнику (мир ему и благословение), ответил он. Тогда пророк (мир ему и благословение) сказал: – Тогда ты будешь вместе с теми кого ты полюбил». Из этого  хадиса понимается, что Пророк  Мухаммад (мир ему и благословение) не запретил ему разговаривать во время хутбы.

Согласно достоверному мнению желательно читать мольбу чихнувшему человеку во время хутбы и ответить его мольбе тем, кто рядом. А ответить во время хутбы саламу, является обязательным.

Источник: http://IslamDag.ru/verouchenie/22945

Время пятничный молитва

Молитва пятничной хутбы

Мусульмане ответьте. Сколько по времени длиться пятничная молитва джума! и что нужно делать во ремя этой молитвы.

Каждого мусульманину надо приготовиться к пятнице с четверга. Рекомендуется много читать истигфар (дуа о прощении) , а так же необходимо совершить полное омавение (Гусл) .

О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали.

Среди семи дней недели, пятница – это день, когда Всевышний дарит особенное благословение. Это день встречи, который позволяет мусульманам приветствовать друг друга, и в это день Великий Аллах увеличивает вознаграждение.

Время совершения это время полуденной молитвы (“Зохр”). Совершается только в мечетях и местах, специально отведенных для молитвы. Пятничный намаз состоит из шести ракатов. Порядок их выполнения следующий: два ракяата фарда и четыре ракяата сунны.

1. Имам поднимается на минбар и приветствует пришедших на молитву прихожан словами “ас-саляму алейкум ва рахматулла”. Поприветствовав верующих, имам садится.

2. Азан. По окончании азана как читавший, так и слышавший его, воздев руки, обращаются к Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после азана.

3. Проповедь. Начинается словами восхваления Всевышнего и прошением благословения для Пророка Мухаммада. Затем проповедник, цитируя Священный Коран и Сунну, обращается с проповедью, тема которой должна быть актуальна для данного региона и полезна для укрепления богобоязненности в сердцах и делах мусульман.

4. По завершении первой проповеди, имам садится на минбар и все обращаются с мольбой ко Всевышнему Творцу, читая молитву-дуа.

Вторая проповедь более коротка, чем первая, и носит назидательный характер.

2. Ният (намерение не в слух) : “Я намереваюсь выполнить два ракяата фарда пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего Аллаха”

Два ракяата фарда выполняются в точном соответствии с порядком выполнения двух ракяатов фарда рассветной молитвы “Фаджр”

Ният (намерение не в слух) : “Я намереваюсь выполнить четыре ракяата сунны пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего Аллаха”.

После этого молящийся выполняет все в той же последовательности, как и первые четыре ракяата сунны пятничной молитвы.

Пятничная молитва, в отличие от других, не восполняется. Если время, отведенное для нее вышло, то совершается полуденная молитва “Зохр”.

  • Коллективный намаз :

    Джума-намаз – пятничная молитва

    Пятничный намаз или пятничная молитва – обязательное к выполнению действие для каждого совершеннолетнего мусульманина (мужчины).

    Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего!) говорил, что коллективное совершение пятничной молитвы в мечети обязательно для тех, кто уверовал в Аллаха и Судный день. Исключение составляют женщины, рабы, дети и больные.

    Не посещать мечеть в пятницу дозволено во время стихийных бедствий и непогоды: сильные морозы, ливень, град.

    Джума намаз совершается каждую пятницу во время полуденного намаза. Состоит он из четырех ракяатов сунны, двух ракаятов фарда и четырех ракаятов сунны. Существуют определенные условия проведения джума намаза:
    1. Точное время: намаз совершается именно во время аз-зухра (полуденной молитвы).
    2. Проповедь: религиозные проповеди способствуют укреплению веры, получению новых знаний.
    3. Определенное место: должно находится в населенном месте и быть открытым для каждого желающего посетить его.
    4. На молитве помимо имама должно присутствовать минимум трое мужчин.
    5. Имам должен иметь разрешение от религиозного управления своей области на проведение джума-намаза, чтения проповедей.

    Люди с больными ногами, слепые, находящиеся в пути, женщины не обязаны посещать мечеть в пятницу.

    Перед отправлением в мечеть мусульманин должен совершить полное омовение. Рекомендуется надеть свою лучшую и обязательно чистую одежду, использовать духи (не на спирту!). Пятница признана лучшим днем для подстригания ногтей и укорачивания бороды. Приходить в мечеть в грязной одежде – грех .

    Что нельзя делать, придя на джума намаз в мечеть:

    • Опоздав в мечеть нельзя беспокоить и доставлять неудобства уже собравшимся там людям.
    • Запрещены и греховны разговоры во время проповеди: мусульманин должен ловить каждое слово проповедника.

    Отправляться в мечеть рекомендуется пешком и заранее. В пятницу есть такой час, когда все молитвы принимаются и обязательно будут услышаны. Существуют различные мнения, на какое время приходится этот час, но большинство склоняется, что это время от начала проведения имамом проповеди до завершения намаза.

    Время после молитвы мусульмане могут посвятить общению друг с другом, делится радостями и новостями, обсуждать религиозные вопросы. Коллективная молитва мусульман по пятницам благотворно сказывается на укреплении уммы: мусульманину необходимо общение с единоверцами (а особенно проживающим в странах, где ислам не является основной религией).

    Статья оказалась полезной? Будем благодарны за репост!

    Источник: https://xn----7sbbfci5axihjbex1akd5ezi.xn--p1ai/vremya-pyatnichnyj-molitva/

    Пятничный намаз. Порядок выполнения

    Молитва пятничной хутбы

    «О верующие! Если призовут в пятницу к молитве, то устремитесь к поминанию Господа и оставьте торговлю [суету, дела мирские]. Это – наилучшее для вас. О если бы вы только знали!» (см. Св. Коран, 62:9).

    Заключительный посланник Творца Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) отметил самый важный день в календаре такими словами: «Пятница – это госпожа [глава] дней! Она является более величественной, чем день праздника Разговения (Ураза-байрам) и день праздника жертвоприношения (Курбан-байрам)»[1].

    Также необходимо помнить  слова посланника Божьего: «Кто оставит пятничную молитву три раза [подряд], пренебрегая ею[2], сердце того будет запечатано Господом»[3].

    Пятничная молитва является обязательной только для мужчин. Женщины, дети, путники[4] и физически немощные люди не обязаны посещать пятничную проповедь. Если все же они пришли в мечеть, чтобы совершить пятничную молитву («Джум‘а»), она будет им засчитана вместо полуденной (Зухр) [5].

    Утром в пятницу желательно совершить полное омовение. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Если кто-то из вас собирается пойти на пятничную проповедь, то пусть совершит полное омовение (гусль)»[6].

    Из чего состоит пятничный намаз (джума)

    Время совершения – это время полуденной молитвы (Зухр). Совершается только в мечетях и местах, специально отведенных для молитвы-намаза.

    Пятничный намаз состоит из восьми ракяатов сунны и двух ракяатов фарда. Порядок их выполнения следующий: четыре ракяата сунны, два ракяата фарда и четыре ракяата сунны[7].

    Четыре ракяата сунны

    Первый азан.

    По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «салават» и обращаются ко Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после азана.

    Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить четыре ракяата сунны  пятничной  молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».

    Последовательность совершения аналогична четырем ракяатам молитвы Зухр. Выполняется, как все молитвы-сунны, каждым самостоятельно[8].

    Первая проповедь

    Имам поднимается на минбар и приветствует пришедших на молитву прихожан словами «ас-саляму ‘алейкум ва рахматуллах», после чего садится.

    Второй азан.

    По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «Салават» и, воздев руки на уровень груди, обращаются ко Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после азана.

    Проповедь начинается словами восхваления Господа миров и прошением благословения для пророка Мухаммада. Затем проповедник, цитируя Священный Коран и Сунну, обращается с проповедью, тема которой должна быть актуальна для данного региона и полезна для пополнения духовных и жизненных сил в сердцах и делах мусульман[9].

    По завершении первой проповеди имам-хатыб садится на одну из ступенек минбара и все обращаются с мольбой ко Всевышнему Творцу, читая молитву-ду‘а.

    Вторая проповедь

    Вторая проповедь более коротка, чем первая, и носит назидательный характер.

    Нужно добавить, что с момента восхождения имама на минбар и до призыва (икамата) на два ракяата фарда все прихожане должны строго сохранять молчание, особенно во время самой проповеди.

    Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) подчеркивал: «Кто разговаривает во время пятничной проповеди, тот подобен мулу, несущему на себе священные книги [то есть тому, кто, имея возможность обогатиться атмосферой наставления, Божественным благословением и крупицами знаний, невежественно пренебрегает этим, игнорирует, идя против повеления Пророка]»[10].

    Исключениями могут быть ответ на приветствие; прошение у Всевышнего благословения для Пророка («салават») при упоминании его имени; предупреждение об опасности и подобного рода крайне вынужденные случаи.

    Два ракяата фарда

    Икамат.

    Ният (намерение): «Я намереваюсь совершить два ракяата фарда пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего»[11].

    Два ракяата фарда выполняются в точном соответствии с порядком выполнения двух ракяатов фарда утренней молитвы. Имам проводит молитву вслух.

  • Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.