Молитва путника сафар

Намаз путника

Молитва путника сафар

Намаз можно сократить, вместо четырех ракаатов совершая два. Сокращаются обеденный, послеобеденный и ночной намазы, а вечерний и утренний – не сокращаются. При вступлении в намаз в намерении совершить намаз добавляют еще и слово «сокращая».

Для того, чтобы разрешалось сокращать намаз, путь должен быть не менее 92 км. Если путник совершает намаз за непутником или за тем путником, который не намерен сокращать намаз, то ему сокращать свой намаз нельзя. Если путь превышает 138 км.

, то сокращать намаз предпочтительнее, чем совершать его полностью.

Перенос намаза

Можно перенести обеденный намаз на послеобеденный (назад), а также послеобеденный на обеденный (вперед). Также можно перенести вечерний на ночной и наоборот. Нельзя совмещать друг с другом вечерний и послеобеденный намазы. Также не совмещаются ночной и утренний и наоборот, утренний на обеденный и наоборот.

Если обеденный намаз переносится на послеобеденный (то есть назад), то при наступлении обеденного намаза нужно сделать сердцем намерение о переносе этого намаза на послеобеденный намаз. Если без такого намерения настанет срок послеобеденного намаза, то он (обеденный) считается пропущенным.  

При совершении обоих намазов в послеобеденное время нужно делать намерение таким образом: Я намереваюсь совершить обеденный фарз-намаз, перенеся на послеобеденный намаз.

После салама встают, читают икамат и произносят намерение: Я намереваюсь совершить обязательный послеобеденный фарз-намаз. Вместе с переносом можно намазы и сокращать. Но при вступлении в каждый намаз в намерение добавляют еще и слово «сокращая».

Например: Я намереваюсь совершить обеденный намаз с переносом на послеобеденный, сокращая.

Затем совершают два ракаата обеденного намаза, после салама соверщают икамат и намерение: Я намереваюсь совершить послеобеденный фарз-намаз, объединив с обеденным намазом, сокращая. Затем совершают два ракаата и выходят из намаза саламом. Такой же порядок сохраняется при переносе вечернего намаза на ночной или с ночного на вечерний.

Если намаз переносится вперед, т.е. послеобеденный на обеденный и ночной на вечерний, то, помимо того, что путь должен быть дозволенным и длинным, необходимы три условия:

1) При намерении первого намаза нужно иметь намерение совершить, совмещая, и второй намаз.

2) Между обоими намазами читается только икамат, и, не отвлекаясь, быстро вступают во второй намаз.

3) Передний намаз совершают первым, а вторым совершают следующий намаз, то есть сначала  обеденный, затем послеобеденный (либо вечерний, затем ночной).

Если из этих трех условий отсутствует хоть одно, то перенос намаза вперед не допускается. При переносе намазов назад, т.е. обеденного на послеобеденный или вечернего на ночной, необходимо одно условие. До истечения первого намаза нужно сердцем сделать намерение о переносе намаза. Других условий нет.

При объединении обоих намазов желательно вначале призвать к намазу (азан), затем совершить  ратибаты (совершаемые до намаза), а затем для обоих отдельно прочитать икамат. Между обоими намазами не должно быть иных разговоров, кроме икамата.

Многие говорят, что при выходе из дома не сделали намерение для пути и поэтому нельзя сокращать и переносить намазы. Такого нет в Шариате. При выходе из дома не надо делать особого намерения о выходе в путь. Достаточно, если у путника определено место, куда он едет, и расстояние путешествия насчитывает не менее 92 км.

Для того, чтобы можно было переносить и сокращать намазы, нужно покинуть границы своего села (города). После прибытия в село (город) тоже нельзя сокращать намазы. Путь должен быть длиной больше 92 км, причем в одну сторону. К примеру, если уехать в город, расположенный на расстоянии 50 км, и вернуться назад, то это путешествием не засчитывается и нельзя сокращать и переносить намазы.

Если по прибытии в какой-нибудь населенный пункт путнику станет известно, что, не считая дня прибытия и отъезда, он должен остаться здесь четыре дня, то здесь путешествие заканчивается, и с того момента ему нельзя сокращать и переносить намазы. Но если остается три дня, то эти три дня тоже можно сокращать. Затем, если он хочет дальше ехать, нужно выяснить расстояние от этого города до места, куда отправляется (т.е. хватает 92 км).

Если хватает, то с окраины этого города он может сокращать и переносить намазы, а если нет, то нельзя. Также если в этом городе или селе путник в ожидании решения вопроса  проведет время, то до истечения 18 суток ему можно переносить и сокращать намазы по мазхабу имама аш-Шафии (да будет доволен им Аллах).

Совершение намазов-суннат путником

Некоторые люди говорят, что в пути намазы-суннат нельзя совершать. В свое оправдание они приводят то, что для обязательных намазов имеется разрешение сокращать, но какой, мол, смысл, совершать суннаты, создавая себе затруднения.

Каждый намаз-суннат имеет определенное вознаграждение, и при возможности, и если это не затрудняет нас, то зачем упускать вознаграждение, ссылаясь на то, что мы находимся в пути? Более того, по Шариату, чтобы мы совершали намазы-суннат, сделаны большие облегчения.

Намазы-суннат путник может совершать, находясь в транспорте, в движении. При возможности, вступая и заканчивая намаз, следует повернуться к Каабе, а если невозможно, то совершаешь, как можешь. Машина едет, а ты молишься. Нужно опираться на хадис, а не выносить решения по своему усмотрению.

В хадисе, переданном Бухари (да будет доволен им Аллах) сказано: «Пророк r совершал намазы-суннат, сидя на верблюде, куда оборачивался, туда и молился, а когда нужно было совершать фарз-намаз, то сходил (слезал) с верблюда» («Итхаф-уль ссадатиль муттакин», т. 7, с 522).

Имамы всех мазхабов разрешают в пути совершать суннат-намазы, будь то ратибат или другие суннаты («Рахматуль уммат, Хамим Мизану Ша’рани», т. 1 с. 65).

Имам аль-Газали (да будет доволен им Аллах) пишет: «Из-за того, что находишься в пути, нельзя упускать намазы-суннат. Потому что вознаграждение, которое он упустит из-за не совершения суннатов больше, чем то, которое он получил от путешествия» («Ихьяу-улюмиддин», т. 2, 376).

Но нельзя усердствовать в намазах-суннат, если все его ждут. Другое дело, если вся группа совершает все суннаты. Те, кто совершают, должны постараться по возможности совершать намаз-суннат, пока спутники отвлечены чем-то другим или готовятся к намазу. А если и так не удается, то нужно совершать их на машине во время движения.

Порядок совершения перенесенных намазов и их ратибатов

1) Если обеденный намаз переносится на послеобеденный и обратно, то сначала оглашают азан, затем совершают четыре ракаата суннат-ратибат обеденного намаза (по два ракаата), после читают икамат и совершают обеденный фарз, а затем читают икамат, совершают послеобеденный намаз, затем совершают ратибаты обеденного намаза, четыре ракаата – по два, затем послеобеденного намаза – четыре ракаата – по два.

2) Если вечерний намаз переносится на ночной или обратно, первым оглашается азан, затем читают икамат и совершают вечерний намаз-фарз, затем читают икамат и совершают ночной фарз-намаз, затем совершают ратибат вечернего намаза (два ракаата), затем шесть ракаатов намаза-аввабинов (по два), затем два ракаата ночного намаза, затем три, пять, семь, девять или одиннадцать ракаатов витру (по два ракаата и в конце один нечетный ракаат). Здесь нет разницы переноса намаза вперед или назад («Итхаф» т. 7, с 518-519).

Если послеобеденный намаз переносится на обеденный, дозволено  совершить суннаты послеобеденного намаза во время обеденного намаза, а также можно отложить совершение ратибатов послеобеденного намаза до наступления его времени. Также можно поступить и при переносе ночного намаза на вечерний.

Путнику также желательно совершать не только намазы ратибаты, но и другие суннаты, такие, как зуха, таххаджуд, аввабин, витру и другие. Эти намазы также дозволено совершать и сидя на машине.

Этикет

Этикетами и молитвами (дуа) подготовки к пути, самого пути, сокращениями и переносами намазов можно пользоваться не только по пути на хадж и обратно. Эти правила общие для всех дозволенных путешествий, при определенных условиях. Путникам желательно иметь с собой зеркало, ножницы, расческу и сивак.

В наше время нужно иметь с собой еще компас и карту для определения стороны Киблы. Нужно знать и расположение Киблы в проезжаемых странах.

Потому что если придется совершать намаз там, где нет мечети и совершили намаз не в сторону Каабы, то этим людям будет большой грех за то, что не изучили методы определения Каабы.

По книге “Намаз опора религии”

ИНФОГРАФИКА

Источник: http://IslamDag.ru/verouchenie/22560

Молитва в последнюю среду сафар

Молитва путника сафар

Постараемся детально ответить на вопрос: молитва в последнюю среду сафар на сайте: молитва-богу.рф – для наших многоуважаемых читателей.

Месяц Сафар считается неблагоприятным для сафара (длительные поездки), особенно последняя среда этого месяца, которая в 2004 году приходится на 14 апреля. В этот день на людей ниспосылаются все несчастья, которые будут в году. Чтобы защититься от них, желательно принимать следующие меры.

Надо совершать 4-ракаатную молитву суннат молитву ахир арбаа (последней среды) с намерением предостережения от несчастий. В каждом ракаате надо читать после Аль-Фатихи суру Инна а’тайнака Кяусар (“Обильный”) 17 раз, Къул hувАллаху Ахад (Ихлас) 5 раз и оба Къул’ а’узу (Фалак и Нac) no 1 разу и после окончания намаза читать следующее дуа:

Бисмилляhи ррахмани ppaxим.

Аллаhумма йя шадидаль къувва ва йя шадидаль михали йя ‘азизу заллат ли’иззатика жами’у халкъика икфини шарра жами’и халкъика йя Мухсину йя Мужмилу я Мутафаззилу, йя Мун’иму

йя Мукриму йя ман ля иляhа илля анта ирхамни бирахматика

Аллаhумма би сиррил Хacaни ва ахиhи ва абиhи ва жаддиhи икфини шарра hазаль явми ва ма янзилу фиhи йя кафияль муhиммати

йя Дафи’аль балийати,

фасаякфикаhуму ллаhу ва hувас-Сами’уль ‘Алим.

Ва хасбуна ллаhу ва ни’маль вакиль

ва ла хавля валя къуввата илля билляhил ‘Алийил ‘Азим

салла ллагьу ‘аля Сайидина Мухаммадин кхайри халкъиhи

ва ‘аля алиhи ва асхабиhи ажма’ин.

Бисмиллахир рахмаинир рахим.

О, Аллах, Сильнейший, Обладатель величайшей мощи,,

О, Величию которого поклоняются все создания, убереги меня от плохого, исходящего от любого из Твоих созданий.

О, Делающий добро, О, Делающий хорошее. О, Возвеличивающий,

О, Дающий, О, Щедрый, О, кроме которого нет других богов,

пожалей меня своей жалостью,

О, Жалеющий из жалеющих. О, Аллах, прошу ради тайны Хасана, его брата (Хусейна),

деда (Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует),

отца (Али), матери (Фатимат) и их детей,

побереги меня от тяжестей этого дня и того,

что ниспосылается в этот день.

О, Который облегчает проблемы, О, Который отодвигает несчастья!

Да поможет тебе Аллах, Он поистине Слышащий, Знающий.

Нам достаточен Аллах,

Он лучший из тех, на кого полагаются.

Нет силы уйти от плохого и делать хорошее, кроме как с помощью Аллаха Высочайшего, Великого.

Да благословит Аллах и приветствует Мухаммада и его умму,

Кроме того, в этот день надо давать побольше садака (милостыню), наилучшее время, если успеть до времени восхода солнца.

Последняя среда месяца сафар

Последняя среда месяца Сафар считается неблагоприятным днем. В этот день желательно совершить четырехракаатный намаз и прочитать молитву.

Аллаh (с.т.) ниспосылает каждый год 320 тыс. несчастий и все они приходятся на последнюю среду месяца Сафар. И по этой причине, этот день становится одним из самых тяжёлых дней в году.

Намерение на намаз должно быть следующим: «Я намереваюсь совершить намаз-сунна для предостережения от несчастий во имя Аллаха».

В каждом ракаате после суры «Аль-Фатиха» следует 17 раз прочитать суру «Аль-Кавсар» («Инна а'тайнака…»), 5 раз суру «Аль-Ихлас» и по одному разу суры «Аль-Фалак» и «Ан-Нас».

По завершении намаза прочитать нижеприведенные молитвы;

بِسْمِ اللهِ الرَّحْمن الرَّحيمِ .

اَللّهُمَّ صلِّ عَلى سَيِّدِنا مُحَمَّدٍ عَبْدِكَ وَ رَسُولِكَ النَّبىِّ الاُمِّيِّ وَ بارِكْ عَليْهِ .

اَللّهُمَّ اِنِّى اَعُوذُ بِكَ مِنْ شَرِّ هذَا الشَّهْر وَ مِنْ كُلِّ بَلاءٍ وَشِدَّتٍ وَ بَلِيَّتٍ قَدَّرْتَها فيهِ.

يا دَهْرُ يا دَيْهُورُ دَيْهارُ يا اَزَلُ يا اَبَدُ يا مُبْدِئُ يا مُعيدُ يا ذَا الجَلالِ وَ الاِْ كْرام ِ يا ذَا الْعَرْشِ الْمَجيدِ.

اَنْتَ تَفْعَلُ ما تُريدُ. اَللّهُمَّ احْرِسْ بِعَيْنِكَ الَّتِى لاتَنامُ نَفْسِى وَ مالِى وَ اَهْلى وَ اَوْلادى

وَ دِينِى وَ دُنْياىَ الَّتِى اِبْتلَيْتَنِى بِصُحْبَتِها بِحُرْمَتِ الاَبْرارِ وَ الاَخْيارِ برَحْمَتِكَ يا عَزيزُ يا كَريمُ.

اَذْلَلْتَ بِعِزَّتِكَ جَميعَ خَلْقِكَ يا مُحْسِنُ يا مُجَمِّلُ يا مُتَفَضِّلُ يا مُنْعِمُ يا مُتَكَبِّرُ يا مَنْ لا اِلهَ اِلاّ اَنْتَ.

اِرْحِمْنِى بِرَحْمَتِكَ يا اَرْحَمَ الرّاحِمينَ. يا لَطيفُ بِخَلْقِ السَّمواتِ وَ الاَرْضِ.

اُلْطُفْ بى في قَضَائِكَ وَ عافِنِى مِنْ بَلائِكَ.

وَ لا حَوْلَ وَ لا قُوَّتَ اِلاّ بِاللهِ الْعَلِيِّ الْعَظيمِ.

Бисмиллаhи ррагьмани ррагьим(и). Аллаhумма салли аля Саййидина Мугьаммадин абдика ва Расулика ннабийиль уммиййи вабарик алейh(и). Аллаhумма инни аузубика мин шарри hазашшаhри ва мин кулли балаин вашиддатин ва балиййатин кьаддартаhа фиh(и).

Йа Даhру йа Дайhуру йа Дайhару йа Азалу йа Абаду йа Мубдиу йа Муаьиду йа Заль Жалали Валь Икрами йа Заль Аршиль Мажид(и). Анта тафаьлу ма турид(у).

Аллаhумма ахрис би айникаллати ла танаму нафси вамали ва аhли ва авлади ва дини ва дунья йаллати ибталайтани бисугьбатиhа бигьурматиль абрари валь ахйари бирагьматика йа Азизу йа Карим(у).

Азлалта биаьиззатика жамиаь халкьика йа Мугьсину йа Мужаммилу йа Мутафаззилу йа Мунаьиму йа Мутакаббиру йа ман ла илаhа илла ант(а). Иргьимни бирагьматика йа аргьамаррагьимин(а). Йа Латъифу би халкьиссамавати валь арз(и). Ультъуф би фи кьазаика ва аьафини мин балаик(а). Ва ла гьавла ва ла кьуввата илла биллаhиль Алиййиль Азим(и).

بِسْمِ اللهِ الرَّحْمنِ الرَّحيم

اَللّهُمَّ يا شَديدَ القُوى وَ يا شَديدَ الْمِحالِ يا عَزِيزُ يا مَنْ ذَلَّتْ لِعِزَّتِكَ

جَميعِ خَلْقِكَ اِكْفِنِى شَرِّ جَميعِ خَلْقِكَ. يا مُحْسِنُ يا مُنْعِمُ يا مُتَفَضِّلُ

يا مُكْرِمُ يا مَنْ لا اِلهَ اِلا اَنْتَ. اَللّهُمَّ بِسِرِّ الحَسَنِ وَ اَخيهِ وَ جَدِّهِ وَ اَبيهِ وَ اُمِّهِ وَ بَنيهِ.

اِكْفِنِى شَرَّ هذَا الْيَوْمِ وَ ما يَنْزِلُ فيهِ. يا كافِىَ الْمُهِمَّاتِ. يا دافِعَ البَلِيَّاتِ.

فَسَيَكْفيكَهُمُ اللهُ وَ هُوَ السَّميعُ العَليمُ. وَ حَسْبُنَا اللهُُ وَ نِعْمَ الوَكيلُ نِعْمَ المَوْلى وَ نِعْمَ النَّصِيرُ.

وَ لا حَوْلَ وَ لا قُوَّتَ اِلاّ باللهِ العَلِيِّ الْعَظيمِ. وَ صَلَّى اللهُُ عَلى سَيِّدِنا مُحَمَّدٍ وَ عَلى الِهِ وَ اَصْحابهِ اَجْمَعين.

Бисмиллаhи ррагьмани ррагьим. Аллаhумма йа шадидаль кьува ва йа шадидаль мигьали йа Азизу йа ман заллат лиьиззатика жамиьи халкьика икфини шарра жамиьи халкьик(а). Йа Мугьсину йа Мунаьиму йа Мутафаззилу йа Мукриму йа ман ла илаhа илла ант(а). Аллаhумма бисирриль Гьасани ва ахиhи ва жаддиhи ва абиhи ва уммиhи ва баниh(и).

Икфини шарра hазаль йавми ва ма йанзилу фиh(и). Йа кафийаль муhиммат(и). Йа дафиаьль балиййат(и). Фасайакфикаhумуллаhу ва hувассамиьуль аьлим(у). Ва хасбуналлаhу ва ниаьмаль вакилу ниаьмаль мавла ва ниаьманнасир(у). Ва ла гьавла ва ла кьуввата илла биллаhиль аьлийиль аьзим(и).

Ва саллаллаhу аьла Саййидина Мугьаммадин ва аьла алиhи ва асгьабиhи ажмаьин.

О Аллах, Сильнейший, Обладатель величайшей мощи, величию Твоему поклоняются все создания! Убереги меня от плохого, исходящего от любого из Твоих созданий. О Творящий добро, Творящий хорошее, Возвеличивающий, о Дающий, о Щедрый, кроме Тебя нет других богов! Пожалей меня Своею жалостью, о Наимилостивый!

О Аллах, прошу – ради тайны Хасана, его брата (Хусейна), деда (Мухаммада, салляллаху аляйхи васаллям), отца (Али), матери (Фатимат) и их детей – убереги меня от тяжестей этого дня и всего, что ниспосылается в этот день. О Облегчающий наши нужды, Отодвигающий несчастья!

Помощь Аллаха нам достаточна, Он, поистине, Слышащий, Знающий. Нам достаточен Аллах, Он – лучший из тех, на кого полагаются. Нет силы избежать плохого и делать хорошее, кроме как с помощью Аллаха Высочайшего, Великого! Да благословит Аллах и приветствует Мухаммада и его сподвижников!

Правда ли, что месяц Сафар считается месяцем бедствий?

У арабов времен джахилии месяц Сафар считался месяцем бедствий и несчастий, и совершение умры в этот месяц считалось большим грехом.

Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) разрушил эти верование в несчастье месяца Сафар, сказав: « Совершение умры разрешено в любое время » (Бухари, Хадж, 777).

Но, к сожалению, среди некоторых людей до сих пор распространены эти ложные верования о том, что брак, заключенный в этот месяц, будет непродолжительным, а дела закончатся неудачей.

Абу Хурайра передает, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «В Исламе нет места ташауму (дурным предзнаменованиям, пессимистичным толкованиям), самым лучшим является тафауль (оптимистичные толкования)» (Бухари, Тыбб, 54).

Таким образом, этот хадис указывает на то, что в Исламе нет места таким ложным мировоззрениям. В другом хадисе говорится: «В вещах нет дурного предзнаменования. В месяце Сафар нет дурного предзнаменования. В крике совы нет дурного предзнаменования» (Муслим, Салям, 102).

После того, как стало ясно, что месяц Сафар является обычным месяцем , то можно посоветовать на протяжении месяца Сафар, можно делать следующее дуа: «Ал-хамду-лиллахи лака-л-хамду шакуран ва-лака-л ман-ну фадлан ва-ʼана ʻабдука ʻурфан ва-ʼана лизалика ʼахлан.

ʼАставдиука нафси ва-дини ва-дунйаʼи ва-ахырати ва-хаватими ʻумури ва-ʻамали ва-ʼаставдиʻука жамиʻа ʼуммати Мухаммадин салла-ллаху ʻалайхи ва-саллама би-шиддати хавлика ва-батшика ва-кувватика фа-ʼинна муставдаʻака мусанун ва-хукмака нафизун ва-кадаʼака галибун ва-йа ʼахкама-л-хакимина ва-йа ʼасраʻа-л-хасибин. Йа ʼакрама маʻмулин ва-ʼажвада масʼулин йа хаййу йа каййуму йа кадиму йа фарду йа витру йа ʼахаду йа самаду йа ман лам йалид ва-лам йулад ва-лам йакул-лаху куфуван ʼахад. Йа ʻазизу йа ваххабу ва-салла-ллаху ʻала хайри халкыхи Мухаммадив-ва-алихи ва-сахбихи ʼажмаʻин»

(Хвала Аллаху, Воздаю хвалу Тебе, будучи благодарным Тебе, признавая Твою Милость во всем, будучи рабом Твоим, и будучи достоин этого [в глазах Твоих].

Препоручаю под Твою защиту от всесокрушительной мощи силы Твоей, гнева Твоего, мощи воли Твоей себя, веру свою, жизнь свою в этом и ином мире, все итоги деяний своих и итог жизни своей ради всех людей, которые следуют за Мухаммадом (мир ему и благословение Всевышнего).

Твое заступничество защищено, на все простирается воля Твоя, предопределение Твое непобедимо.

О Владыка Владык! О Скорый в расчете! О Милостивый к рабам Своим, Отвечающий на просьбы вопрошающих! О Тот, Кто Вечно Живой, Непоколебимый, Предвечный, Единый, Независимый ни от кого, Кто не родил и не был рожден, Кто не имеет Себе подобия. О Всесильный, о Воздающий, ниспошли салават лучшему из созданий Своих Мухаммаду, и всем его сподвижникам).

Так же в последнюю среду месяца Сафар рекомендуется совершить два ракята нафиль-намаза , в каждом ракяте которого после суры аль-Фатиха следует одиннадцать раз прочесть суру аль-Ихлас, а после намаза прочесть одиннадцать раз истигфар и одиннадцать раз салават пророку (салаллаху алейхи ва саллям).

Источник: https://xn----7sbebizuhsg3bs.xn--p1ai/molitva_v_poslednyuyu_sredu_safar/

Сокращение намазов путником

Право сокращать число ракаатов для путников действует в отношении не всех намазов. Допускается делать короче только обязательные (фард) намазы, включающие в себя 4 ракаата, то есть полуденную (зухр), послеполуденную (аср) и ночную (иша) молитвы. Утренняя (фаджр) и вечерняя (магриб) молитвы в пути читаются так же, как и в обычное время.

О степени необходимости сокращения молитв в пути богословы не имеют единого мнения. Одни учёные, например, ханафиты, считают, что верующим необходимо (ваджиб) сокращать молитвы в пути. Другие же, в частности, шафииты, уверены, что человек может сам принять решение, стоит ли ему сокращать молитву или нет.

Если же мусульманин, находящийся в пути, совершает намаз с джамаатом и за имамом, который не сокращает намаз, то в таком случае путнику следует совершить полноценный намаз.

Что же касается совершения желательных молитв (суннат) во время путешествия, то здесь мнения богословов также разошлись.

Одни утверждают, что в пути верующим не следует выполнять намазы, кроме обязательных, другие же считают, что мусульманин вправе их совершать, но в полноценной форме, то есть не сокращая.

Третьи и вовсе считают, что их следует совершать (восполнять), но в спокойной обстановке, а не во время нахождения в дороге.

Объединение намазов в пути

Ещё одно облегчение для путника – право объединения намазов, то есть совместного прочтения полуденной с послеполуденной и вечерней с ночной молитв.

Таким образом, де-факто получается, что в пути мусульманин может совершать три намаза, что также является милостью Творца к Своим рабам. Подтверждением этому служит хадис, повествующий, что находясь в пути, Пророк Мухаммад (с.г.в.

) всегда объединял полуденную молитву с послеполуденной, а вечернюю – с ночной» (приводится Бухари).

О допустимости объединения намазов путниками в среде учёных так же бытует два мнения. Одни полагают, что такое дозволено, и правоверным следует это делать.

Другие же считают, что в таких ситуациях следует максимально оттянуть время одной молитвы и прочитать её, а сразу после этого совершить другую, не нарушая тем самым правила «каждому намазу – своё время».

В качестве доказательства своей позиции они приводят хадис: «Я видел, что когда Посланнику Всевышнего (с.г.в.), находящемуся в пути, надо было спешить, он откладывал закатную молитву с тем, чтобы объединить её с вечерней» (Бухари, Муслим).

Намаз в транспорте

Передвигаясь на различных видах транспорта, мусульманин не всегда имеет возможность совершить намаз как полагается. В подобных ситуациях для верующих также действуют некоторые послабления:

1. Молитва сидя или лёжа. В случае, если мусульманин не имеет возможности в транспорте прочитать намаз стоя, то он вправе молиться сидя, а если же и сидя не может, то он вправе молиться лёжа.

2. Молитва не по направлению к кибле.

Нередко транспортные средства, например, автобус или поезд, постоянно меняют направление своего движения относительно сторон света, в связи с чем верующему трудно определить, где находится Кааба.

В подобного рода ситуациях верующему дозволено совершать намаз в любую удобную сторону, даже если транспорт неоднократно делал повороты в тот момент, когда пассажир молился.

Источник: https://islam.global/verouchenie/namaz/namaz-putnika/

Намаз (молитва) в пути

Молитва путника сафар

Если человек выезжает из дома в другой населенный пункт или местность, расстояние до которых составляет более чем 90 км (примерно), то он считается «путником» (мусафир) и имеет право: объединить вторую молитву с третьей и четвертую – с пятой; не соблюдать обязательный пост (ураза) с последующим обязательным восполнением пропущенных дней; не посещать пятничную проповедь; не совершать пятничную молитву и т.д.[1] Объединенные молитвы совершаются в течение одного общего промежутка времени: с начала времени второй молитвы до окончания времени третьей и с начала времени четвертой – до окончания времени пятой молитвы[2]. Что касается своевременности, то путник может совершать молитвы-намазы в положенное для них время, то есть не объединяя вторую с третьей и четвертую с пятой, или – на стыке времен[3].

Кроме того, те молитвы, которые состоят из четырех ракяатов, сокращаются до двух, то есть молитвы Зухр, ‘Аср и ‘Иша’[4]. Сокращать и объединять молитвы можно только после выезда за пределы города (населенного пункта)[5].

Путник пользуется каноническими облегчениями ритуальной практики до тех пор, пока не определится со сроком своего возвращения и пока остается вероятность в любой момент покинуть место временного пребывания, даже если в таком ожидании пройдут месяцы[6].

Относительно возможности воспользоваться облегчениями в случае, когда отправившийся в путь изначально знает сроки своего возвращения, среди богословов существует несколько мнений.

Теологи ханафитского мазхаба утверждают: «Человек с первого же дня перестает пользоваться облегчениями путника в том случае, если он прибыл к месту своего назначения и намеревается остановиться там на пятнадцать или более суток. Если путешественник (мусафир) собирается остаться на срок менее пятнадцати дней, то он пользуется всеми каноническими облегчениями»[7].

В качестве одного из аргументов они приводят слова Ибн ‘Аббаса и Ибн ‘Умара: «Если ты заходишь в город (селение), являясь путником (мусафиром), и имеешь намерение  остаться там на пятнадцать дней, то ты должен совершать молитвы в полном объеме.

Если же ты не знаешь о времени отбытия из данной местности, то [до тех пор, пока ты в состоянии неведения] читай молитвы в сокращенной форме»[8].

Шафиитские ученые считают, что «если путник собирается остановиться в каком-либо месте на четыре дня, то он совершает молитвы в полном объеме, а если менее четырех дней – сокращает их и пользуется облегчениями. День прибытия и день отбытия в счет не берутся»[9].

Отсутствие в Сунне Пророка четких указаний по данному вопросу привело к появлению среди богословов различных мнений, основанных не на прямых, а на косвенных аргументах из пророческого Предания.

Намаз в пути – сокращать или нет?

Отметим, что сокращение с четырех ракяатов фарда до двух обосновано кораническим текстом, достоверной сунной и абсолютным согласием ученых (иджма‘).

Обязательно ли путнику сокращать эти молитвы-намазы? Имеет ли он право самостоятельно выбрать для себя наиболее приемлемое (сократить до двух или совершить все четыре ракяата)? Отвечая на этот вопрос, мусульманские ученые акцентировали внимание на разных достоверных хадисах, в результате чего появились следующие мнения:

1. Обязательно сокращать. Так говорят богословы-ханафиты. Среди аргументов в пользу именно такого практического подхода они приводят достоверный хадис от ‘Аиши: «Молитва-намаз поначалу была обязательной в два ракяата. Для путника так в два и осталась, а относительно места постоянного пребывания – дополнилась до четырех»[10]. Аналогичный хадис был передан и Ибн ‘Аббасом[11].

2. Ученые шафиитского мазхаба говорят о том, что сокращение молитв в пути является дозволенным. Человек сам может выбрать наиболее приемлемое для себя, но лучше сократить до двух, нежели совершить в полной форме. Приоритетно именно сокращение до двух по той причине, что Пророк, а также праведные халифы, являясь путниками, всегда сокращали четырехракяатные молитвы.

Намазы-сунны в пути

Великий ученый, имам ан-Навави, сказал: «Поистине, сошлись мнения богословов в том, что дополнительные молитвы, совершаемые по желанию (нафиля), являются желательными (мустахаб) как в обычные дни, так и в пути.

Однако в отношении желательности прочтения тех молитв сунны, которые сопровождают обязательные ежедневные фарды (раватиб), мнения разошлись. Так, Ибн ‘Умар и некоторые другие ученые не совершали их. Однако имам аш-Шафи‘и и большая часть ученых высказали мнение о желательности их совершения (мустахаб)»[12].

Аргументируют они это тем, что пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) неоднократно совершал в пути молитвы-сунны, сопровождающие фард (раватиб).

В качестве второго аргумента эти ученые приводят сравнение со свободными дополнительными молитвами сунны (нафиля): если мнение едино в отношении их желательности (о чем было сказано ранее), то и сопровождающие молитвы (раватиб) тем более должны оставаться желательными.

В сводах хадисов имамов аль-Бухари и Муслима приводится хадис Ибн ‘Умара, в котором он говорит: «Я сопровождал Божьего посланника. В пути он (да благословит его Аллах и приветствует) всегда совершал не более двух ракяатов[13]. Так же поступали Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман»[14].

Имам ан-Навави сказал относительно последнего хадиса следующее: «Возможно, Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) совершал сопроводительные ракяаты сунны (раватиб) в своем шатре, по причине чего Ибн ‘Умар этого не видел. Также возможно, что Пророк иногда не совершал их для того, чтобы указать на дозволенность несовершения их в пути»[15].

Богословы ханафитского мазхаба считают, что «путешественник, в отношении которого действительны канонические облегчения, может совершать молитвы-сунны (раватиб), если находится в обстановке безопасности и спокойствия (то есть находится не в дороге, а где-то остановился на время, в течение которого пользуется канонически облегченными нормами). В противном случае он их не совершает (желательность аннулируется сложностями пути, затруднениями и т.п.)»[16].

Источник: https://umma.ru/namaz-v-puti/

Намаз путника по сунне: как сокращать, совмещать намазы, кто считается путешественником

Молитва путника сафар

Многие из мусульман работают или вахтенным методом или часто ездят в командировки. И вот тут возникают проблемы с намазом. Как совершать намаз в поездке? Многие не зная ответ на этот вопрос, просто перестают делать намаз. А ведь это не правильно. Для тех, кто находится в пути, существуют правила выполнения намаза, по которым путешествующий должен сокращать намазы.

«Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов, если вы опасаетесь искушения со стороны неверующих. Воистину, неверующие являются вашими явными врагами .» (сура Ан-Ниса аят 101)

Какие намазы нужно сокращать путнику

Сокращаются только фард намазы, состоящие из 4-х ракатов. Это Зухр, Аср и Иша намазы. Эти намазы нужно делать в 2 раката, так же как делается Фаджр. Фаджр и Магриб, а так же Витр намазы читаются полностью.

Ибн Аббас передал: «Устами вашего пророка Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) повелел вам дома совершать четыре ракаата, в путешествии — два ракаата, а в состоянии страха — один ракаат» ( Муслим).

Передают, что Анас, да будет доволен им Всевышний Аллах, также рассказывал : «Мы отправились в поездку из Медины в Мекку вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и он совершал намазы по два рак‘ата до тех пор, пока мы не вернулись в Медину» (Аль-Бухари и Муслим)

Имамл абу Ханифа считал, что сокращение обязательное, а имамы Малик, Шафии и Ахмад говорили о том, что лучше сокращать, но что можно и совершать молитву без сокращения.

Довод абу Ханифы: От Я”ля ибну Умайа передается, что он спросил у Умара ибнуль-Хаттаба о аяте: “не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов, если вы опасаетесь искушения со стороны неверующих” – “Мы ведь в безопасности сейчас ?!”, на что ответил ему Умар ибнуль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах: “Я так же как и ты удивился этому и спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на что он ответил: “Это садака, которую дал Аллах вам, так примите же эту садаку (подарок)” “. (Муслим, 686)

Расстояние с которого разрешается сокращать намазы

Если путь составляет больше 81 километра, то это расстояние считается сафаром. И человек, преодолевающий это расстояние называется мусафиром. Но если человек выезжает в другую местность и расстояние до конечного пункт будет меньше 81 километра, то этот путь сафаром не считается и намазы сокращать нельзя. Анас, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал:

«Мы отправились в поездку из Медины в Мекку вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и он совершал намазы по два рак‘ата до тех пор, пока мы не вернулись в Медину».( аль-Бухари и Муслим).

Кого считать путником (мусафиром)

Человек, который выехал из своего дома по делам или в путешествие или к родственникам и его путь до конечного пункта будет составлять более 81 километра будет считаться путником (мусафиром).

Это расстояние только в один конец. Если мусульманин решил съездить в соседний город и до города всего 50 км, то считается только путь туда, а не туда обратно 100 км.

Поэтому человек совершающий такую поездку не считается мусафиром.

С какого момента нужно сокращать намазы путнику

Намаз можно сокращать как только покинули границы своего населенного пункта. И многие ученые придерживаются мнения, что эти границы можно определять по дорожным указателям. Хотя, другие ученые считают, что должны закончится все постройки следующие за населенным пунктом.

Можно ли совмещать намазы в дороге мусафиру

Еще один важный вопрос: «Как делать намаз в путешествии? Объединять или нет?» Ученые разных мазхабов расходятся во мнениях по этому вопросу.

Некоторые ученые считают, что возможно объединять Зухр намаз и Аср, а так же Магриб и Эша. При этом в зависимости от возможности передвигать Зухр к Аср намазу и наоборот, но соблюдать последовательность выполнения намаза. Так же можно поступать с Магриб и Эша намазом. Приводят следующий хадис

Со словами Ибн ‘Аббаса (да будет доволен Аллах ими обоими ):«Находясь в пути, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, всегда объединял полуденную молитву с послеполуденной, а закатную — с вечерней» (Аль-Бухари).

Ученые ханафиты, считают, что нельзя объединять намазы, но можно откладывать намз на конец времени, а второй совершать в самом начале его времени. Об этом говорится в хадисах.

Один из таких хадисов передает слова Ибн Мас”уда (радиаллаху анху ): «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) объединял два намаза, будучи в пути.

Он объединял магриб и иша, задерживая магриб до того момента, когда оставалось совсем немного времени до окончания положенного для него времени, и совершал иша сразу после начала его времени». («Мусаннаф Ибн Аби Шайба», 2:458)

Сколько дней можно сокращать намазы во время путешествия

Ученые всех мазхабов согласны, что если человек собирается вернуться домой, но при этом не знает сколько дней продлится его поездка, то он сокращает намазы.

Ученые ханафиты считают, что если человек останавливается сроком на 15 дней и меньше, то он совершает молитву мусафира, если количество дней больше 15, то выполняются намазы полностью.

Ученые шафииты считают, что оставаясь на 4 дня, не считая дороги, нужно сокращать намазы. Сверх этого срока – намазы сокращать нельзя.

Некоторые ученые считают, что в силу своей профессии летчики, машинисты, проводники, водители и т.д. находятся все время в путешествии и должны сокращать намазы. Но лучше уточнить у имама своей мечети по этому вопросу. Так как другие ученые считают, что таким людям намаз сокращать нельзя.

Как читать намаз в поезде, на корабле или в самолете

«Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) однажды спросили как совершать намаз на корабле и он сказал: «Молитесь на нем стоя в том случае, если не боитесь утонуть»( 87 Аль-Баззар (68), ад-Даракутни, Абдул Гани аль-Макдиси в «ас-Сунан» (82/2). На достоверность хадиса указал аль-Хаким, и с ним согласился аз-Захаби.

Если путешествие происходит на своей машине, то лучше остановить ее и прочитать намаз по всем правилам, выполняя все действия намаза. Если это общественный транспорт, поезд, самолет, корабль, то выполнять намаз в соответствии с возможностями. Есть возможность стоять – делается намаз стоя, нет – то сидя и по возможности повернувшись в сторону Каабы (если возможно определить ее направление).

Источник: http://salyat.com/raznyie-namazyi/namaz-putnika-po-sunne

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.