Молитва пророка ионы из чрева кита

Иона и кит, пророк, который жил в чреве кита. История с Библии

Молитва пророка ионы из чрева кита

История «Иона и кит» — это удивительная история о непослушном пророке, который жил в чреве кита (или «большая рыба») и был выброшен на берег. Библейский рассказ о Ионе, побывший в чреве кита, часто критикуют скептики из-за его чудесное содержание. Эти чудеса включают:

  • Средиземноморский шторм, вызван и рассеян Богом (1:4-16).
  • Большой кит (огромная рыба), назначена Богом, чтобы проглотить пророка Иону после того, как он был брошен в море с экипажем его корабля (1:17).
  • Пророк Иона во чреве кита прожил три дня и три ночи. После чего его или выбросила рыба живого на берег, или Иона воскрес. Все зависит от интерпретации.
  • Кит выбросил пророка Иону на берег по Божьему повелению (2:10).
  • Дерево, назначено Богом, быстро вырасла, чтобы обеспечить Иона тенью (4:6).
  • Палящий ветер, призваны Господом для дискомфорта Ионы (4:8).

Критики также нашли покаяние города Ниневии (в 3:4-9). Трудно поверить, хотя это технически не чудо. Покаяние Ниневии весьма разумное, учитывая необычайное появление Ионы на берегу Средиземного моря и величие культа Дагона в этом районе древнего мира.

Дагон был рыбой-Богом, который пользовался большой популярностью среди пантеонов Месопотамии и восточным побережьем Средиземного моря. Дагон несколько раз упоминается в Библии по отношению к Филистимлянам (книга судей 16:23-24; 1 Самуила 5:1-7; 1-я Паралипоменон 10:8-12). Изображения Дагона были найдены во дворцах и храмах в Ниневии и всей области.

В некоторых случаях он был представлен как человек, одетый в рыбу. В остальных он был наполовину человек, наполовину рыбой—водяным.

Пророк Иона в чреве кита — появление в городе Ниневия

Что касается Иона и Ниневии, востоковед Генри Клэй Трамбулл выдвинул разумную мысль, когда писал, «что пророк Иона, скорее всего, мог удачно выбрать место своего появления.

Особенно учитывая, что побережье Финикии почитает и поклоняется Богу-рыбе. Таким образом, народ естественно последует человеку, история которого начинается именно так.» (г. Трамбалл глины, «Иона в Ниневии.

» Журнал библейской литературы, вып. 2, Вып. 1, 1892, стр. 56).

Некоторые ученые предположили, что появление Ионы, без сомнения, должно полностью отбелить человека пищеварительными кислотами кита. Если бы это было так, для Ниневитян было бы странно встретили человека, чья кожа, волосы и одежда были максимально отбеленные.

Что касается города Ниневии, который часто появлялся в истории «Иона и кит», он был заново открыт в 19 веке после более чем 2500 лет безвестности. Теперь полагают, что город был самым крупным городом в мире в момент его погибели.

До его повторного открытия, скептики посмеивались по поводу того, что такой большой город мог существовать в древнем мире. На самом деле, скептики отрицали вообще существование Ниневии.

Его повторное открытие в середине 1800-х годов оказалась замечательным оправданием для Библии, в котором упоминается Ниневия 18 раз и ей посвящает две книги (Ионы и Наума).

Пророк Иона во чреве кита. Большая рыба проглотившая пророка

Кит проглотивший Иону: моя первая прочитана Библия не указала, какое морское животное проглотило Иону. Большинство людей предполагают, что это кит (также известный как кашалот). На иврите фраза используется в Ветхом Завете и буквально означает «большая рыба».

Греческий перевод «këtos» в Новом Завете, означает «морское существо». Существует как минимум два вида морских обитателей Средиземного моря, которые в состоянии проглотить человека целиком. Это кашалот и белая акула. Оба существа, как известно, бродят Средиземным морем.

Аристотель описывал оба морских существа еще в 4-м веке до н.э.

Теперь есть три из четырех основных игроков: Иона, Ниневия и рыба-людоед. Остается четвертый крупный игрок — Бог. Скептики издеваются над чудесами, описанными в книге. Скептики предполагают, что не было ничего такого, посредством чего события таких масштабов могли произойти. Это их предвзятость.

Мы склонны, однако, полагать, что есть тот, кто способен манипулировать природными явлениями в такие сверхъестественные способы. Мы считаем, что он является создателем естественного мира и, таким образом, ограничивает его.

Мы называем его «Бог», и мы считаем, что он послал Иона в Ниневию, чтобы принести свое покаяние.

Бог сделал себя известным на протяжении всей истории многими различными способами, не последним из которых было его воплощение в личности Иисуса Христа. Не только Иисус дает нам основания полагать, что существует тот, кто способен творить чудеса. Он дает нам уверенность в том, что такие события, собственно, произошли.

Иисус говорил о мытарствах Ионы как реальных исторических событиях. Он использовал его в качестве типологической метафоры для собственного распятия и воскресения, само чудесное событие.

Матфей цитирует Иисуса, который сказал: «ибо как Иона был три дня и три ночи в чреве морского существа, так и Сын Человеческий будет три дня и три ночи в сердце земли.

Ниневитяне встанут на суде с этим поколением и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Ионы.» (Матфея 12:40-41; ср. Луки 11:29-30, 32).

Любой христианин должен быть уверенным в правдивости истории, и любой скептик должен дважды подумать, прежде чем осуждать историю Ионы.
Download Best WordPress Themes Free DownloadFree Download WordPress ThemesDownload WordPress Themes FreeDownload WordPress Themesfree download udemy course

Источник: https://demon-angel.ru/bibliya/prorok-iona-i-kit/

Пророк Иона

Молитва пророка ионы из чрева кита

   Одна из моих самых любимых книг Ветхого Завета это книга Пророка Ионы. И вовсе не потому, что она содержит в себе самое короткое повествование среди всех книг Ветхого Завета.

Этот краткий рассказ об одной только истории в жизни Пророка Ионы дает нам столько пищи для размышления, что порой  удивляешься, как в столь небольшом, но лаконичном тексте умещается всего разного-многообразного.

Ну и наконец, книга заслуживает нашего внимания уже только тем, что о событиях, описываемых в ней, упоминает Господь наш – Иисус Христос.

Поручение

   Начинается книга тем, что Бог призывает Пророка Иону идти в Ниневию и объявить, что город будет разрушен “встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня.

” 
‌   И что же делает Иона? Он, пророк Бога Живого бежит, чтобы укрыться от лица Господа! Как это вообще возможно? Здесь следует пояснить, что Ниневия город в Ассирийском царстве, с которым тогда у Израильтян были натянутые и даже враждебные  отношения.

Но это не повод отказываться от пророческой миссии возложенной на него самим Богом. Дело в том, что никто из Пророков, описанных в Библии не отказывался выполнить Волю Бога, кроме Ионы.

Да, были пророки, которые выражали сомнения в своих силах выполнить поручение, но никто не бежал, чтобы укрыться от лица Господа. Так в чем же дело? Давайте остановимся на этом подробнее.

   Сразу отметим для себя, то, что Иона не был “плохим слугой” ибо таких Господь не призывал на пророческое служение. Быть пророком Божьим всегда было честью для избранного. И это служение гарантировало защиту Божью в самых сложных ситуациях.

Так что дело тут точно не в страхе перед ниневитянами. В последующих главах мы узнаем, что Иона все же исполнил поручение Бога и после его проповеди жители города, включая царя, покаялись в своих грехах и постились в надежде, что Бог помилует их.

И Бог помиловал, чем очень расстроил Пророка Иону.

И тут Иона сам объясняет почему он сначала не хотел выполнить Волю Божью: “о, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии.”

   Итак, что мы имеем: Ниневитяне – по сути враги Израильтян. Бог посылает Иону к врагам, чтобы объявить что они погибнут за злодеяния свои. Пророк Иона, знает, что Бог многомилостивый и может помиловать ниневитян, если они покаются.

Может показаться, что Иона просто не хотел помилования врагам своего народа? Однако эта версия будет невероятной, и вот почему: Бог никогда не выбирает себе в пророки людей, которые могут даже подумать о том, чтобы поставить свое мнение или убеждения выше Воли Божьей.

Он выбирает только достойных. А Иона не мог не понимать, что для жителей Ниневии ничего не изменится от его упрямства.

Что же тогда побуждает пророка Иону бежать? Откуда он мог знать, что Ниневитяне покаются? “Не это ли говорил я, когда еще был в стране моей?” (Иона гл.4 стих2)

   Можно предположить, что он знал особенности их характера, бывал в этом городе и что слова его проповеди будут иметь для них вес. Из этого следует, что он имел в глазах жителей этого города репутацию пророка Божьего.  Учитывая развитую торговлю в регионе, в Ниневии могли жить люди знавшие о том, кто такой пророк Бога Израилева Иона.

В 4-й книге Царств мы находим еще одно упоминании о пророке Ионе. Речь идет о царе Иеровоаме II: “Он восстановил пределы Израиля, от входа в Емаф до моря пустыни, по слову Господа Бога Израилева, которое Он изрек чрез раба Своего Иону, сына Амафиина, пророка из Гафхефера” (4-я Царств, 14:25).

Считается, что эти события были раньше, чем те о которых повествует Книга Ионы.

Что скажут люди о человеке, о котором они слышали, что он пророк Бога, если он произнесет пророчество о каком-либо событии, а оно не произойдет? А вот что: “Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей” (Втор. 18:22).

Корабль в Фарсис, шторм и кит

Если Иона заранее знал результат своей проповеди, то можно предположить, что именно страх того, что его сочтут лжепророком и само Имя Господне может быть подвергнуто поруганию, не позволил Ионе сразу же исполнить поручение Бога. Ситуация, что называется, патовая. А поскольку выхода в сложившейся ситуации он не находил, решил просто бежать как можно дальше от Ниневии.

Все мы люди со своими слабостями. Человек слаб. Что делаем мы в сильном эмоциональном состоянии, когда кажется, что все плохо и выхода нет? Хочется свернуться калачиком, в позе эмбриона, где-нибудь там, где тебя никто не побеспокоит и заснуть. А если вы плывете на утлом суденышке посреди штормового моря? Лучше трюма места не найти.

Так и поступил Пророк Иона, поднявшись на борт корабля идущего в Фарсис.

   События, которые произошли далее кажутся вообще фантастическими, ну или сказочными, кому как угодно: попутчики на корабле, весьма разношерстная компания (разных народов и вероисповеданий), начинают молиться каждый своему богу, чтобы буря утихла и им не потонуть. А Иона спит. Буря, качка, суета, паника находящихся на корабле, а он спит.

Так бывает с человеком, “выжатым” эмоционально и физически. Его будят, говорят, чтобы и он помолился своему Богу. Но как он может молиться Тому от Кого бежит? Попутчики бросают жребий, чтобы понять “за кого постигает нас сия беда”. Жребий выпадает на Иону. Они все верят в то, что Бог укажет им человека, из-за которого их постигла беда, с помощью жребия.

В древнем Израиле тоже пользовались жребием, когда хотели узнать Волю Бога.

   Узнав, что Иона из иудеев, почитающих Единого Бога, Создателя Неба и Земли, попутчики испугались: “И устрашились люди страхом великим и сказали ему: для чего ты это сделал? Ибо узнали эти люди, что он бежит от лица Господня, как он сам объявил им.” (Иона 1:10).‌Они спрашивают: “что сделать нам с тобою, чтобы море утихло для нас? Ибо море не переставало волноваться.” (Иона 1:11)‌Пророк Иона отвечает своим попутчикам: “возьмите меня и бросьте меня в море, и море утихнет для вас” (Иона 1:12).

‌Но, что происходит дальше:  эти люди, не знающие Истинного Бога, поклоняющиеся идолам и своим  выдуманным богам, видя в Ионе человека необыкновенного и желая его спасти, не бросают Иону в море, вместо этого они начинают усиленно грести, чтобы пристать к берегу.

И только, видя бесперспективность своих попыток они решаются бросить Пророка Иону в море:  “Тогда воззвали они к Господу и сказали: молим Тебя, Господи, да не погибнем за душу человека сего, и да не вменишь нам кровь невинную; ибо Ты, Господи, соделал, что угодно Тебе!” (Иона 1:14).

   И тотчас море утихло. А оставшиеся на корабле, видя это, поклонились Господу.”И устрашились эти люди Господа великим страхом, и принесли Господу жертву, и дали обеты.” (Иона 1:16).Обет – здесь обещание принести жертву Богу в благодарность за избавление от смерти.

Впервые прочитав эти строки, я обрадовался, что обратились попутчики Ионы в веру Истинного Бога, и лишь позже я узнал, что в порядке вещей для того времени было чтить и приносить жертвы нескольким богам. Впрочем, мы ничего не знаем об их дальнейшей судьбе и можно надеяться, что Промысел Божий не оставил их в идолопоклонстве.

   А для Пророка Ионы, брошенного в море, все только начиналось. 

Что значило тогда и сейчас море для человека попавшего в него? Если нет навыков хорошего пловца, на тебе мокрые одежды, до берега далеко? Через какое-то время неподготовленного человека в открытом море ждет смерть. Но Бог приготовил для своего пророка другую участь – его проглотил кит (в оригинале “большая рыба”).

Молитва Ионы

   Поняв что он еще жив, Иона воспринимает это как спасение посланное Богом. Пророк благодарит Господа и раскаивается в своем непослушании.
“и сказал: к Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня; из чрева преисподней я возопил, и Ты услышал голос мой.” (Иона2:3)

   Пробыл Пророк Иона во чреве кита 3 дня и три ночи.”Ты вверг меня в глубину, в сердце моря, и потоки окружили меня, все воды Твои и волны Твои проходили надо мною.” (Иона 2:4)Молитва Ионы очень похожа на некоторые строки из псалмов -хвалебных песен, которые сочинили царь Давид и сыновья Кореевы.

“И я сказал: отринут я от очей Твоих, однако я опять увижу святый храм Твой.” (Иона 2:5)

   Вот, к примеру, сравните: “В смятении моем я думал: «отвержен я от очей Твоих»; но Ты услышал голос молитвы моей, когда я воззвал к Тебе.(Псалтирь, 30:23)
Судя по всему, Пророк Иона знал эти псалмы наизусть.

Это мы сейчас читаем псалмы, а раньше их пели с музыкальным сопровождением.

Следует сказать, что псалмы и писались и, как правило пелись в особом эмоциональном настроении, в радости, преисполнившись чувства благодарности, в тревоге, ища Божьей защиты, испытывая искреннее раскаяние.

А теперь представьте себе человека сидящего во чреве кита и  поющего псалмы. Кстати, ученые, пытаясь понять, возможно ли в действительности, чтобы человек выжил после того как его проглотил кит, пришли к выводу, что такое вполне может быть, хотя шансы на это ничтожно малы. Но, все в руках Господа, а мы немного отвлеклись.

Ниневия. Пророчество, которое не сбылось

   Итак, кит, по милосердию Божьему, выплевывает Пророка Иону. Господь дает пророку второй шанс исполнить свое поручение. И на этот раз Иона, смирившись, идет в Ниневию и проповедует. Он говорит о том, что город будет разрушен через 40 дней.

Вообще, число 40 довольно часто встречается в Священном Писании. “И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого. (Иона 3:5)И даже царь, сняв с себя царские одежды, оделся во вретище и посыпал голову пеплом.

 “и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: «чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили. (Иона 3:7)На улицах Ниневии стоял плач и стенания раскаявшихся людей, мычание и блеяние голодного и жаждущего скота.

Господь услышал их горячие молитвы и помиловал их. Пророчество Ионы не исполнилось.   Он был очень огорчен этим.

 “И молился он Господу и сказал: о, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии.” (Иона 4:2)Пророк Иона, опасаясь, что теперь его будут считать лжепророком, просит Бога послать ему смерть.

После этого он, соорудив себе от зноя кущу, садится с восточной стороны города, надеясь, что Бог все же разрушит город, хотя 40 дней уже прошло. Но днем зной очень сильный и легкий шалаш из веток не спасает от него. 

Спасительная тень

   И произрастил Господь Бог растение, и оно поднялось над Ионою, чтобы над головою его была тень и чтобы избавить его от огорчения его; Иона весьма обрадовался этому растению.” (Иона 4:6)

   Что же за растение выросло над пророком Ионой? В еврейском тексте растение обозначено словом kijkajon.  Латинское название этого растения Ricinus Communis, другие ее названия: Рицинус, Кастор, Христова пальма. У нас оно зовется клещевина. 

“И устроил Бог так, что на другой день при появлении зари червь подточил растение, и оно засохло.” (Иона 4:7)

   Долгое время ученые не могли найти насекомое, которое за одну ночь могло бы подточить корни этого растения так, чтобы оно погибло. Ведь клещевина ядовита.

Было установлено, что есть вид гусеницы, которая питается Рицинусом, более того, они способны в короткое время погубить растение.

 Пророк Иона был очень расстроен увяданием растения, давшего ему спасительную тень  и облегчение от жары. 

   И сказал Бог Ионе: неужели так сильно огорчился ты за растение? Он сказал: очень огорчился, даже до смерти.

Тогда сказал Господь: ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?” (Иона 4:9-11).

   Бог каждое мгновенье ждет от нас искреннего и нелицемерного покаяния, готовый простить нас, неразумных Его созданий, запутавшихся в своих грехах.

Как мы порой возмущаемся, видя что не карает Бог какого-то отъявленного преступника, а Он, милосердный ко всем созданиям своим, знает (ибо Творец всегда знает свои творения)  что не все еще потеряно для того или иного человека.

А нам следует помнить, что, как и жители Ниневии, которым пророк Иона возвестил Слово Его, покаялись, отвратились от злых дел своих и были помилованы, как раскаялась Мария Египетская и в посте и молитве обрела прощение, как был прощен разбойник на кресте, так и мы, грешные, покаявшись искренне, смеем надеяться на Милость Господа Бога нашего. Аминь.

Источник: http://prorochestva.narod.ru/index/prorok_iona/0-21

Книга пророка Ионы

Молитва пророка ионы из чрева кита

1. И было слово Господне къ Іонѣ, сыну Амаѳіину, и сказано:

2. Встань и иди въ Ниневію, городъ великій, и проповѣдуй въ немъ, ибо вопль о злобѣ его дошелъ до Меня.

3. И всталъ Іона, чтобы бѣжать отъ лица Господня въ Ѳарсисъ 1); и сошелъ въ Іоппію и нашелъ корабль, шедшій въ Ѳарсисъ, и далъ плату свою за провозъ, и вошелъ въ него, чтобы плыть въ Ѳарсисъ съ ними отъ лица Господня 2). И Господь воздвигъ сильный 3) вѣтръ на морѣ, и сдѣлалась великая буря на морѣ, и корабль подвергался опасности быть разбитымъ.

4. И убоялись корабельщики и взывали каждый къ своему богу, и начали выбрасывать въ море вещи, бывшія на кораблѣ, чтобы облегчить (его) отъ нихъ. А Іона спустился ко дну корабля, и тамъ спалъ и храпѣлъ.

5. И подошелъ къ нему кормчій и сказалъ ему: „что ты храпишь? вставай и моли Бога твоего, чтобы Богъ спасъ насъ, и мы не погибли бы“.

6. И сказали другъ другу: „пойдемте, бросимъ жребій и узнаемъ, за кого это бѣдствіе (пришло) на насъ“?

7. И бросили жребій, и палъ жребій на Іону.

8. И сказали ему: „скажи намъ, за кого бѣдствіе это (пришло) на насъ; какое твое дѣло, откуда идешь и куда идешь 4), и изъ какой страны и изъ какого ты народа“?

9. И сказалъ онъ имъ: я рабъ Господень и я чту Господа Бога небеснаго, Который сотворилъ море и сушу.

10. И убоялись люди великимъ страхомъ и сказали ему: „что это ты сдѣлалъ“? ибо (эти) люди узнали, что онъ убѣжалъ отъ лица Господа, какъ онъ объявилъ имъ.

11. И сказали ему: „что

1) Думаютъ, что Ѳарсисъ находился въ Испаніи. Толк. Библ. VII, 220. Knabenbauer. 1. с. 1, 367 р.

2) „Думая, что Господь являетъ Свое присутствіе въ одномъ только Іерусалимѣ“. Ѳеодоритъ.

3) Слав. велій соотв. μέγα въ 22, 42, 45, 51, 63, 97, 132, альд. изд., въ вульг. magnum, въ др. нѣтъ.

4) Слав. и камо идеши соотв. καὶ ποῦ πορεύῃ—22, 36, 40, 42, 62, 68, 87 и др. и альд., вульг. quo vadis, а въ алекс., ват. и др. нѣтъ.

55

намъ сдѣлать съ тобою, чтобы море утихло для 1) насъ“? ибо море поднималось и болѣе и болѣе увеличивало волненіе.

12. И сказалъ имъ Іона: возьмите меня и бросьте 2) въ море, и утихнетъ море для 3) васъ, ибо я узналъ, что это сильное волненіе изъ за меня поднялось на васъ.

13. И старались люди пристать 4) къ землѣ, но не могли, ибо море болѣе и болѣе прибывало и поднималось на нихъ.

14. И возопили ко Господу и сказали: нѣтъ, Господи! да не погибнемъ за душу человѣка сего и да не возложишь на насъ праведной крови 5), ибо Ты, Господи, какъ восхотѣлъ, такъ и сдѣлалъ.

15. И взяли Іону и бросили его въ море, и утихло море отъ волненія своего.

16. И убоялись мужи страхомъ великимъ Господа, и принесли жертву Господу и усердно помолились 6).

Глава вторая

1. И повелѣлъ Господь киту великому проглотить Іону. И былъ Іона во чревѣ кита три дня и три ночи.

2. И помолился Іона Господу Богу своему изъ чрева кита,

3. И сказалъ: я возопилъ въ скорби моей къ Господу Богу моему, и Онъ услышалъ меня: изъ чрева адова вопль мой, Ты услышалъ голосъ мой 7).

4. Ты низвергъ меня во глубину сердца морского и рѣки окружили меня, всѣ валы 8) Твои и волны Твои прошли надо мною.

5. И я

1) Гр. ἀφ᾽ ἡμῶν—слав. отъ насъ, въ синод. пер. для насъ, у Іер. ad nos, въ евр. מעלינו—по причинѣ насъ, т.е. отъ волненія изъ за насъ, возбужденнаго нами, причиною коего были мы…

2) Въ большинствѣ (въ алекс., ват. и др.) гр. спп. доб. με, въ слав., компл. и альд. и нѣкоторыхъ спп. лук. нѣтъ.

3) См. прим. къ 11 ст.

4) Гр. ἐπιστρέψαι—возвратитися.

5) Пусть не будетъ на насъ отвѣта за смерть невиннаго сего человѣка.

6) Гр. ἤυξαντο τὰς εὐχὰς—можно перевести: дали обѣты, т. е. и еще принести въ благодарность Богу жертвы, такъ и по евр. читается и толкуется, но мы слѣдуемъ слав. переводу: помолишася молитвами, и толкованію бл. Ѳеодорита. Кириллъ Ал. и Іеронимъ понимали: дали обѣты.

7) Пс. 119, 1.

8) Гр. μετεωρισμοὶ—возвышенія, слав. высоты.

56

сказалъ: отринутъ я отъ очей Твоихъ, увижу ли я еще храмъ святой Твой?

6. Объяла 1) меня вода до души моей 2), глубочайшая 3) бездна окружила меня, погрузилась голова моя въ разсѣлины горъ.

7. Я сошелъ въ землю, у которой запоры на вѣки удерживаютъ 4). Но взыдетъ изъ истлѣнія жизнь моя къ Тебѣ 5), Господи Боже мой!

8. Когда изнемогала во мнѣ душа моя, я вспомнилъ о Господѣ, и да придетъ къ Тебѣ молитва моя, ко храму святому Твоему.

9. Охраняющіе суетное и ложное 6) милость свою 7) оставили.

10. А я со гласомъ хвалы и исповѣданія принесу Тебѣ, что обѣщалъ, принесу во спасеніе мое Тебѣ, Господу.

11. И повелѣлъ Господь 8).

Глава третья

1. И было вторично слово Господне къ Іонѣ и сказано:

2. Встань и иди въ Ниненію, городъ великій, и проповѣдуй въ немъ согласно прежнему повелѣнію 9), которое Я изрекъ тебѣ.

3. И всталъ Іона и пошелъ въ Ниневію, какъ сказалъ Господь. Ниневія же былъ городъ великій у Бога,

1) Гр. περιεχύθη—возліяся, облила кругомъ.

2) Т. е. готова лишить меня жизни. Слав. моея соотв. μου въ ХII, лук. и исих. спп., альд., Ѳеофил., вульг. и евр. т., а въ алекс., ват. нѣтъ.

3) Гр. ἐσχάτη—послѣдняя.

4) Гр. κάτοχοι αἰώνιοι—заклепи вѣчніи.

5) Слав. къ Тебѣ соотв. въ альд., лук. и исих. спп., у Ѳеоф. πρός Σε въ др. нѣтъ.

6) Т. е. чтущіе языческихъ боговъ.

7) „Безъ пощады предали меня морю“. Ѳеодоритъ.

8) Слав. повелѣ Господь (д. з. и им. п.) соотв. προσέταξε Κύριος—въ лук. 22, 36, 45, 51, 62, 147, 238, 240, 310, а об. страд. προσετάγη ἀπὸ Κυρίου—повелѣно было Господомъ. киту, и онъ извергъ Іону на сушу Трехдневное пребываніе (1 ст.

) и изверженіе (11) Іоны изъ чрева кита прообразовали трехдневное пребываніе Іисуса Христа въ землѣ, Его смерть и воскресеніе (Матѳ. 12, 40. Лук. 11, 31—33;.

Молитва Іоны служитъ содержаніемъ для шестой пѣсни утренняго канона въ православномъ богослуженіи.

9) Разумѣется повелѣніе въ 1, 2. Сл. κήρυγμα—значитъ: повелѣніе, приказаніе. Здѣсь это значеніе умѣстнѣе слав. проповѣдь.

57

около трехъ дней прохожденія пути 1).

4. И началъ Іона ходить по городу, сколько можно было пройти въ одинъ день 2), и проповѣдывалъ, говоря: еще три дня, и Ниневія ниспровержена будетъ.

5. И повѣровали мужи Ниневійскіе Богу, и назначили постъ, и облеклись во вретища отъ великаго изъ нихъ до малаго 3).

6. И дошло это слово до царя Ниневійскаго, и онъ всталъ съ престола своего, и снялъ одежду свою съ себя, и облекся во вретище и сѣлъ на пеплѣ.

7. И было объявлено и возвѣщено въ Ниневіи царемъ и вельможами его и сказано 4): люди, и скотъ, и волы, и овцы не должны ничего ѣсть, ни ходить на пастбище, ни воды пить.

8. И одѣлись во вретище люди и скотъ, и прилежно возопили къ Богу, и обратился каждый съ пути своего лукаваго и отъ неправды рукъ своихъ, и сказали:

9. „Кто знаетъ, можетъ быть Господь сжалится и умилосердится 5), и отвратится отъ яростнаго гнѣва Своего, и мы не погибнемъ“?

10. И увидѣлъ Богъ дѣла ихъ, что они обратились отъ путей своихъ лукавыхъ, и раскаялся Богъ о бѣдствіи, которое изрекъ послать на нихъ, и не послалъ 6).

Глава четвертая

1. И опечалился Іона великою печалію, и смутился.

2. И помолился Господу и сказалъ: о Господи! не таковы-ли были слова мои, которыя я говорилъ, еще находясь на землѣ моей? Посему я поспѣшилъ 7) бѣжать въ Ѳарсисъ,

1) Не менѣе трехъ дней надо было употребить, чтобы обойти его.

2) Слав. входити во градъ яко шествіе пути дне единаго. Уклоняемся отъ букв. перевода для ясности рѣчи, согласно синод. переводу.

3) Гр. αὐτῶν опускаемъ для гладкости, какъ и въ синод. пер.

4) Слав. глаголющихъ соотв. лук. спп., Ѳеоф. и альд. λεγόντων, а въ алекс., ват., text. rec. λέγων.

5) Слав. умоленъ будетъ соотв. παρακλήσεται—лук. спп., Ѳеоф. и альд. изд., въ др. нѣтъ.

6) Покаяніе Ниневитянъ восхваляетъ Іисусъ Христосъ. Матѳ. 12, 41. Лук. 11, 32.

7) Гр. προέφθασα—слав. предварихъ, какъ бы впередъ забѣжалъ, предупредилъ.

58

ибо зналъ, что Ты милостивъ и щедръ, долготерпѣливъ и многомилостивъ, и жалѣешь о бѣдствіяхъ (людей) 1).

3. И нынѣ, Владыко Господи, возьми душу мою отъ меня, ибо мнѣ лучше умереть, нежели жить.

4. И сказалъ Господь Іонѣ: неужели ты такъ сильно огорчился?

5. И вышелъ Іона изъ города, и поселился противъ города, и устроилъ себѣ тамъ 2) шалашъ и сѣлъ подъ нимъ въ тѣни, чтобы видѣть, чтó будетъ съ городомъ.

6. И повелѣлъ Господь Богъ тыквѣ 3) (произрасти), и она выросла надъ головой Іоны, чтобы была тѣнь надъ головою его, чтобы защищать 4) его отъ страданія 5) его, и весьма сильно обрадовался Іона этой тыквѣ.

7. И повелѣлъ Господь Богъ червю рано по утру, и онъ подточилъ тыкву, и она засохла.

8. И было вскорѣ 6): когда взошло солнце, 7) Богъ повелѣлъ (дуть) вѣтру знойному жгучему, и солнце стало ударять въ голову Іоны, и онъ сталъ малодушествовать и отрекаться отъ жизни своей, и сказалъ:

9. Лучше мнѣ умереть, нежели жить! И сказалъ Господь Богъ Іонѣ: ужели ты такъ сильно опечалился о тыквѣ? И сказалъ (Іона) 8): очень опечалился я, даже до смерти.

10. И сказалъ Господь: ты сожалѣешь о тыквѣ, надъ которою не трудился, которой не ростилъ, которая за ночь выросла и за ночь погибла;

11. Ужели Я не пожалѣю Ниневіи, города великаго, въ которомъ живетъ болѣе 120 тысячъ человѣкъ, не умѣющихъ отличить правой руки своей отъ лѣвой, и много скота у нихъ 9)?

1) Оскобл. слав. человѣческихъ соотв. ἀνθρώπων—№№ 45, 86, 132, въ др. нѣтъ.

2) Въ евр., гр., лат. спп. всюду есть здѣсь слово: тамъ (שם, ἑκεῖ, ibi), только по-слав. почему то опущено, слѣдуетъ вставить.

3) Гр. κολοκύντη—тыква, быстро растущее и дающее широкую тѣнь растеніе.

4) Гр. σκιάζειν—осѣнять.

5) Т. е. дневного зноя.

6) Слав. вмѣстѣ—ἄμα, т. е. одновременно случилось.

7) Въ алекс. доб. Κύριος—Господь (Богъ), въ др. гр. и слав. нѣтъ.

8) Оскобл. въ слав. Іона нѣтъ соотв. чтенія.

9) Слав. ихъ нѣтъ соотв. въ гр. и лат. т.

59

Источник: http://acathist.ru/literatura/item/kniga-proroka-iony

Пророк Иона – пророк поневоле. Священно-ироническая повесть Библии

Молитва пророка ионы из чрева кита

Из всех пророческих книг Библии, книга Ионы – наиболее трудная для понимания и глубокого изучения. При своем небольшом объеме это произведение ставит перед исследователями колоссальное количество проблем, затрудняющих не только ее истолкование, но даже и классификацию.

Так, ряд специалистов по ветхозаветной библеистике даже лишают книгу Ионы статуса пророческого писания, приводя в защиту своего тезиса различные доводы. Например, О.

Кайзер замечает, что книга пророка Ионы – не пророческий текст, а рассказ о пророке, в связи с чем он относит это произведение к историческим писаниям Танаха.

книги Ионы

Книгу Ионы можно структурно разделить на три составляющие части. Первая часть начинается повелением Бога Ионе идти в Ниневию, чтобы сообщить о гневе Всевышнего. Миссия Ионы – побудить ниневитян к раскаянию, дабы Бог отменил суровый приговор. Иона же пытается уклониться от божественного повеления и спасается бегством на корабле.

Но Господь настигает корабль страшной бурей, на которую моряки реагируют бросанием жребия, чтобы выяснить, из-за кого постигло их это ненастье. Жребий справедливо указывает на божественного уклониста (пророк Иона), он, вынужденный сознаться в своей провинности, просит матросов выкинуть его за борт.

Моряки следуют совету и бросают Иону в море, где его проглатывает некое огромное существо, по-еврейски называемое просто «рыба», а в русском переводе Библии обозначаемое словом «кит». Согласно повествованию, внутри этой рыбы пророк Иона пробыл три дня и три ночи. Затем рыба, после молитвы Ионы, выплюнула его на берег той самой Ниневии, куда изначально отправлял его Бог.

Это событие известно в христианской традиции как знамение пророка Ионы, и обычно соотносится со смертью и воскресением Иисуса Христа.

Вторая часть рассказа повествует о том, как пророк Иона провозгласил приговор Бога ниневитянам – еще 40 дней и город будет уничтожен, если жители его не покаются. На удивление самого Ионы жители отнеслись к проповеди заезжего пророка со всей серьезностью. Царь объявил всенародное покаяние и все жители, даже домашние животные должны были поститься, облачившись во вретища – покаянные одежды.

Третья часть книги содержит описание спора между Богом и Ионой. Последний, когда увидел, что Всевышний, смягченный раскаянием ниневитян, отменил свой приговор и помиловал город, расстроился из-за своей подмоченной репутации.

Чтобы вразумить пророка, Бог производит чудо: в одну ночь вырастает целое дерево и в одну же ночь оно засыхает. Последнее служит для Ионы моральной иллюстрацией – ему стало жаль растение, так что он даже проклял свою жизнь.

Если жаль дерево, то как не помиловать целый город? – спрашивает Бог Иону. На этом вопросе повествование книги заканчивается.

Историчность книги Ионы

Весьма сомнительно, что события, описанные в этом произведении, имели место быть. Сказочные компоненты, которые пронизывают всю канву повествования, выдают факт литературного влияния нееврейского происхождения. Морские путешествия, спасение рыбой и пр. – все это распространенные мотивы в древних сказках. Даже само имя Иона – не еврейское, а, вероятнее всего, Эгейское.

Ниневия же в предполагаемое время вообще не была тем, чем она представлена в книге – Великим городом с населением в сто двадцать тысяч человек (учитывая, что в это число, согласно обычаям времени, не входили женщины и дети, число жителей для города данной эпохи оказывается просто фантастическим).

Скорее всего, сюжет книги был скомпонован из различных сказок и народных басен в педагогических целях.

Мораль книги Ионы

Сам факт нехарактерного для еврейской религии внимания Бога к языческому городу (а Ниневия никакого отношения не имела к культу еврейского Бога Яхве) говорит об обстоятельствах, в которых язычники играли не последнюю роль.

Возможно, это говорит о локальном сосуществовании носителей разных традиций и стремлении евреев примирить свой религиозный мир с языческим окружением.

В этом отношении книга Ионы резко отличается от Пятикнижия Моисея, где язычники подвергаются тотальному херему (проклятью) и подлежат уничтожению, либо, в лучшем случае, могут быть терпимы.

Книга Ионы же, напротив, проповедует Бога, который печется в равной мере обо всех людях, как об иудеях, так и о язычниках, так что даже посылает к последним своего пророка с проповедью. Заметим, что в Торе Бог посылал пророков к язычникам не с проповедью покаяния, а сразу с мечем возмездия. Даже в Содоме и Гоморре Всевышний только ищет праведников, но не пытается обратить к покаянию грешников.

Мораль книги Ионы заключена в последнем стихе-вопросе Господа о том, как не пожалеть великий город, где сто двадцать тысяч несмышленых человек и множество скота.

Время написания

Исходя из внутреннего анализа текста, из наличия поздних еврейских слов и характерных арамейских конструкций, исследователи относят этот памятник литературы к IV—III вв. до н. э

Авторство книги Ионы

Разумеется, автором книги не мог быть сам пророк Иона, исторический прототип которого жил (если жил вообще) за полтысячелетия до написания данного произведения.

Вероятнее всего, ее сочинил еврей, проживавший в местности с сильным языческим влиянием – например, портовом городе. Этим объясняется моральный универсализм данного произведения.

Точнее установить личность автора не представляется возможным.

Пророк Иона – толкование и экзегеза

Две традиции истолкования Ветхого Завета – иудейская и христианская, по-разному интерпретируют этот текст.

Если иудеи в первую очередь видят в книге Ионы утверждение всемогущества Бога Яхве, который выше всех других богов и юрисдикция которого охватывает все народы, как и все творение вообще, то христиане видят иной смысл.

А именно, для христиан центральным становится эпизод с проглатыванием Ионы рыбой. Исходя из слов, приписываемых Евангелиями самому Иисусу, пророк Иона во чреве кита прообразует Христа, распятого, спустившегося в ад и воскресшего на третий день.

Источник: http://fb.ru/article/166106/prorok-iona---prorok-ponevole-svyaschenno-ironicheskaya-povest-biblii

История «пророк Иона в чреве кита» — правда или притча

Молитва пророка ионы из чрева кита

  • История Ионы
  • Действительность или сказка
  • Реальные случаи из жизни рыбаков

Каждый христианин относится к Библии, как к святыне, безоговорочно веря в каждое ее слово. И это правильно, однако, чего, греха таить, есть некоторые события, описанные в Святом писании, действия которых не вмещаются в наш разум. Как мог ожить Лазарь, который уже начал разлагаться? Как воскрес Иисус в человеческом теле? Чем дышал трое суток во чреве кита пророк Иона?

Именно книга пророка Ионы вызывает более всего споров, миф или правда то, что человека проглотила рыба, и он выжил после этого.

История Ионы

Это случилось в восьмом веке до нашей эры. Ниневия была городом в Ассирийском государства, «слава» о распутных, жестоких людях которого была известна всем. Мерзкие поступки ниневитян вызывали негодование Бога, но Его любовь к людям была выше Его суда.

Столица Ассирии — Ниневия

Творец выбрал пророка Иону с миссией посланиям злым жителям Ниневии о том, что, если они не прекратят бесчинствовать, Бог уничтожит город.

Страх овладел посланником Божьим, и он решил бежать в другую страну, сев на корабль. Во время путешествия огромный шторм накрыл корабль, моряки поняли, что это гнев Бога и начали искать виновника, Иона признался, что это он и был выброшен за борт.

По проведению Божьему пророка проглотил кит, подержал его там 3 дня и выплюнул. (Матв.12:40)

Кит выбросил Иону на берег Ниневии

Звучит, как сказка или миф. Иона во чреве кита молился, безусловно, за это время он осознал, как опасно не выполнять велений Всевышнего.

Как часто мы, люди, читаем слово Божье, понимаем, что идем не тем путем, но упрямо делаем неугодные Богу дела, а потом, попадая в проблемы, кричим и взываем к Создателю.

Внимание! История Ионы призвана научить христиан слушать с первого раза повеления Господа.

Пророк дошел до Ниневии, со страхом передал послание Бога, ожидая смерти за плохую весть. Его удивлению не было конца, когда весь город оделся в рубища, на три дня был объявлен пост, когда даже воду не пили, люди посыпали волосы пеплом и молили Создателя о помиловании.

Эти дни Иона сидел под стенами города, в тени густого дерева и ждал Божьего наказания. Любящий Господь увидел искреннее покаяние ниневитян и даровал им жизни. Ниневия простояла еще 100 лет, после чего она была разрушена.

Милость Господня вызвала недоумение у пророка. Его возмутило и то, что дерево, дававшее тень, по слову Божьему засохло в одно мгновение, на что Бог дал ответ. Творец сказал пророку, что он пожалел дерево, которое не сажал. Господь же создал людей города, это Его творения, как же Он мог их уничтожить, видя раскаяние.

Важно! Чудесное знамение для всех живущих на земле — Бог всегда отвечает на искренние молитвы, забывает грех после искреннего раскаяния.

Действительность или сказка

Позиция православной церкви в этом вопросе однозначна, она делает акцент не на чудо, а на милость Бога, который спас Иону и Ниневию.

Пророк Иона

Почему-то все верят, что огромное дерево, дававшее тень взрослому человеку, может засохнуть в один день, а вот выжить во чреве кита невозможно. Мир ученых ничего не берет на веру, ему нужны доказательства и примеры.

На еврейском языке ничего не сказано о том, что Иону проглотил кит, там написано, что это было живое чудовище. Древние картинки начали изображать в качестве морского чудища голубого кита, возможно, этому поспособствовали огромные размеры кита.

Тогда еще люди не знали, что горло кита не способно проглотить даже большой апельсин. Голубой кит питается маленькими креветками и крилем, отсюда возникло и недоверие к посланию пророка Ионы. Не мог проглотить пророка и кашалот с огромным ртом, который тщательно пережевывает пищу, так что Ионе в этом случае не оставалось никакого шанса на жизнь.

Особый интерес у ученых вызвал кит-финвал. Эта громадина порой достигает 25 метров по длине, но самое интересное, его желудок разделен на 6 камер, а в голове находится камера с воздухом, через которую огромное морское чудовище дышит. Процесс улова выглядит таким образом, что вначале заглатываемая пища поступает в воздушную камеру, а оттуда в желудок.

Финвал — родственник синего кита и второе по величине животное планеты
Кстати, размер камеры равняется почти 200 кубическим метрам, так что Иона спокойно мог пробыть там трое суток. Бедный кит, как он измучился за это время, пока не выплыл на мелководье и выбросил полуживого пророка на сушь.

В записках английского доктора Рансона Гарвея описано, как его друг решил проверить правдивость истории, и залез в воздушную область мертвого кита, подтвердив, что воздуха, наполняющего камеру, вполне достаточно для поддержания жизни человека в течение трех суток.

Реальные случаи из жизни рыбаков

О моряке из английского судна «Звезда Востока» в 1891 году писали все газеты мира. Матросы китобойного судна заметили кита, спустили шлюпки на воду и даже ранили морского великана. Вдруг раненый кит наносит сокрушительный удар по лодкам, в предсмертных судорогах круша все вокруг.

Моряки добили морское животное, но при этом обнаружили, что среди них нет двух товарищей. Все решили, что они утонули во время битвы с великаном. Целый день и ночь китобойцы разделывали китовую тушу.

Когда очередь дошла до желудка, который постоянно шевелился, никто не удивился, ибо часто из чрева кита вытаскивали полуживых кальмаров и даже акул. Каково же изумление всей команды, когда после нескольких ударов ножа под ноги морякам вывалилось покрытое слизью тело Джеймса Бартли, который был в обмороке.

Через три недели моряк пришел в полное сознание, описал «свое путешествие» по желудку в кромешной тьме и слизи.

Важно! Современный Иона-Бартли доказал правдивость истории Ионы, еще подтвердив ценность посланий Святого писания.

о пророке Ионе и ките

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/istoriya-prorok-iona-v-chreve-kita-pravda-ili-pritcha.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.