Молитва по ханафитскому мазхабу

Содержание

Намаз витр: взгляд с позиции всех 4 мазхабов

Молитва по ханафитскому мазхабу

В религиозной практике мусульман отдельного внимания заслуживает намаз витр. Его хукм (положение), по мнению практически всех богословов, находится на уровне сунны-муаккада.

Само слово «витр» переводится как нечётный, что указывает на количество ракаатов в этом намазе. Время его совершения – с того момента, как прочитана ночная молитва (иша), до рассвета, то есть начала утреннего намаза.

Согласно ханафитскому мазхабу, пропуск молитвы витр должен быть восполнен в другое время, тогда как в рамках остальных трёх богословско-правовых школ такой необходимости нет. В сборниках авторитетнейших хадисоведов можно найти множество изречений Пророка Мухаммада (с.г.в.

), в которых говорится о необходимости совершения этой молитвы, если человек хочет быть из тех, кто стремится последовательно совершать сунну. В частности, можно привести в качестве примера следующий хадис: «Витр является обязанностью.

Тот человек, кто считает ненужным выполнять эту молитву, не из нас» (Абу Дауд, аль-Хаким, Ахмад).

Порядок выполнения молитвы витр

Относительно порядка совершения этой молитвы среди учёных различных мазхабов есть небольшие разногласия. Представим здесь все способы совершения намаза витр.

1. Согласно ханафитской и маликитской богословско-правовым школам, считается самым приемлемым решением совершить три ракаата. Порядок в этом случае аналогичен тому, как предписано совершать вечернюю молитву (магриб).

Исключением является только то, что в каждом из трёх ракаатов читается кораническая сура, а в третьем – ещё и дуа-кунут (её текст приведен чуть ниже – прим. «Islam.Global»). Доказательством дозволенности совершать витр-намаз именно так является хадис, переданный Айшой (р.а.): «Пророк (с.г.в.

) совершал витр в три ракаата, произнося приветствие (салям) только в самом конце молитвы» (Муслим).

2.

Согласно другому способу, который разрешён в рамках шафиитского и ханбалитского мазхабов, витр также совершается в три ракаата, но сидение (кууд) во втором ракаате не делается – молящийся сразу же встаёт и читает «Фатиху», дополнительную суру, делает такбир, произносит дуа-кунут и завершает молитву в обычном порядке. Аргумент в пользу этого способа так же есть в Пречистой сунне. Ан-Насаи и Хаким приводят хадис, согласно которому Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) выполнял молитву без сидения между вторым и третьим ракаатом.

3. В рамках маликитского мазхаба распространена манера чтения этого намаза, по которому молитва фактически делится на две части. Сначала совершаются два ракаата посредством произнесения приветствия (саляма).

Далее делается небольшая пауза, после которой молящийся читает ещё один ракаат. От Ибн Умара приводится хадис, согласно которому Пророк Мухаммад (с.г.в.

) делил витр-намаз на две части: два ракаата с приветствием и один ракаат (Ахмад).

4. Совершение более, чем три ракаата (пять, семь, одиннадцать). Такой порядок разрешён в шафиитском и ханбалитском мазхабах.

Кроме того, в рамках этих двух богословско-правовых школ можно совершать витр-намаз и в один ракаат, на что есть соответствующие доказательства из сунны Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.).

Аль-Бухари и Муслим приводят хадис, в котором Пророк Мухаммад (с.г.в.) отмечает, что в случае скорого наступления рассвета допустимо прочитать молитву витр в один ракаат.

Суры и дуа намаза витр

Описание совершения молитвы витр будет неполным, если не упомянуть о том, какие именно суры и дуа в ходе неё читаются.

В первом ракаате вслед за «Фатихой», согласно сунне Пророка Мухаммада (с.г.в.), молящемуся надлежит использовать суру «Аля»:

«Саббихисма Раббикаль-`А`ля. Аль-Лязи Халяка Фасаууаа. Уаль-Лязи Каддара Фахадаа. Уаль-Лязи Ахраджаль-Мар`аа. Фаджа`аляху Гуса`ан Ахуаа. Санукри`ука Фаля Тансаа. Иля Ма Ша`а Аллаху. Иннаху Йа`лямуль-Джахра Уа Ма Йахфаа. Уа нусайирука лил-юсра. Фазаккир Ин Нафа`атиз-Зикраа.

Сайаззаккару Ман Йахшаа. Уа Йатаджаннабухаль-Ашкаа. Аль-Лязи Йаслян-Нараль-Кубраа. Сумма Ля Йамуту Фиха Уа Ля Йахйаа. Кад Афляха Ман Тазаккаа. Уа Закарасма Раббихи Фасалля. Баль Ту`сируналь-Хайаатад-Дунья. Уаль-Ахирату Хайрун Уа Абкаа. Инна Хаза Ляфис-Сухуфиль-Уля.

Суху-фи Ибрахиима Уа Мусаа» (87:1-19)

Перевод смысла (по Э.Кулиеву): «Славь имя Господа твоего Всевышнего, Который сотворил всё сущее и всему придал соразмерность, Который предопределил судьбу творений и указал путь, Который взрастил пастбища, а потом превратил их в тёмный сор. Мы позволим тебе прочесть Коран, и ты не забудешь ничего, кроме того, что пожелает Аллах. Он знает явное и то, что сокрыто. Мы облегчим тебе путь к легчайшему. Наставляй же людей, если напоминание принесёт пользу. Воспримет его тот, кто страшится, и отвернётся от него самый несчастный, который войдет в Огонь величайший. Не умрёт он там и не будет жить. Преуспел тот, кто очистился, поминал имя своего Господа и совершал намаз. Но нет! Вы отдаете предпочтение мирской жизни, хотя Последняя жизнь – лучше и дольше. Воистину, это записано в первых свитках – свитках Ибрахима и Мусы»

Во втором ракаате читается в качестве дополнительной сура «Кафирун»:

«Куль я Аюхаль-Кафируун. Ля Агъбудума Тагъбудуун. Уаля-Антум Габидууна Маа-Агъбуд. УаЛя-Ана Габидун Маа-Абадттум. УаЛя-Антум Габидууна Маа-Агъбуд. Лякум Диннукум Уа Лияд-Диин.» (109:1-6)

Перевод смысла: «Скажи: “О неверующие! Я не поклоняюсь тому, чему поклоняетесь вы, а вы не поклоняетесь Тому, Кому поклоняюсь я. Я не поклоняюсь так, как поклоняетесь вы (или тому, чему поклоняетесь вы), а вы не поклоняетесь так, как поклоняюсь я (или Тому, Кому поклоняюсь я). Вы исповедуете свою религию, а я исповедую свою!”»

В третьем ракаате молящемуся следует читать суру «Ихлас»:

«Куль-хуАллааху Ахадэ. Аллаахус-Самадэ. Лям йалидэ уа-лям йуулядэ. Уа-лям якулляху куфу ан-Ахадэ.» (112:1-4)

Перевод смысла: «Скажи: “Он – Аллах Единый, Аллах Самодостаточный. Он не родил и не был рождён, и нет никого, равного Ему”»

В намазе витр в третьем рака’ате также необходимо читать дуа-кунут:

«Аллахумма, ин-наа настагыйнукя уа настагъфирукя уа нугъмину-бикя уа наттауаккялю галяйкя уа нузъни галяйкяль-хайра куллях. Нашкурукя уа ля накъфурукя уа нахънагу лякя уа нахълягу уа натруку ман якъфурук. Аллахумма! Иякя нагъбуду уа лякя нусъалли уа нас-джуду уа иляйкя нас'а уа нахъфид. Нар-джу рахмаатакя уа нахъ-афу газабакяль-джидд. Ин-наа газабакя биль-кяфириина мульхикъ!»

Перевод: «О, Аллах! Поистине, мы просим Твоей помощи и прощения, верим в Тебя и произносим хвалу за то добро, которым Ты одариваешь. Мы всецело благодарим Тебя, мы не являемся неблагодарными Тебе, подчиняемся Твоему повелению и полностью предаёмся Тебе. Мы не имеем ничего общего с теми, кто отверг Тебя. О, Аллах! Только Тебе совершаем поклонение, к Тебе обращены наши просьбы и мольбы, пред Тобой мы преклоняем колени. И мы прилагаем усилия на Твоём пути. И полагаемся только на милость Твою и страшимся Твоей суровой кары! Нет никаких сомнений, что Твоя кара поразит неверующих!»

Молящийся, если он следует мазхабу Абу Ханифы, должен читать дуа-кунут до совершения рукугъ (поясного поклона). По завершению чтения аятов «Ихлас» он поднимает руки до ушей, произнося такбир, потом опускает их. Далее (не вслух) необходимо прочитать дуа-кунут, после которой совершается поясной поклон и намаз завершается в обычном порядке.

В шафиитском мазхабе эти действия совершают несколько по-иному. Верующий делает рукугъ, возвращается в вертикальное положение кыям, воздевает руки к груди и вслух произносит дуа-кунут. Важно отметить, что в шафиитском мазхабе чтение дуа-кунут в данном намазе вменяется в обязанность только во 2-й половине священного месяца Рамадан.

В маликитском мазхабе дуа-кунут может быть прочитана как до поясного поклона, так и после него. Однако в его рамках не нужно воздевать руки к груди и вслух произносить молитву.

В рамках ханбалитского мазхаба молящийся читает дуа-кунут после поясного поклона, поднимая руки до груди.

Источник: https://islam.global/verouchenie/namaz/namaz-vitr-vzglyad-s-pozitsii-vsekh-4-mazkhabov/

Хадж по ханафитскому мазхабу. Спросите имама

Молитва по ханафитскому мазхабу

Все, что необходимо знать о правилах совершения паломничества в Мекку. Об условиях и нормах хаджа, согласно ханафитскому мазхабу, рассказывает имам Центральной Соборной мечети Нижнекамска (Татарстан), преподаватель академии “Медина” Салимджан-хазрат Домнин.

Для регистрации в онлайн-академии «Медина», рекламу которой вы видели в этой передаче, пройдите по ссылке.

Что такое Хадж

Хадж — это специальная поездка, совершаемая определенными категориями людей при выполнении необходимых условий. Хадж стал обязательным в шестом году по Хиджре, также некоторые ученые сказали то, что в восьмом году или же в девятом году.

Хадж является фарзом – обязательным поклонением, которые должны совершить люди при выполнении условий.

Доказательству хаджа в Коране, а также в Сунне пророка Мухаммада есть множество доказательств, из которых Аллах (Субханаху уа Тааля) говорит: «Завершайте Хадж и малое паломничество во имя Аллаха» (сура Аль-Бакара (Корова), 196-й аят).

Также пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Ислам построен на пяти столпах, среди которых является Хадж – паломничество в Мекку к Дому Аллаха».

Условия Хаджа

Хадж становится обязательным при выполнении следующих условий:

  • во-первых – Ислам;
  • во-вторых – совершеннолетие;
  • в-третьих – здоровье;
  • в четвертых – денежная возможность;
  • в-пятых, который касается женщин – наличие махрама.

Теперь рассмотрим каждый пункт по отдельности.

1 условие

Во-первых, человек должен быть мусульманином потому, что Аллах (Субханаху уа Та'аля) в Коране говорит то, что Аллах не примет деяний, которые совершены не мусульманином.

2 условие

Во-вторых, совершеннолетие, как сказал пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи уа саллям): «Поднята перо с троих людей: из ребенка, пока он не достигнет совершеннолетия — это говорит о том, что ребенку не запрещено совершать Хадж, однако обязательность выполнения ходжа снимается только лишь при совершении хаджа после совершеннолетия.

3 условие

Третье, человек должен быть здоровым, физически подготовленным к тяготам Хаджа.

Если же человек болеет или же имеет какие-нибудь физические недостатки, то в этом случае Хадж является для него необязательным, однако он может вместо себя отправить какого-нибудь другого человека, который уже совершил Хадж и этот человек совершает Хадж от его имени, однако при условии, что человек будет действительно болен и его болезнь будет не проходящая.

4 условие

В-четвертых, денежная возможность, человек должен быть достаточным финансово обеспеченным для того, чтобы оставить запас и для своей семьи, которую он оставляет у себя дома, а также деньги должны ему хватать на Хадж, чтобы совершить все деяния во время Хаджа, а также провизия и пропитание. Человек, который не обладает достаточными финансовыми возможностями, Хадж для него не является обязательным.

5 условие

И последнее, наличие махрама – это касается женщин.

Махрам – это тот человек, за которого женщина не может выйти замуж до самой своей смерти, обычно это ближайшие родственники: отец, дядя, дед, сын, племянник, брат, также сюда входит и зять, а также отчим, которые не являются кровными родственниками, но являются махрамами.

Женщине запрещено выходить в путешествие, кроме как если она будет вместе с махрамом.

Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Не дозволено женщине, которая верует в Аллаха и в Судный день, выходить в путешествие длиною три дня без махрама» и поэтому Хадж не будет обязательным для той женщины, которая и здорова и имеет достаточно финансовую обеспеченность, однако если у нее не будет ближайших родственников – махрамов, которые могут ее сопроводить на всю поездку во время Хаджа.

Теперь смотрите вот это вот все условия действительности Хаджа.

Хадж является фарзом, который нужно выполнить один раз за всю жизнь и в этом есть мудрость Аллаха (Субханаха уа Тааля) потому, что Хадж – это нелегкое поклонение и она имеет определенные трудности, из-за этого, по милости Аллаха, Хадж является фарзом, который нужно исполнить лишь один раз за всю жизнь.

Что касается вопросов Хаджа, то обычно, эти вопросы разбираются непосредственно перед поездкой на Хадж, и поэтому сегодня у нас будет лишь ознакомительный урок к этой теме. Более подробную и точную информацию вы сможете узнать у руководителей ваших групп перед поездкой на Хадж.

Фарды Хаджа

Теперь разберем основные моменты, которые касаются Хаджа. Фарзы Хаджа:

  • во-первых, стояние в долине Арафат;
  • во-вторых, Таваф Ифада.

Хадж, как и все поклонения имеет обязательные фарзы, без которых это поклонение не будет действительным, иногда их называют столпами какого-нибудь поклонения и столпами Хаджа являются эти 2 действия: стояние в долине Арафат, паломник должен хотя бы на секунду оказаться на долине Арафа до наступления расцвета десятого дня месяца Зуль-хиджджа.

Также, ученые ханафитского мазхаба говорят, что паломник, который совершает Хадж, должен на протяжении Хаджа, после этих действий, после стояния на долине Арафа, после ночевки в долине Муздалифа, они говорят, паломник должен совершить большую часть Тавафа Ифада. Этот таваф – обход вокруг Каабы, которые паломники начинают совершать в десятый день месяца Зуль-хиджджа и обязаны сделать до тех пор, пока они являются паломниками.

Второй столп Хаджа – Таваф и его ваджибы

Таваф Ифада является вторым столпом совершения Хаджа. Также, по мнению ханафитских ученых, у Хаджа есть еще и ваджибы.

Ученые говорят, ваджибами являются:

  1. Чтобы человек вошел в состояние ихрам в Микъате — это определенные точки, проезд в которых, запрещен в обычной одежде без намерения без состояния ихрам;
  2. Во-вторых, паломник должен совершить таваф полностью не только большую часть;
  3. В-третьих, он должен совершить бег между горой Сафа и Марва;
  4. В-четвертых, он должен стоять на долине Арафа до захода солнца, обязательно до захода солнца. После захода солнца он может выдвигаться в путь;
  5. Пятое — это ночевка в долине Муздалифа, ночевать, провести ночь с 9-го на 10-й месяц Зуль-Хиджджа в долине Муздалифа;
  6. А далее идет, что человек должен бросить камни в последней столб, который называется «Джамратуль Акъаба» в 10-й день месяца Зуль-хиджджа;
  7. Далее, он должен зарезать барашку после того, как бросит камни. Если он отдал кому-нибудь деньги, который будет резать от его имени барашку, то эта обязанность с него снимается;
  8. Далее, он должен постричь волосы и это также является ваджибом, и вот после совершения этих действий.

Хадж будет, в какой-то мере, полным.

Однако, у Хаджа есть много и других Сунн, которые необходимо выполнить потому, что пророк (салляллаху алейхи ва салям) сказал: «Идеально совершенных Хадж, единственной его наградой будет Рай», и поэтому Хадж, который был выполнен полностью в соответствии с Сунной пророка (алейхи ссаляту уа саллям), в котором не было недостатков и не было греховных поступков единственной наградой для этого Хаджа будет Рай.

Порядок действий в Медине

Теперь я вам расскажу примерный порядок совершения действий паломникам по прибытию в город Медина.

  • После прибытия паломника в Медину, он должен будет достичь местности, которая называется Зуль Хулейфа, она находится в пригороде города Медина в направлении города Мекки;
  • Прибыв туда, паломники должны совершить омовение и желательно, чтобы это было большое омовение – гъусль;
  • После этого, мужчины облачаются в белые одежды два куска материи, которые не сшиты между собой, а женщина может оставаться в обычных своих одеждах;
  • После этого, паломник должен сделать намерение сказать: «Аллахумма, ляббайка умратан», если он хочет совершить умру или же «Аллахумма, ляббайка хадж»,если он совершает умру а после этого желает совершить хадж или же если он совершает хадж и умру вместе то он говорит: «Аллахумма, Ляббайка умратан аль Хадж».

Запреты паломникам в Хадже

После этого, как только он скажет эти слова и его сердце будет переполнена этим намерением после этого ему станет запретным совершение некоторых действий, как, например:

  1. покрывать голову;
  2. закрывать лицо;
  3. пользоваться какими-либо благовониями;
  4. стричь волосы на всем теле;
  5. стричь ногти;
  6. также совершать половую близость и своей женой или же делать какие-нибудь предпосылки к этому, как, например, обнимание, целования и так далее, все это является запретным действием для паломников;
  7. Также паломнику-мужчине запрещено одевать одежды, которые сшиты, в которых есть нитки, вся одежда должна быть удалена и паломник облачается только лишь в одежду ихрам – два белых куска материи.

Порядок совершения Умры перед Хаджем

  1. После этого, паломник начинает говорить тальбия, который звучит так: «Ляббайкя, Аллахумма, ляббайкя, ляббайкя ля шарикя лякя, ляббайкя; инналь-хамда, ванни’мата лякя валь-мулька, ля шарикя лякя».

    Основной смысл, которого означает «Вот я Аллах перед тобой» и это он повторяет до тех пор, пока не прибудет в Мекку и не увидит Каабу, и как только он увидит Каабу, он прекращает совершать эту тальбия.

  2. После этого, отдохнув либо направившись сразу же в мечеть, он должен совершить таваф, первый круг, которого начинается напротив черного камня и совершается против часовой стрелки. Совершив семь кругов, он выходит из тавафа и идёт пить воду зам-зам.

    Во время совершения тавафа, если у него есть возможность поцеловать камень и либо дотронуться до него, он должен это сделать. Однако крайне запрещено, если там находится большое количество людей и человек будет пробиваться через них, силой отталкивая, причиняя неудобства.

    Ведь помните, пророк (салляллаху алейхи уа салям) сказал: «Идеально выполненный Хадж – безупречный Хадж», а эти действия не делают Хадж безупречными.

  3. После того, как он выпьет Зам-зам, он должен совершить за местом Ибрахима 2 ракаата нафль намаза – дополнительные молитвы. Если это не представляется возможным, он совершает этот намаз в любой части мечети.

    2 ракаата обычной молитвы, как первом ракаате желательно читать суру Фатиха из суру Кяфирун, во втором же ракаате желательно читать суру Фатиха и Ихляс.

  4. После этого паломник направляется Мас’а – это расстояние между горой Сафа и Марва, и должен начать совершать бег, начиная с горы Сафа.

    Пробежав расстояние между горой Сафа и Марва в одну сторону, и вернувшись обратно в другую сторону будет считаться за два круга. Каждый раз направляясь от одной горы к другой, вы совершаете один круг. Пробежав, таким образом, семь раз начиная с горы Сафа и заканчивая на горе Марва, вы закончили Саа – бег между горой Сафа и Марва.

  5. После этого, вы можете постричь, либо же полностью побриться налысо, это касается мужчин, женщины же стригут волосы длиной одной фаланги пальца.
  6. После того, как вы подстриглись, вы выходите из состояния ихрама и будете ожидать, когда наступит сам Хадж, а то, что вы сейчас выполнили, это была Умра.

Порядок Хаджа

  1. На Хадже восьмой день месяца Зуль-хиджджа, вы направляетесь в Мина и живете там, находитесь там и занимайтесь богоугодными делами: чтение Корана, поминания Аллаха, совершение молитв. В долине Мина все молитвы совершаются в свое время, однако, они сокращаются.
  2. После этого на девятый день – это день Арафат.

    В день стояния в долине Арафа паломники выдвигаются в долину Арафа. Прибыв туда, совершив два намаза одним азаном и двумя икаматами, соединив зухр и аср молитвы, сократив их на два ракаата, паломники начинают делать дуа, и молятся Аллаху и просят Его о прощении до тех пор, пока солнце не сядет.

    После этого паломники прибывают в долине Арафа до самого захода солнца.

  3. После захода солнца, они выдвигаются в местность, которая называется Муздалифа, она находится между долиной Мина и Арафатом. Прибыв туда, паломники совершают ночевку спят до утреннего намаза.

  4. Совершив утренний намаз в Муздалифа, они набирают по дороге камни, семь камней, величина которых не должна превышать фалангу пальца и не менее, чем горошину. Набрав эти камни, паломники направляются в Джамаратуль Акъаба – самый дальний столб от Муздалифа и самый ближней к Мекке.

    Бросив семь камней, в каждый раз, говоря: «Аллаху Акбар», паломники делают дуа и возвращаются в Мину.

  5. Тот, кто режет жертвенное животное сам, он идет резать, а тот, кто отдал деньги, чтобы другие это сделали, то он уже после этого стрижется.

    Той же самой стрижке, которую вы выполнили во время Умры, это женщины стригут в длину фаланги пальца, а мужчины могут побриться налысо либо подкоротить волосы.

  6. После этого, если есть возможность люди паломники направляются в Мекку для совершения Тавафа Ифада – главного тавафа, который является обязательной частью Хаджа.

    Если это не представляется возможным по причине скопления большого количества людей, то это можно оставить и на оставшиеся три дня дней Ташрикъ.

  7. Совершив таваф, паломник возвращается в Мина и проводит там еще два или же три дня.

  8. После этого на 11-й и 12-й, если остается и на 13-й день месяца Зуль-хиджджа, он собирает по 21 камень, по семь камней на три столба и идет бросать камни после обеда в Джамарат и начинает бросать с маленького Джамарата с ближайшего к вам от Мина и самого дальнего от Мекки, и заканчивая последним Джамаратуль Акъаба, который является самой ближайшей от Мекки и самой дальней для вас.
  9. После совершения всех этих действий, вы выходите из ихрама и возвращайтесь обратно в Мекку, и на этом ваш Хадж закончен.
  10. Однако, нужно помнить, если вы захотите после этого покинуть Мекку, вы должны совершить прощальный таваф – прощальный обход вокруг Каабы точно также семь кругов против часовой стрелки, начиная с уровня черного камня и заканчивая там же. После совершения прощального тавафа, ваш Хадж будет завершенным.

Источник: https://alif.tv/hadzh-po-hanafitskomu-mazhabu-sprosite-imama/

Время послеполуденного намаза (Аср)

Молитва по ханафитскому мазхабу

8741

Наступает тогда, когда тень от предмета два раза длиннее самого предмета (грубо). Заканчивается после захода солнца. Для уточнения подробностей читайте ниже.

« Оберегайте молитвы, и особенно среднюю молитву. И стойте перед Аллахом смиренно» (аль-Бакара 2: 238). То есть :“Совершайте молитвы должным образом, выполняя все их условия, и совершайте их своевременно и особенно послеобеденную (аср) молитву” (Тафсир Ибн Касир” 1/578, “Тайсируль-Карими-Ррахман 97)

Время намаза Аср намаза

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал о том, когда совершать Аср намаз: « Совершайте послеобеденную (‘аср) молитву тогда, когда тень предмета равна ее длине» .

(ан-Насаи 1/91, ат-Тирмизи 1/281). Достоверность хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, аль-Хаким, аз-Захаби и аль-Альбани. По ханафитскому мазхабу, аср-намаз наступает позже, чем по всем остальным.

Длится же время аср-намаз до захода солнца.

Время Аср намаза по ханафитскому мазхабу

Существует три мнения в ханафитском мазхабе о том, когда начинается время для выполнения Аср намаза.

1. По одному мнению, имам Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах) говорил, что при определении времени Аср намаза необходимо учитывать «файу ззаваль» или как ее еще называют – тень отклонения.

Тень отклонения это минимальную тень предмета, которую предмет отбрасывает, когда солнце находится строго в зените. В результате, время аср намаза начинается, когда тень от предмета равна сумме двух высот предмета и длины тени отклонения.

Этот способ считается наиболее используемым в Ханафитском мазхабе. И большинство халифов этого мазхаба считают передачу этого способа имама Абу Халифа истинной.

2. Следующее мнение переданное от имама Абу Халифа подтверждается его соратниками имамами Абу Юсуфом и Мухаммадом (да будет доволен ими всеми Аллах), а так же имам Абу Джафар ат-Тахави. Это мнение опирается на другую версию хадиса по этой теме.

В ней говорится, что ангел Джибриль (мир ему) начал руководить молитвой Пророка (мир ему и благословение Аллаха) после того, как тень предмета стало равной длине этого предмета плюс тень отклонения.

Предпочтительно брать за основу первое мнение, которое гарантирует исполнение аср намаза вовремя.

3. В ханафитском мазхабе есть еще третье мнение. Передача его идет от имама Асада, одного из соратников имама Абу Ханифы (да будет доволен ими Аллах), которое имам ас-Сарахси передает в книге «аль-Мабсут». По этому мнению между окончанием Зухр намаза и началом Аср намаза есть промежуток времени, равный по времени увеличению тени от предмета на его длину.

Причем это время является заброшенным временем – «вакту мугмаль». Это значит, что фард намаза в это время не совершается. Считается, что если совершить в это время намаз, то он будет считаться «када» (восстановленной), а не совершённой вовремя. Поэтому намаз зухр следует сделать до наступления заброшенного времени, а аср намаз – после.

Такой способ позволяет соединить две противоречащие друг другу передачи, которые приведены выше.

О необходимости своевременного совершения средней молитвы – Аср

Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) сказал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха)говорил: «Тот, кто пропустил послеполуденную (‘аср) молитву, подобен лишившемуся своей семьи и своего имущества». (аль-Бухари 552, Муслим 1/435).

Бурайда (да будет доволен им Аллах) сказал : “Совершайте послеполуденную (‘аср) молитву пораньше (сразу после наступления ее времени), ибо, поистине, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тщетными окажутся деяния того, кто оставит послеполуденную молитву!»” (аль-Бухари 553).

Время, когда после полуденный намаз делать запрещено – макрух

Время, когда солнце становится красным и перестает слепить глаза, приближаясь к горизонту, является порицаемым (макрух) для совершения намаза.

По этой причине, мусульманин не должен откладывать аср-намаз до этого времени без уважительной причины « Не совершайте молитву до восхода солнца утром и до захода солнца вечером, ибо в это время восходят рога шайтана » (имам аль-Бухари, имам Муслим, ан-Насаи).

Если обязательный намаз все же был отложен до времени макрух, его все равно нужно сделать до того, как солнце зайдет за горизонт.

Когда намаз считается сделанным вовремя

Время послеобеденной (аср) молитвы длится до захода солнца. Пророк (мир ему и благословение Аллаха)сказал: «Тот, кто успел совершить земной поклон (саджда) молитвы Аср, прежде, чем зашло солнце, тот застал Аср» . аль-Бухари 579, Муслим 608. То есть под земным поклоном молитвы имеется в виду первый полноценный рак’ат намаза Аср

О запрете откладывания аср намаза на позднее время без причины

Беспричинное откладывание выполнения Аср намаза до конца его времени считается качеством лицемера.

Аль-‘Аля ибн ‘Абдур-Рахман рассказывал: « что однажды они зашли к Анасу (да будет доволен им Аллах) домой в Басре, и Анас спросил: “Вы уже совершили послеобеденную (аср) молитву?” Они сказали: “Нет, мы совершили только обеденную (зухр) молитву!” Тогда Анас сказал: “Совершите аср!” После того, как они совершили молитву, он сказал им: “Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Это молитва лицемера, который сидит и ждет, пока солнце не начнет заходить между рогов шайтана, а затем встает и быстро совершает четыре рак’ата, не поминая в них Аллаха, кроме как немного!»” (Муслим 622).

Къады ‘Ийядразъяснил это так: « В словах «Это молитва лицемера» – порицание их поступка и предостережение от уподобления лицемерам в затягивании молитвы до такого времени без причины! Спешить со своевременным совершением молитвы является похвальным деянием, а оттягивание молитвы является порицаемым и запретным делом!” См. “Шарх Муслим” 2/589.

Время намаза Аср для мест, где трудно определить время по солнцу

Если мусульманин проживает в стране, где не возможно определять время намаза по солнцу. Потому что дни бывают не пропорционально большими или маленькими или же идет полярный день или ночь. В таких случаях, мусульманин должен пользоваться расписанием молитв по мекканскому времени или ориентироваться на заход и восход солнца в близлежащей стране. Второй способ предпочтительнее.

Смотреть также:

Источник: http://salyat.com/review/vremya-poslepoludennogo-namaza-asr

Пост по ханафитскому мазхабу. Часть I

Молитва по ханафитскому мазхабу

Согласно ханафитскому фикху, время нията начинается с наступлением ночи (т. е. после наступления времени вечернего намаза) и заканчивается с наступлением времени «дахватуль-кубра».

Следовательно, если человек забыл о намерении или не исполнил действия, указывающие на непоколебимую решимость держать пост, а потом до времени «дахватуль-кубра» вспомнил о том, что он не ел и не пил лишь потому, что постится в Рамадан, это вспоминание будет считаться правильным намерением, и, соответственно, пост этого человека будет действительным.

Однако, если человек не вспомнил о посте до наступления «дахватуль-кубра», обязательный пост этого человека не является действительным и не переходит в разряд «нафль» (дополнительный пост), хотя это не освобождает его от обязанности воздерживаться в Рамадан от еды и питья до наступления времени ифтара (разговления). Затем ему следует восполнить этот день в другое время после окончания Рамадана, но обязанности совершить каффару (искупление) на нём не лежит» («Аль-Муфассаль филь фикхи ханафи», с. 271).

Как рассчитать время «дахватуль-кубра»

Отрезок времени от азана на утренний намаз до восхода солнца следует разделить на 2, а затем отнять получившуюся цифру от времени наступления обеденного намаза.

Например: азан на утренний намаз даётся в 4 часа утра, а солнце восходит в 6 часов утра, таким образом, отрезок между азаном на утреннюю молитву и восходом составляет два часа, делим на 2, получаем 1 час. Обеденный намаз начинается в 12.30. Отнимаем от 12.30 один час, получаем 11.30. В результате установлено, что время «дахватуль-кубра» наступает в 11.30.

Действия, которые не нарушают пост

Выделяют более 24-х действий, которые не нарушают пост.

Пост не нарушается, если человек по забывчивости попил, поел или вступил в половую связь. Пост не нарушается даже в том случае, если он, забыв, что постится, совместил эти действия (например, совершил половой акт, а потом выпил воды).

Доводом для данного положения служит хадис со следующим смыслом: «Если постящийся поел или попил по забывчивости, то это пропитание, которое дал ему Всевышний Аллах, и на нём нет обязанности возместить пост» (приводят имам Ахмад ибн Ханбал, имам Бухари, имам Абу Дауд и имам Тирмизи).

Хотя в этом хадисе не упоминается половой акт по забывчивости, ханафитские учёные (да будет милостив к ним Аллах) в данном случае относят его по кыясу (по аналогии) к еде и питью. Если мужчина вспомнил, что постится, во время полового акта, он обязан немедленно прекратить его и отстраниться от жены.

Если мужчина немедленно, как только вспомнил, что постится, прекратил половой акт и отошёл от жены, его пост не нарушается.

Если мужчина во время полового акта по забывчивости вспомнил, что постится, но продолжил его, то его пост нарушается, и он должен будет не только восполнить день поста, но и понести наказание за свой поступок в виде каффары (искупительного поста в течение 60-ти дней непрерывно).

Если во время поста человек увидел, как кто-то по забывчивости принимает пищу, то решение, следует ли напомнить ему, что он постится, зависит от того, кто этот человек:

1. Если у того, кто забыл, что постится, достаточно сил, чтобы воздерживаться от еды и питья до конца дня поста (например, если это молодой сильный мужчина), обязательно нужно напомнить ему, что сейчас время поста. Молчание в данном случае является макрухом тахрими, т. е.

напомнить нужно обязательно, иначе тот, кто не стал напоминать, впадает в грех.

Если человеку напомнили, что он постится, а он всё равно продолжает принимать пищу или пить, его пост нарушается, и он обязан возместить этот день, но без каффары (данное мнение относят к имаму Абу Юсуфу).

2. Если человек, который начал принимать пищу по забывчивости, внешне слаб и со стороны видно, что ему будет тяжело воздерживаться от еды и питья до конца дня, лучше не напоминать ему о том, что сейчас время поста, при этом не имеет значения, молод этот человек или стар. В данном случае забывчивость постящегося следует воспринимать как проявление милости Всевышнего Аллаха к этому человеку.

Если у мужчины в результате размышления или взгляда на половой орган женщины вышла семенная жидкость, его пост не нарушается. Хотя данное действие является харамом, его запретность не означает, что оно автоматически нарушает пост.

Если человек встал под холодный душ и почувствовал холод внутри, пост действителен.

Использование косметики для глаз (будь то сурьма или тени для век), втирание масла в усы, а также нанесение на тело и втирание в кожу крема, мази или масла не влияют на действительность поста.

При этом, согласно самому верному мнению, пост не нарушается даже в том случае, если человек после нанесения сурьмы почувствовал её вкус во рту или увидел, что его слюна окрашена в цвет сурьмы.

Не имеет значения, исходит от сурьмы запах благовония или нет.

Введение пальца в половой орган не нарушает пост при условии, что палец был сухим (т. е.

не был смочен водой или, например, лекарством) и был введён неглубоко в наружную часть полового органа (если палец был ввёден глубоко во внутреннюю часть полового органа, это нарушает пост). Данное правило относится к обследованию женщины у гинеколога.

Во время обследования пост не нарушается, если осмотру подверглась только наружная часть полового органа, и в половой орган не было введено ничего влажного.

Хиджама (кровопускание) не нарушает пост. На этот счёт существует хадис, в котором говорится, что во время поста Посланник Аллаха (мир ему и благословение) совершал хиджама (данный хадис приводят имамы: Ахмад, Шафии, Бухари, Абу Дауд, Ибн Маджа, Насаи и др.).

Существует также хадис со смыслом:«Нарушается пост того, кому делают кровопускание, и того, кто делает кровопускание», но, согласно толкованию учёных, смысл данного хадиса в том, что кровопускание уменьшает награду за пост, при этом действительность поста не нарушается.

Тем не менее, совершать кровопускание дозволено, но только в том случае, если человек уверен, что эта процедура не ослабит его, и он сможет продолжить пост.

Гыйбат (злословие о другом человеке в его отсутствие) также не нарушает пост, хотя есть хадис, внешний смысл которого указывает на обратное действие.

Изменение намерения не влияет на действительность поста. Если человек во время поста решил прервать пост, но не сделал этого, его пост остаётся действительным.

Следует различать вдыхание ароматов и вдыхание дыма или пара. Во время поста для человека абсолютно дозволено вдыхать ароматы цветов, благовоний и т. п. Но, если человек намеренно вдохнул дым или пар через рот или нос и он попал в горло, пост нарушается.

При этом не имеет значения, какой именно дым это был– дым благовоний, дым от сигарет и так далее. Если дым попал человеку в нос или рот случайно, помимо его воли, его пост действителен.

Например, если человек попал в комнату, где курят, закрыл ладонью рот и нос, но дым всё равно проник внутрь, пост не нарушается.

Пост не нарушается, если человеку в горло попала пыль, даже если это была пыль от муки.

Если человеку в рот залетела муха и он случайно проглотил её, пост действителен.

Если человек принял лекарство до начала дня поста, но уже во время поста почувствовал его привкус во рту, это не влияет на действительность поста.

Состояние «джанаба» (большого осквернения) никак не влияет на действительность поста.

Если человек проснулся в состоянии осквернения, его пост действителен, даже если он пробыл в такомсостоянии несколько дней подряд (хотя оставаться в таком состоянии для него запретно, потому что он не сможет молиться, так как для совершения ежедневного намаза обязательно нужно очиститься от большого осквернения). В целом пребывание в состоянии ритуальной чистоты не является условием действительности поста.

Согласно мнению имама Абу Ханифы и имама Мухаммада, в случае если мужчина ввёл воду в свой половой орган, пост не нарушается. Однако имам Абу Юсуф высказал мнение, что, если вода достигла мочевого пузыря, пост нарушается.

Попадание воды в ухо во время купания в реке или во время совершения полного омовения не нарушает пост.

В ханафитском мазхабе существует разногласие относительно того, нарушается ли пост, если человек сам закапал воду или лекарство себе в ухо (если при этом жидкость проникла в среднее ухо, находящееся за барабанной перепонкой).

Согласно самому верному мнению в мазхабе, пост нарушается. Если человек чистит уши, например с помощью палочки, и несколько раз вводит внутрь уха палочку, на которой уже есть грязь, это не нарушает пост.

По ханафитскому мазхабу, проглатывание слизистых выделений из носа не нарушает пост при условии, что они не вышли за пределы ротовой полости (или носа) настолько, чтобы отделиться отнеё. Если человек уже высморкался или выплюнул эти выделения, но затем проглотил их, пост нарушается.

То же касается проглатывания слюны. Но если слюна вытекла изо рта человека и повисла в виде нитки или капли, не отделившись ото рта, её проглатывание не нарушает пост. Если у человека во время разговора губы смочились слюной, и он затем облизал их, это не влияет на действительность поста.

По шафиитскому мазхабу, в случае если человек проглотил скопившуюся слюну или скопившиеся слизистые выделения из носа, пост нарушается, поэтому учёные ханафитского мазхаба рекомендуют не проглатывать скопившуюся слюну или скопившиеся слизистые выделения из носа, чтобы преодолеть разногласие между мазхабами.

В книге «Аль-Худжа» сказано: «Шейха Абу Ибрахима спросили, нарушается ли пост человека, проглотившего слизь (имеется в виду слизь/желчь, которая попала в рот изнутри).

Шейх ответил: «Если речь о малом количестве слизи, то пост не нарушается, согласно иджма ханафитов.

А если слизь заполнила рот и вышла наружу, то пост нарушается, согласно мнению Абу Юсуфа, и не нарушается, согласно мнению Абу Ханифы».

Рвота, согласно самому верному мнению в мазхабе,высказанному имамом Мухаммадом, не нарушает пост, если человек не вызывал её намеренно.

На эту тему существует хадис Посланника Аллаха (мир ему и благословение) со следующим смыслом: «Пост человека, которого одолела рвота, не нарушается, и нет на нём обязанности его восполнения, а если человек намеренно вызвал рвоту, пост его нарушается» (хадис приводят имам Малик, ад-Дарими, Абу Дауд, Тирмизи).

Если человека вырвало помимо его воли (даже если рвота заполнила весь рот) и он непроизвольно проглотил рвоту, согласно мнению имама Мухаммада, его пост не нарушается. Одна из причин этого в том, что рвота представляет собой субстанцию, которой невозможно питаться.

Относительно того, влияет ли намеренно вызванная рвота на действительность поста, существует разногласие между имамом Мухаммадом и имамом Абу Юсуфом. По мнению имама Абу Юсуфа, в случае если рвота была вызвана намеренно, пост не нарушается, если рвота не заполнила полностью рот (т. е. её можно было удержать во рту).

При этом пост не нарушается даже в том случае, если человек намеренно проглотил такое количество рвоты. Однако самым верным мнением в мазхабе по данному вопросу является мнение имама Мухаммада, согласно которому пост человека, намеренно вызвавшего рвоту, нарушается в любом случае – проглотил он рвотные массы или нет.

Если у человека после сухура (утреннего приёма пищи) застрял в зубах маленький кусочек пищи (меньше горошины) и он проглотил этот кусочек во время поста, пост не нарушается. Под малым количеством пищи следует понимать такое количество, которое человек легко проглатывает вместе со слюной, не прибегая к помощи языка и не прилагая никаких усилий, чтобы проглотить его.

В книге «Аль-Кяфи» сказано, что, если у человека на губе (т. е. за пределами ротовой полости) остался кусочек пищи, не превышающий по размеру кунжутное семечко, и попал ему в рот и растворился там, при этом он не почувствовал никакого вкуса во рту, это не влияет на действительность поста.

Нужно ли продолжать поститься, если твой пост стал недействительным или ты не постился с начала дня по уважительной причине?

Если человек совершил действия, нарушающие пост, он должен провести остаток дня в посте, даже если восполнение поста за этот день уже стало для него обязательным.

То же касается человека, у которого была уважительная причина не соблюдать пост, но затем эта причина исчезла до окончания дня поста.

На нём лежит обязанность поститься остаток дня, выражая тем самым своё уважение к месяцу Рамадан. Существует несколько категорий таких людей:

1. Женщина, у которой закончился хайд (месячные) или нифас (послеродовое очищение) после рассвета в день поста. Она должна провести остаток дня в посте, а также восстановить этот день после Рамадана.

2. Путник, который не соблюдал пост в пути, но до окончания дня поста прибыл на место, где собирается остаться на 15 дней и более, либо вернулся домой, тоже должен провести остаток дня в посте, а также восстановить этот день поста после Рамадана.

3. Больной, который выздоровел до окончания дня, должен остаток дня поститься, а также восполнить день поста.

Но если больной человек отказался от права не соблюдать пост и, выразив намерение в положенное время, постился и выздоровел до конца дня, его пост засчитывается как пост в Рамадан. И восполнять этот день не нужно.

То же касается путника, который соблюдал пост в пути и до конца дня поста перестал быть путником.

4. Человек, который стал совершеннолетним в день поста, должен с момента наступления совершеннолетия соблюдать пост оставшуюся часть дня.

5. Если неверующий принял Ислам в месяце Рамадан, он должен остаток дня провести в посте вместе с остальными мусульманами. При этом на неверующем, который принял Ислам, и на ребёнке, который стал совершеннолетним, не лежит обязанность восполнения этого дня поста.

6. Сумасшедший, который обрёл рассудок в день поста после времени «дахватуль-кубра», должен остаток дня поститься, хотя на нём лежит обязанность также восполнить этот день. Если он обрёл рассудок до «дахватуль-кубра» и успел выразить намерение на пост, его пост действителен и не требует восполнения.

Материал подготовил преподаватель медресе имени имама Абу Ханифы

http://islam.ru/content/veroeshenie/43419

Источник: http://dylym.ru/post-po-xanafitskomu-mazxabu-chast-i/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.