Молитва преподобного ефрема сирина в великий пост

Содержание

Молитва Ефрема Сирина в великий пост: когда читается дома

Молитва преподобного ефрема сирина в великий пост

Слушайте онлайн или читайте текст молитвы Ефрему Сирину в великий пост на русском языке. Если вы не знаете когда молитва Ефрема Сирина читается дома, данная статья для Вас!

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь!

Слушать молитву (читает Патриарх Кирилл):

https://pravgolos.ru/wp-content/uploads/2018/04/Molitva-Efrema-Sirina-CHitaet-Patriarh-Kirill.mp3

Церковное богослужение подчиняется канонам. Согласно им, молитва Ефрема Сирина читается однажды в год – Великим постом (более всего). Для домашнего обращения к покаянию преград нет: молитесь по мере желания.

Если чувствуете пользу – в любое время. Следуя монастырскому уставу, рекомендуется: включать в келейное молитвословие утром и вечером. Добавляется к обычному Правилу с момента, как ее начинают читать в храме.

В какие дни входит в богослужение?

Несмотря на название – Великопостная, читать молитву Ефрема сириянина в храме начинают чуть раньше. По определенным дням, дважды в конце каждой службы. К домашнему Правилу добавляется, и по Типикону произносится про себя:

  • в среду и пятницу Сырной седьмицы;
  • всю четыредесятницу, кроме суббот, воскресений, благовещенской и полиелейной служб;
  • по среду (на утрене четверга не упоминается) Страстной недели.

Примечание: При чтении молитвы Ефрема Сирина изобилуют поклоны (16 раз): человек трудится не только духовно, но и телесно. Так вся наша природа участвует в покаянии. Как отпадение от Бога произошло всецелое, так и в восстановлении задействованы три составляющие: Дух, Тело и Душа.

В чем особенность молитвы?

Святой Ефрем не просит просто избавить от определенного вида грехов, а упоминает о духе страстей. Это как вырвать с корнем, чтобы даже духу (следа) не осталось внутри. Не связать супостата, который увлекает в падение, а извергнуть его вон, навсегда.

Это говорит о более глубоком очищении. Поэтому в посты читается покаянная молитва, призывающая Бога, избавить безвозвратно порабощенную греху природу человека, освободить от пагубных бесовских пут навсегда (распять плоть).

Примечание: О покаянном тексте написано много трудов: святителями, священниками, святыми, даже А.С.Пушкиным. Наша статья дает самое краткое объяснение. Тем, кто хочет осмыслить всю глубину, советуем обратиться к более достойным источникам.

О каких пороках упоминается в молитве?

Перечисленные страсти знакомы, к ним привыкли, а потому исчезла острота восприятия, брезгливость ко злу. Этому способствуют современные взгляды, искажающие истину. О какой ненависти ко греху может идти речь, когда дьявольскую ложь выдают за добродетель.

Чтобы не утратить иммунитет на различение добра и зла, читается молитва, написанная с таким глубоким содержанием. Слова побуждают задуматься, обострить покаянные чувства, дабы вооружиться против страстей:

  • Праздность: Как при отсутствии физической нагрузки, члены становятся дряблыми, теряют силу и навык, так происходит и на духовном уровне. Бездеятельная душа – нива, покрытая зарослями терновника, бурьяна, заглушающего и голос совести, и способность различения добра. Наконец, человек лишается опоры, которая удерживает, не дает затянуть себя в мрачное болото распутства. Страшнее всего, что теряем драгоценное время – короткий срок жизни. Расточаем ее, идя к вечной гибели.
  • Уныние (в греч. варианте– многотрудность, крайняя противоположность безделью): Кто имеет надежду на Христа, верит заповедям – не может унывать. Христианин, стоящий на верном пути, испытывает противоположные качества: любовь, радость, тишину, терпение, кротость, сдержанность, щедрость, незлобие и пр. Одна печаль спасительна – о нераскаянных пред Богом грехах, которая ведет к жизни. Мирская же – к смерти.
  • Любоначалие(по совр.: стремление к лидерству, высокому положению в обществе): Тяга к начальствованию присуща всем еретикам, раскольникам, гордецам, деннице, то есть, самому дьяволу. Таковым противится Господь, ибо они далеки от смирения, а значит и спасения. Добрая вечная слава гонится за теми, кто от нее бежит, отрешается, ненавидит (речь о святых).
  • Празднословие:Сказано, что за всякое праздное слово дадим ответ. Ибо Имя Господа – Слово. У Бога: сказал – и стало так, то есть, слово и дело – одно и то же (вспомните проклятую смоковницу). Не зря народная мудрость гласит: Молчание – золото. Накопили золотой запас или расточили? Кто справится с языком своим, в состоянии обуздать все тело.
  • Целомудрие:Речь ведется не только о плоти, но и нравственной чистоте души. Тяжело победить блудную страсть. Святые годами боролись с ней. На мытарствах редкая душа преодолевает беспрепятственно это поприще бесовское. А ныне, когда целомудрие высмеивается, выставляется как порок, кто устоит? Один телевизор (интернет) чего только стоит: развращает душу с младого возраста. Да поможет нам Господь выйти победителями в этой битве.
  • Смиренномудрие:Без него нет спасающихся. Господь – Сам смирен и кроток. Трости надломленной не переломит. Таких же и спасает, ибо нет другим места в Вечном Царстве Небесном. Смиренный – это не трус или раб, наоборот, – истинный воин Христов, стяжавший победу над злом. Нет страшнее орудия против демонских сил, чем смирение. Пред ним они бессильны и беззубы.
  • Терпение:«Терпением вашим спасайте души ваши» – сказал Господь. Ропотники (вечно недовольные) не наследуют Царствия. А мы целыми днями осуждаем, кругом все виновны, недостойны любви и доброго слова. Вечно огрызаемся, не потерпим малого оскорбления, ущемления в чем-то. Виновен Бог – не так мир устроил, столько зла допускает и пр. Не скудоумие ли это? Просите терпения, и Господь исполнит желания ваши и просьбы, обращенные к Нему. Не все ли от руки Божия принимаем? Тогда радуйтесь возможности потерпеть, ибо Господь призрел на вас.
  • Любовь:Одну ее имей – и исполнишь весь закон. Без любви человек следует путем дьявольским. Не к Богу, а от Него. Где ее взять? Только у Господа, ибо Он – источник истинной Любви.

Примечание: Научившись видеть свои грехи, а не смаковать чужие, вступим на путь спасения, имея надежду, что Господь не оставит без Своего попечения и всё, о чем упоминается в молитве Ефрема Сирина, да подаст обильно.

Источник: https://pravgolos.ru/molitva-efrema-sirina-v-velikiy-post-kogda-chitaetsya-doma/

Почему в Великий пост читается коленопреклоненная молитва прп. Ефрема Сирина? Часть первая | Славянское братство

Молитва преподобного ефрема сирина в великий пост

Действительно, во время будничных служб Великого поста молитва преподобного Ефрема Сирина читается очень часто. Фактически ею завершается любая великопостная служба, будь то часы, изобразительны, вечерня или утреня, или повечерие. На Литургии же Преждеосвященных Даров она читается два раза.

Причем это молитвословие провозглашается только священником и только с воздетыми к верху руками, что всегда символизирует предельную важность момента.

Молитва священническая с поднятыми к небу обеими руками обозначает высшую степень напряжения моления, когда мы во главе со священнослужителем обращаемся к Богу как любящие дети, открывающие Отцу свое сердце.

Так, к примеру, священнослужитель воздевает вверх руки на Литургии перед Великим входом, произнося святые стихи Херувимской песни, во время Евхаристического канона перед пресуществлением Святых Даров, перед глаголанием молитвы «Отче наш», в Таинстве Венчания во время произнесения тайносовершительной формулы.

Почему же такое особенное отношение к молитве преподобного Ефрема Сирина в период Святой Четыредесятницы? По своему духовному воздействию на человека и по значению данной молитвы для воспитания сотен поколений православных христиан в покаянии ее можно сравнить с пятидесятым псалмом.

Как и пятидесятый псалом, так и вышеупомянутая молитва были написаны не отвлеченно теоретически, но исторгнуты из груди кровоточащим и болящим словом кающегося в своих грехах перед Богом грешника – грешника, который посредством покаяния приблизился к Господу и стал святым.

Потому его аскетический молитвенный опыт особенно ценен, как для Церкви, так и для каждого из нас лично. Для этого обратимся к истории данной молитвы…

История

История написания преподобным Ефремом Сирином своей великой молитвы чем-то напоминает историю создания святым пророком и царем Давидом покаянного пятидесятого псалма. Сирийский подвижник жил в IV веке. Он родился в благочестивой христианской семье. Но в детстве и в юности, говоря современным языком, был хулиганом. Ефрем имел беспокойный и мятущийся характер.

В юношестве совершил много необдуманных и плохих поступков. Наконец он попал в тюрьму. И здесь уже Божьим Промыслом у него открылись глаза, совершился переворот в душе.

Ему является святой Ангел, который призывает юношу к покаянию и анализирует вместе с ним его прошлую жизнь, показывая будущему святому причинно-следственную связь между совершенным им грехом и справедливым за него воздаянием. У Ефрема также была возможность проанализировать жизнь своих соседей-сокамерников.

[attention type=yellow]
Все это произвело с Божьей помощью глубокий переворот в душе молодого человека. Именно в тюрьме со святым произошла та «метанойя», то изменение души, переродившее человека из грешника в будущего святого, преподобного, учителя Церкви, автора многих молитв и песнопений, выдающегося богослова и аскета.
[/attention]

Именно душа грешника, кающегося в своих грехах и просящего у Бога исцеления, и смогла написать эту великую святую постовую молитву, которая так часто употребляется теперь в Церкви.

Потому то она для нас так важна. Ведь это прожитый аскетический опыт, где боль и покаяние переплавлены в слова, слова, которые являются для нас дорожными указателями ко спасению.

Разберем же с Божьей помощью их.  

Текст молитвы, исповедание веры и слово о духах

Молитвословие это довольно короткое. Приведем его текст: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Как и большинство молитв, вышеупомянутая начинается с исповедания веры во единого Бога, когда молящийся, следуя первой заповеди из десяти: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да у тебя других богов пред лицеем Моим» (Исх.

20:2, 3) – исповедует Святую Троицу истинным Богом и «Владыкой живота» (т. е. жизни) его. Подобное происходит и в главной молитве христианства «Отче наш» и в Символе Веры, и в других молитвах.

Кроме того, здесь есть искреннее, исполненное простой детской веры обращение к живому Богу, Который слышит всякую душу, вопиющую к Нему.

Далее следуют две группы прошений. Первая отрицательная «не даждь» и вторая положительная «даждь».

В Евангелии от Иоанна в беседе со святым праведным Никодимом Спаситель говорит: «…Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.

Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин. 3:5–8). Немного далее в беседе с самарянкой – будущей святой мученицей Фотинией – Господь наш Иисус Христос сказал следующее: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:24).

В подтверждение этих слов святой первоверховный апостол Павел напишет позже: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. В ней свидетельствованы древние. Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» (Евр. 11:1–3).

Преподобный Серафим Саровский в беседах с Мотовиловым говорил о том, что главная задача жизни православного христианина – это стяжание Духа Святаго.

Это все подчеркивает тот факт, что Бог – жизнь. И источник жизни земной, материальной не здесь, но в мире горнем – духовном. Именно поэтому святой апостол и евангелист Иоанн Богослов написал: «Возлюбленные! не всякому духу верьте…» (1 Ин.

4:1); именно поэтому преподобный Ефрем Сирин либо отрицается от нечистых духов, вводящих человека в определенный грех, либо просит стяжания Святого Духа и ангельской помощи в развитии (или, как точно пишут святые отцы, «делании») определенных добродетелей.

Потому что глубокое заблуждение почитать материальную природу самодвижущейся. Она двигается либо Духом Святым, либо злой человеческой волей по наущению духов злобы поднебесных.

Потому-то преподобный Ефрем и писал в молитве «духа такого то не жаждь», а «духа такого-то даждь».

И уже принятие духа человеком, сочетание человеческой души с ним и производит-взращивает в сердце либо порок, либо добродетель, о которых говорится в молитве.

см. часть вторая

см. часть третья

см. часть четвертая

см. часть пятая

Источник: https://28july.ru/content/pochemu-v-velikiy-post-chitaetsya-kolenopreklonennaya-molitva-prp-efrema-sirina-chast

Молитва Ефрема Сирина в Великий Пост – текст

Молитва преподобного ефрема сирина в великий пост

В период Великого Поста необходима молитва Ефрема Сирина. Ведь эта мольба является великопостным символом, что, несомненно, выделяется на фоне других пений.

Мольба

Стоит отметить, что молитва Святого Ефрема Сирина была написана в 4 веке. Она обладает важным свойством – объединяет плюсы и минусы человеческих качеств.

В тексте написано, что грех – это чрезмерная праздность, ведь она является причиной отравления духовности человека. Она провоцирует человека на лень, бесполезное проведение времени. Из-за нее возникает целый ряд негативных последствий:

  • достаточно опасным считается состояние – уныние. Ведь в таком настрое человек отрицает все хорошее, убивает свою душевную и физическую оболочку. Иногда уныние является плодом чрезмерной праздности. Ведь в этот период человек становится беспомощным, он не может обратиться за помощью к Богу, но и ничего доброго сделать также не в силах;
  • в том случае, если человек не направляет свои мысли к Господу, не ставит нужные цели, он легко может превратиться в самовлюбленного человека, эгоиста по своей натуре. Часто такие люди стремятся к власти, желая контролировать всех вокруг, используют других людей для достижения своих пожеланий;
  • людям дарована особая возможность – говорить, излагать свои мысли. Но, часто, Божий дар используют не в нужном направлении. Это касается празднословия, лжи, клеветы, осуждению других людей.

Начинается покаянная молитва Ефрема Сирина с покаяния грехов, затем необходимо поклониться. После этого праведные христиане просят:

  • о смирении, ведь действительно важно полюбить не только других, но и себя, свою жизнь. Следует жить праведно, с чистыми мыслями и намерениями;
  • необходимо с терпением относиться к окружающей среде. Снисходительность и целомудрие являются ключевыми качествами;
  • качество, которое призвано помочь в определении ценности – это целомудрие. Оно помогает выстроить необходимую иерархию ценностей. Это качество является необходимым в словах, мыслях, совершенных делах;
  • весомое значение имеет любовь. Это тот дар, который характеризует готовность служить, искренне верить в Господа. С помощью любви можно изменить отношение к ближнему своему, простить проступки. Сердце с ее помощью смягчается, очищается. Человек благодаря этому становится ближе к Богу, а это одна из ключевых целей Великого поста.

В конце указывает автор на страшнейший грех – это гордыня. Молитвенное обращение помогает избавиться от греха, осознать совершенные проступки.

Затем, после прочтение, необходимо поклониться. Читается Великопостная молитва на протяжении двух раз.

Звучит молитва преподобного Ефрема Сирина следующим образом:

«Господи и Владыка живота моего!Дух праздности, уныния, любоначалия

и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия,
терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи Царю, даруй ми зрети мояпрегрешения и не осуждати брата моего,

яко благословен еси во веки веков

Боже, очисти мя, грешную (грешного)
Аминь».

Чтение

Моления Ефрему считаются покаянными. Многие праведные люди интересуются, когда читается молитва. Это время Великого поста. Важно после первого, второго и третьего чтения, кланяться. Последнюю фразу о прощении грешного человека необходимо читать 12 раз, вместе с поясными поклонами. После этого мольба возобновляется, следует после ее окончания сделать еще один земной поклон.

Читается молитва Ефрема Сирина в церковном храме в среду, а также пятницу Сырной седмицы. На протяжении всей Святой Четыредесятницы, помимо субботы и воскресения необходимо читать священные строки. Впервые три дня Страстной седмицы не стоит также забывать о тексте.

Помимо этого, читаются слова дома. Последний день, когда мольба произносится в последний раз, считается Великая среда. После этого начинается проведение особого богослужения Страстной седмицы.

Великий пост

Автором является Ефрем Сирин, именно он написал данную мольбу, он был призван служить Господу.

Известно, что его жизнь до того момента была достаточно легкомысленной, далекой от нравственного образа. Его посадили один раз в темницу. Причиной этому стало ложное обвинение в соучастии кражи скота. На самом деле, их расхитили дикие волки.

Сирина посетил в этот тяжелый для него период один муж, который указал на незаслуженном содержании, невиновности Ефрема.

Этот таинственный человек посоветовал задуматься над своими былыми проступками. Сирин вспомнил, как когда-то ради забавы выпустил корову, владелец которой был очень бедным человеком. В тот момент виновник остался безнаказанным.

Таинственный муж пообещал найти истинного преступника. Это был пастух, который не уследил за стадом. Невиновного узника отпустили на свободу.

Затем Сирин задумался, пересмотрел свои жизненные приоритеты, затем обратился к подвижничеству.

Особенности

Необходимо читать Сирина в великий пост, ведь именно в это время человек должен покаяться епископу, вспомнить о своих погрешностях, недостатках. Необходимо приложить максимальные усилия в этот период для того чтобы изменить свою жизнь к лучшему. При содействии Бога это становится возможным. Из-за этого применяется молитва Ефрема Сирина Господи и Владыко.

В ней человек обращается со словами Боже, Владыка живота моего, молитва произносится для прошения и прощения в своих грехах, уже совершивших проступках.

Молящиеся испытывают глубокое покаяние, благодарность Всевышнему за всю милость и благодать.

на тему: молитва Ефрема Сирина

Рекомендации

Важно знать определенные правила чтения молебен. Молясь, необходимо класть земной поклон. Он является ключевым моментом во время великопостного богослужения.

Считается, что «земные поклоны» — это знак смирения, покаяния, послушания. Эти черты особенно важны во время великопостного богослужения.

Перед началом мольбы необходимо успокоиться, сосредоточиться лишь на произнесенных словах. Искренность слов, намерений, истинное покаяние принесут свои плоды.

Выводы

Может показаться странным, но совершение грехов, возможность этого процесса заложена Богом. Причиной этого является самостоятельный выбор каждого человека.

Из-за свободы выбора человек может оступиться, главное, вовремя осознать свои ошибки, найти истинный путь.

В пост необходимо использовать данную молебен. Она перечисляет основные грехи, которые мешают покаяться. С ее помощью человек осознает свои проступки, меняется в лучшую сторону.

Стоит помнить об основных правилах произношения, времени, когда священный текст используется.

Источник: http://velikijpost.ru/molitva-efrema-sirina/

Молитва Ефрема Сирина

Молитва преподобного ефрема сирина в великий пост

«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

св. Ефрем Сирин

Моли́тва Ефре́ма Си́рина – покаянная молитва, составленная в IV в. преподобным Ефремом Сириным (сирийцем), которая читается на богослужениях Великого и Рождественского постов.

При первом чтении этой молитвы после каждого из трех прошений кладется земной поклон. Потом 12 раз про себя читается молитва: «Боже, очисти мя, грешнаго», – с поясными поклонами. Затем вновь читается вся молитва, после которой кладется один земной поклон.

В Великом посту эта молитва читается в храме на часах в среду и пятницу Сырной седмицы и во всю Святую Четыредесятницу, кроме суббот и воскресений; также в первые три дня Страстной седмицы.

В эти же дни она включается в домашнее молитвенное правило.
В Великую среду в конце литургии на «Буди имя Господне…» молитва преп. Ефрема Сирина читается в последний раз.

Начинаются особые богослужения Страстной седмицы.

В Рождественский пост молитва прп. Ефрема Сирина читается во дни, когда совершается вседневное богослужение, не отмеченное в типиконе знаком. См. Типикон. Месяцеслов: 14 ноября.

Почему эта молитва читается во время богослужения в дни Великого поста?

Авторство молитвы Ефрема Сирина принадлежит великому христианскому подвижнику, святому преподобному отцу.

В своё время Ефрем был призван к служению Богу особым вмешательством свыше — Сверхъестественным Откровением.

До этого времени он вёл довольно легкомысленную, в нравственном отношении, вольготную жизнь. Однажды его посадили в темницу по ложному обвинению в соучастии в краже скота, который, в действительности, был расхищен дикими волками.

Здесь его посетил некий таинственный муж, который засвидетельствовал, что хотя в настоящее время он, Ефрем, содержится в камере незаслуженно, однако высшая справедливость в этом всё-таки есть.

Муж посоветовал ему задуматься и освежить память, после чего узник-Ефрем, последовав совету, вспомнил, как однажды, он, ради бесшабашной забавы и юношеской шалости, выпустил из загона корову, принадлежавшую бедняку. В результате корову настиг хищный зверь, отчего и без того трудная, скорбная жизнь бедняка наполнилась дополнительными трудностями и страданиями. Тогда виновник не понёс наказания.

Затем Ефрему было обещано тем же мужем, что справедливость относительно того дела, по которому он обвинен, восторжествует, что и произошло. Истинный преступник был выявлен и наказан (им оказался пастух, не уследивший за стадом), а Ефрем был отпущен на свободу.

После этого случая он стал иначе смотреть и на свою личную жизнь, и на Божественный Промысл в целом, а затем, отложившись от суеты мира, обратился к подвижничеству.

Тема глубокого покаяния и благодарности Богу за все Его милости переживалась в сердце святого всю его дальнейшую жизнь.

Особый смиренный, покаянный настрой, характерный для истинного последователя Христова, выражен им и в молитве, известной под его именем.

Эта молитва хотя и кратко, но вместе с тем ёмко и выразительно отображает одни из наиболее важных прошений, с которыми верующим, сознающим свою духовную нищету, стремящимся преодолеть страсти и пороки, необходимо обращаться к своему Господу, Подателю жизни и всяческих благ (Иак.1:17).

В дни поста её уместно читать потому, что в этот период человек должен обращать особое внимание на свою жизнь, на свои грехи, на свои нравственные недостатки.

В этот период он должен прилагать особые усилия к преображению своей жизни. Но это достижимо лишь при содействии Божьем (Ин.15:5). Поэтому мы и молим Его о прощении, просим помощи в тех, в частности, прошениях, которые очерчены текстом молитвы святого Ефрема.

Почему эта молитва читается во время богослужения в дни Рождественского поста?

Настольная  книга священнослужителя: «Сопоставляя великопостное богослужение с богослужением Рождественского поста, следует отметить, что по Церковному уставу в некоторые его дни положено петь «Аллилуиа», то есть строй богослужения в эти дни в точности соответствует великопостному: часы, молитва Ефрема Сирина, поклоны. Всего по Уставу петь «Аллилуиа» в течение Рождественского поста положено одиннадцать раз: 19, 26 и 29 ноября и 1, 2, 3, 8, 14, 16, 18 и 19 декабря. Богослужение в эти дни, так же как и во время Великого поста, носит существенно покаянный характер. В течение Рождественского поста положен также целый ряд торжественных служб. В чередовании праздничных и покаянных дней и заключается существенная особенность богослужения Рождественского поста, отличающая его от других дней церковного года, и в особенности от Великого поста».

Что означают слова: «дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми»? Неужели Господь является подателем духа грехов и страстей?

В наши дни нередко приходится слышать: если Бог свят и всемогущ, почему грешники совершают грехи; отчего вообще мир преисполнен беззаконием, злом? Неужели Бог недостаточно свят или же недостаточно всемогущ?

Ещё большее недоумение могут вызвать упомянутые выше слова молитвы преподобного Ефрема. Ведь ежели воспринимать их с грубой буквальностью, то вроде бы получается, что духа праздности, уныния, любоначалия и празднословия даёт не кто-нибудь, но Господь.

Что можно на это ответить? Бог есть Сам в Себе совершеннейший Дух (Ин.4:24), абсолютное Добро, и конечно же, Он никогда никого не подталкивает ко греху.

Учитывая это, мы, в то же время, должны понимать, что всё, что ни происходит в царстве творения, включая бесчисленные злодеяния, совершается не без Божественного произволения.

В воле Божьей следует различать два аспекта: благоволение и попущение. Добро Господь любит, всегда ему благоволит, всегда содействует всему доброму: помыслам, мыслям, делам.

Что же касается беззакония, его Бог, как абсолютно Святой (Лев.20:26), ненавидит (Пс.44:8).

Как это ни покажется странным, но возможность совершения грехов заложена в естество человека Самим Творцом. Для чего?

Не имей человек этой возможности, он бы не мог осознанно и свободно определяться к добру. А без этого он не мог бы стать праведным: ведь праведность зиждется и формируется на добровольном, но не насильственно навязываемом стремлении к Добру (см.: подробнее: Для чего Бог создал людей, имеющих мучиться в аду?).

Испытывая свободу человеческого произволения, Бог попускает человеку совершать злые дела (в той мере, в какой считает уместным), как по искушению от злых духов, так и по произвольному почину.

Стало быть, когда мы, вслед за преподобным Ефремом, просим у Господа «не давать» нам духа праздности, уныния, любоначалия и празднословия, мы просим, по сути, уменьшить меру того попущения, в результате которого мы, как нравственно свободные, обладаем возможностью совершать этого рода грехи.

При этом мы молим Владыку жизни о благодатном содействии, чтобы смочь удержаться от искушений или же, в случае их возникновения, успешно их преодолеть.

Рассматриваемое прошение можно сопоставить с известным прошением из молитвы Господней: «и не введи нас во искушение».

Казалось бы, если Бог «не искушает никого» злом (Иак.1:13), зачем же тогда мы молим Его не вводить нас во искушение?

Смысл этих молитвенных слов может быть правильно понят в свете тех объяснений, что были представлены ранее.

См. прп. ЕФРЕМ СИРИН в Святоотеческой библиотеке

алфавитный указатель

Молиться – это значит находиться в том особом внутреннем состоянии, когда духовное начало в человеке входит в таинственное и непосредственное соприкосновение с Господом Богом и потусторонним невидимым миром.
протоиерей Валентин Свенцицкий.

Что значит “призвание к монашеству”? – Это, прежде всего, призвание к одиночеству, любовь к богослужению, к молитве. Если человек принимает иночество из-за чего-то другого, то он не выдержит бремени одиночества.

Нельзя становиться монахом только потому, что не нашлось подходящей невесты. Нельзя принимать монашество исключительно потому, что на это благословил старец или духовник, без сердечного стремления к внутренней молитвенной жизни.

епископ Венский и Австрийский Иларион (Алфеев)

Источник: https://azbyka.ru/molitva-efrema-sirina

Почему в великий пост читается коленопреклоненная молитва прп. ефрема сирина? часть первая

Молитва преподобного ефрема сирина в великий пост

Действительно, во время будничных служб Великого поста молитва преподобного Ефрема Сирина читается очень часто. Фактически ею завершается любая великопостная служба, будь то часы, изобразительны, вечерня или утреня, или повечерие. На Литургии же Преждеосвященных Даров она читается два раза.

Причем это молитвословие провозглашается только священником и только с воздетыми к верху руками, что всегда символизирует предельную важность момента.

Молитва священническая с поднятыми к небу обеими руками обозначает высшую степень напряжения моления, когда мы во главе со священнослужителем обращаемся к Богу как любящие дети, открывающие Отцу свое сердце.

Так, к примеру, священнослужитель воздевает вверх руки на Литургии перед Великим входом, произнося святые стихи Херувимской песни, во время Евхаристического канона перед пресуществлением Святых Даров, перед глаголанием молитвы «Отче наш», в Таинстве Венчания во время произнесения тайносовершительной формулы.

Почему же такое особенное отношение к молитве преподобного Ефрема Сирина в период Святой Четыредесятницы? По своему духовному воздействию на человека и по значению данной молитвы для воспитания сотен поколений православных христиан в покаянии ее можно сравнить с пятидесятым псалмом.

Как и пятидесятый псалом, так и вышеупомянутая молитва были написаны не отвлеченно теоретически, но исторгнуты из груди кровоточащим и болящим словом кающегося в своих грехах перед Богом грешника – грешника, который посредством покаяния приблизился к Господу и стал святым.

Потому его аскетический молитвенный опыт особенно ценен, как для Церкви, так и для каждого из нас лично. Для этого обратимся к истории данной молитвы…

История

История написания преподобным Ефремом Сирином своей великой молитвы чем-то напоминает историю создания святым пророком и царем Давидом покаянного пятидесятого псалма. Сирийский подвижник жил в IV веке. Он родился в благочестивой христианской семье. Но в детстве и в юности, говоря современным языком, был хулиганом. Ефрем имел беспокойный и мятущийся характер.

В юношестве совершил много необдуманных и плохих поступков. Наконец он попал в тюрьму. И здесь уже Божьим Промыслом у него открылись глаза, совершился переворот в душе.

Ему является святой Ангел, который призывает юношу к покаянию и анализирует вместе с ним его прошлую жизнь, показывая будущему святому причинно-следственную связь между совершенным им грехом и справедливым за него воздаянием. У Ефрема также была возможность проанализировать жизнь своих соседей-сокамерников.

[attention type=yellow]
Все это произвело с Божьей помощью глубокий переворот в душе молодого человека. Именно в тюрьме со святым произошла та «метанойя», то изменение души, переродившее человека из грешника в будущего святого, преподобного, учителя Церкви, автора многих молитв и песнопений, выдающегося богослова и аскета.
[/attention]

Именно душа грешника, кающегося в своих грехах и просящего у Бога исцеления, и смогла написать эту великую святую постовую молитву, которая так часто употребляется теперь в Церкви.

Потому то она для нас так важна. Ведь это прожитый аскетический опыт, где боль и покаяние переплавлены в слова, слова, которые являются для нас дорожными указателями ко спасению.

Разберем же с Божьей помощью их.  

Текст молитвы, исповедание веры и слово о духах

Молитвословие это довольно короткое. Приведем его текст:

«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Как и большинство молитв, вышеупомянутая начинается с исповедания веры во единого Бога, когда молящийся, следуя первой заповеди из десяти: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да у тебя других богов пред лицеем Моим» (Исх.

20:2, 3) – исповедует Святую Троицу истинным Богом и «Владыкой живота» (т. е. жизни) его. Подобное происходит и в главной молитве христианства «Отче наш» и в Символе Веры, и в других молитвах.

Кроме того, здесь есть искреннее, исполненное простой детской веры обращение к живому Богу, Который слышит всякую душу, вопиющую к Нему.

Далее следуют две группы прошений. Первая отрицательная «не даждь» и вторая положительная «даждь».

В Евангелии от Иоанна в беседе со святым праведным Никодимом Спаситель говорит:

«…Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин. 3:5–8).

Немного далее в беседе с самарянкой – будущей святой мученицей Фотинией – Господь наш Иисус Христос сказал следующее: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:24).

В подтверждение этих слов святой первоверховный апостол Павел напишет позже: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. В ней свидетельствованы древние. Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» (Евр. 11:1–3).

Преподобный Серафим Саровский в беседах с Мотовиловым говорил о том, что главная задача жизни православного христианина – это стяжание Духа Святаго.

Это все подчеркивает тот факт, что Бог – жизнь. И источник жизни земной, материальной не здесь, но в мире горнем – духовном. Именно поэтому святой апостол и евангелист Иоанн Богослов написал: «Возлюбленные! не всякому духу верьте…» (1 Ин.

4:1); именно поэтому преподобный Ефрем Сирин либо отрицается от нечистых духов, вводящих человека в определенный грех, либо просит стяжания Святого Духа и ангельской помощи в развитии (или, как точно пишут святые отцы, «делании») определенных добродетелей.

Потому что глубокое заблуждение почитать материальную природу самодвижущейся. Она двигается либо Духом Святым, либо злой человеческой волей по наущению духов злобы поднебесных.

Потому-то преподобный Ефрем и писал в молитве «духа такого то не жаждь», а «духа такого-то даждь».

И уже принятие духа человеком, сочетание человеческой души с ним и производит-взращивает в сердце либо порок, либо добродетель, о которых говорится в молитве.

Источник: «Православная жизнь».

Количество просмотров — 42

Источник: http://st-tatiana.ru/2017/03/13/pochemu-v-velikij-post-chitaetsya-kolenopreklonennaya-molitva-prp-efrema-sirina-chast-pervaya/

Молитва Ефрема Сирина – главная молитва Великого Поста | Милосердие.ru

Молитва преподобного ефрема сирина в великий пост

«Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Покаянная молитва Ефрема Сирина настолько важна, что в храме ее читает священник (а не диакон или чтец). Стоя лицом к Царским вратам, батюшка громко произносит три прошения, сопровождая каждое земным поклоном.

Поднявшись после третьего поклона, священник совершает двенадцать поясных поклонов, каждый со словами «Боже, очисти мя грешного».

По окончании их священник произносит молитву полностью и делает еще один земной поклон. Вслед за священником поклоны совершают все молящиеся в храме. Дома молитву Ефрема Сирина прочитывают вслух, кланяясь подобным же образом.

Молитва Ефрема Сирина читается весь Великий пост, кроме суббот и воскресений. Вечером в воскресенье чтение молитвы Ефрема Сирина возобновляется. Последний раз молитва Ефрема Сирина читается в Страстную среду.

О чем мы просим?

Молитва Ефрема Сирина – это молитва покаяния. В ней перечислены самые главные грехи, которые нам мешают каяться, и самые главные добродетели, которые в этом помогают.

Дух праздности: лень, проведение времени беспечно. У каждого человека есть данные Богом таланты и знания, которые нужно употребить на пользу людям и во славу Божию. Праздность — корень всех грехов, потому что она расслабляет тело и душу.

Уныние бывает плодом праздности, когда человек и сам не может делать что-то доброе, и Богу о помощи молиться не способен.

Любоначалие — это любовь к власти: в семье, в коллективе коллег, в политике. Нередко именно праздность, лень и уныние наполняют нашу жизнь любоначалием. Лень и уныние извращают наше отношение к жизни, лишают ее смысла, и, как бы компенсируя это, рождается в нас жажда властвовать.

Празднословие: пустые, бранные слова, злые разговоры, приводящие к осуждению и оскорблениям.

Целомудрие: духовный контроль над собственными эмоциями и над собственным телом. Нравственная чистота в делах, в словах и мыслях.

Смиренномудрие — первый плод целомудрия. Чем больше очищается душа, тем меньше она собой гордится, потому что видит — гордиться нечем. Человек перестает считать себя лучше других.

Терпение: грех делает человека нетерпеливым, скорым на суд и осуждение других. Терпение приносит умение ждать и надеяться.

Дух любви: любовь — главный дар и главная цель всех наших духовных трудов. Именно любовь изменяет наше отношение к ближнему с осуждения на прощение и милость. Только через любовь, которая приходит в смягченное и очищенное сердце, человек приближается к Богу – а это и есть главная цель Великого поста.

Зачем столько поклонов?

После каждого прошения молитвы Ефрема Сирина делается земной поклон. Для чего? Человек отпал от Бога душой и телом; и душой и телом должен быть восстановлен, чтобы вернуться к Богу.

Спасение и покаяние – не презрение тела, как иногда утверждают, а его восстановление. Ведь и воскреснем мы в теле, только новом. Христианский аскетизм – борьба не против тела, а за него. Поэтому весь человек — душой и телом — кается.

Тело участвует в молитве души так же, как и душа молится не вне, а в своем теле.

Несколько слов об авторе

Святой Ефрем Сирин, автор самой известной покаянной молитвы Церкви, жил в IV веке и, по преданию, был родом из Сирии, отсюда и его прозвище (не фамилия).

Однажды святого Ефрема посадили в тюрьму. Обвинение было ложным, святой Ефрем стал возмущаться.

Потом прислушался к разговорам заключенных, рассказывавших о своих «подвигах». И вдруг в этих историях узнал свои проступки, за которые он никогда не был наказан. Так прп. Ефрем понял, что осужден за старые грехи.

Он молился о прощении и был освобожден. Выйдя из тюрьмы, св. Ефрем стал подвижником. Он так преуспел, что ему предложили епископство, но аскет отказался. Главным занятием прп. Ефрема было покаяние.

Преподобный Ефрем Сирин. Фреска церкви Успения Богородицы в Протате, Афон; нач. 14 века. Изображение с сайта wikipedia.org

Святой Ефрем стал великим церковным поэтом, вполне признанным современниками. Еще при жизни толкования Священного писания и молитвы святого сирийца переводились на греческий, латинский, арабский, коптский, эфиопский, армянский, грузинский, славянский и другие языки. Авторитет святого Ефрема был так высок, что его творения читались в церкви сразу после Библии.

В своих текстах святой использовал не только изысканные литературные обороты, но даже каламбуры — так легче доходило до народа разоблачение лжеучений. Некий еретик проповедовал ересь с помощью популярных песенок. Святой Ефрем, почуяв тренд, моментально перенял тот же стихотворный размер для проповеди Православия.

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/molitva-efrema-sirina-glavnaya-molitva-velikogo-posta/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.