Молитва ангел стихи лермонтова

Анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова

Молитва ангел стихи лермонтова

Цель урока: развивать навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыки выразительного чтения.

Технология: мастерская, диалоговая.

Методические приемы: комментарии учителя, работа с текстом, выразительное чтение, беседа по вопросам, элементы анализа текста, словарная работа.

Оборудование урока. Портрет М.Ю.Лермонтова, Репродукция картин Леонардо да Винчи “Благовещение”, репродукция картины М.Врубеля “Ангел с кадилом и свечой”, романс на стихи Лермонтов, музыка Дж. да Палестрина “Месса папы Марчелло”

Х О Д У Р О К А

Эпиграф урока:

Лермонтов безмерно рисковал,Вызывая недругов к барьеру.И когда не принимал похвал

И не ставил в грош свою карьеру.

Рисковал над начатым листом,Чтоб душой с другими поделиться.Но особый риск таился в том,

Чтоб в себе хранили те страницы.

Рисковал, когда являлся в свет,Потому что был остер в беседах.Не красавец, но лихой корнет,

Поразивший смертью напоследок.

Андрей Дементьев.

1. Слово учителя

(Читаю эпиграф урока).

Эти строчки написал поэт Андрей Дементьев. В принципе, они могут служить эпиграфом к изучению творчества Лермонтова.

Мы сегодня заострим внимание на двух строках, которые как нельзя кстати подходят к нашей теме: “Рисковал над начатым листом, чтоб душой с другими поделиться”. Что же такое душа? Перед вами лежат печатные тетради.

Посмотрите, пожалуйста, какое толкование дает нам С.И.Ожегов. Душа – внутренний, психический мир человека, его сознание

2

Как же тяжело говорить о том, что у тебя на душе, поделиться своими мыслями. Сегодня мы проанализируем стихотворения “Ангел”, “Молитва”, которые позволят нам заглянуть в душу поэта, открыть немного и свою.

Стихотворение “Ангел” датировано 1831годом, тогда Лермонтову было всего 17 лет. Поэт- юноша. Еще свежи воспоминания детства.

“Ангел”- это та точка, где пробился наружу из глубин души родник поэзии величайшего нашего поэта.

Это потом его поэзия превратится в поток, отразившая в себе и родные Тарханы, и Кавказ, и звезды, и облака, и луну, плывущую по небу, но сам родник, сам источник – стихотворение “Ангел”.

Выразительное чтение стихотворения.

По небу полуночи ангел летелИ тихую песню он пел;И месяц, и звезды, и тучи толпойВнимали той песне святой.Он пел о блаженстве безгрешных духовПод кущами райских садов;О боге великом он пел, и хвалаЕго непритворна была.

Он душу младую в объятия несДля мира печали и слез,И звук его песни в душе молодойОстался – без слов, но живой.И долго на свете томилась она,Желанием чудным полна;И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.

– Итак, какие чувства у вас вызвало это стихотворение? О чем это стихотворение?

(Чувства заполняем ассоциативной таблицей, синквей)

Ангел”

Доброты, жалости, радости, гармонии, умиротворения, свободы…

(В сущности, и строго говоря, биографический факт. Ангел несет душу, чтобы вселить ее в земного человека, и поет песню, душа не запомнила этой песни, но ощущение песни осталось. И вот земные песни не могут заменить ей небесных звуков. Душа в земной юдоли томится, вспоминая о них.

Но разве не точно так же мать, молодая, красивая, нежная женщина (ангел!), лелеяла своей песней душу мальчика, готовя его к трудной и жестокой жизни, к земному пути! Стихотворение “Ангел” – ключ к пониманию почти всей поэзии Лермонтова. Вот именно – изначальный родник.

Потом вольются в поэтический поток новые строки: лирические, эпические, социальные, но главный мотив таится здесь.

– Посмотрите, пожалуйста, на вашу тетрадь. (Раздаточный материал). Прочитайте, какое толкование слову ангел дает В.И.Даль.

Ангел – существо духовное, одаренное разумом и волею. Спаситель. Ангел – хранитель, приставленный Господом к человеку, для охраны его.

Кадило – церковный сосуд, курильница на цепочках, в которую на жар кладется ладан

3. Работа с печатной тетрадью.

Стихотворение

Строфа

Основная мысль

Настроение

По небу полуночи ангел летелИ тихую песню он пел;И месяц, и звезды, и тучи толпой

Внимали той песне святой.

1

Ангел летел и пел.

Радости, счастья, умиротворения, легкой грусти

Он пел о блаженстве безгрешных духовПод кущами райских садов;О боге великом он пел, и хвала

Его непритворна была.

2

Песня ангела о Боге.

Печальное, легкая грусть,

Он душу младую в объятиях несДля мира печали и слез,И звук его песни в душе молодой

Остался – без слов, но живой

3

Ангел несет на землю душу

Теплое. Уютное, немного тревожное

И долго на свете томилась она,Желанием чудным полна;И звуков небес заменить не могли

Ей скучные песни земли.

4

Душа помнит песню ангела

https://www.youtube.com/watch?v=grQ0Kn04-uY

Печаль о прошлом.

– С помощью каких выразительных средств создаются образы стихотворения?

(Эпитеты: тихая песня, святая, безгрешные души, райские сады, душа младая, живой звук, чудное желание, скучные песни.)

Метафоры: месяц, эвезды, тучи внимали, душу нес, душа томилась.

– Давайте рассмотрим синтаксис стихотворения. Все предложения простые. Сколько раз употребляется союз И. (9), что напоминает о стиле славянского перевода Библии.

– Определите размер стиха (4 и 3 стопный амфибрахий)

– Определите рифму (мужская)

– Какая рифмовка стихотворения? (смежная)

4. Культуроведческий аспект

Художники в своих произведениях не раз обращались к божественной теме. Давайте рассмотрим с вами картину М.Врубеля “Ангел с кадилом и свечой”. (Обращаемся к тетради для разъяснения слова кадило.)

Михаилу Александровичу Врубелю был дан великий дар подлинного художника, ему суждено было сказать о жизни то, что никем не было сказано, и говорить так, как никто до него не говорил. В 1887 г. Врубель работал над эскизами для росписи Владимирского собора в Киеве.

Он написал акварелью “Ангела с кадилом и свечой”, но, увы, высокие художественные достоинства этого эскиза, который можно поставить в один ряд с великими произведениями мировой живописи, не были в то время оценены, и эскиз не получил воплощение в монументальной живописи.

Ангел у Врубеля задумчивый, смотрящий вдаль и в то же время уходящий внутрь взгляд небесных глаз. Белый наряд, как облако. Покрывает тело. Ангел парит над землей, благославляя людей. Тихий, кроткий, и в то же время вечный, как вопрос о жизни и смерти.

Он другой, чем у Лермонтова, и все же очень похож. Ангел, несущий благую весть.

Или еще одна картина великого Леонардо да Винчи на эту тему – это “Благовещение”, которая датируеся приблизительно 1472годом. Художник создал ее, когда ему было 20 лет.

Перед нами таинство, весть Деве Марии о том, что скоро у нее родится ребенок. Вся картина дышит торжественностью. Черные деревья, цветы под ногами ангела создают эффект поэтичности и близости природы.

И как всегда отличительный признак гения Леонардо – загадочность во всем: в образе будущей матери, ангела, природы.

– Какая картина, по вашему мнению, наиболее близка к стихотворению “Ангел”?

– Откройте, пожалуйста, учебник на странице 134, прочитайте из критической статьивысказывания поэта И.Бунина. (Ребята читают абзац)

– И вот, под впечатлением стихотворения “Ангел”, поэт пишет свое душевное откровение “За все тебя, Господь, благодарю!” (1901 г.

) Его прочитает нам ученица, но фоном для данного творения я хочу поставить вам мессу, написанную итальянским композитором эпохи Возрождения Джакомо да Палестрина.

В тетрадях вы можете прочитать об этом композиторе. (Звучит месса папы Марчелло, на этом фоне звучит стихотворение.)

За все тебя, Господь, благодарю!Ты, после дня тревоги и печали,Даруешь мне вечернюю зарю,Простор полей и кротость синей дали.Я один и ныне – как всегда.

Но вот закат разлил свой пышный пламень,И тает в ней Вечерняя Звезда,Дрожа насквозь, как самоцветный камень.

И счастлив я печальною судьбой,И есть отрада сладкая в сознанье, Что я один в безмолвном созерцанье,

Что всем я чужд и говорю – с тобой.

5

В отличие от юношеского “Ангела”, “Молитва” написана в 1839 году уже зрелым поэтом. Такое же название Лермонтов давал двум другим стихотворениям – 1829 и 1837 годов. По свидетельству О.А.

Смирновой, “Молитва” 1839, написана для княгини Марии Алексеевны Щербатовой: “Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи” Жанр стихотворения – лирического монолога, обозначен в самом заглавии.

Выразительное чтение стихотворения “Молитва”.

В минуту жизни труднуюТеснится в сердце грусть:Одну молитву чуднуюТвержу я наизусть.Есть сила благодатнаяВ созвучье слов живых,И дышит непонятная,Святая прелесть в них.С души как бремя скатится,Сомненье далеко –И верится, и плачется,

И так легко, легко…

– Каковы ваши первые впечатления от стихотворения?

– В каком случае человек обращается к молитве?

– Давайте посмотрим толкование этого слова.

Молитва – у верующих: установленный текст, читаемый при обращении к Богу, к Святым.

– Что происходит с лирическим героем стихотворения во время молитвы?

(Он получает силы, освобождается от тяжелого бремени, сомнения уходят…)

Почему во втором и третьем четверостишиях исчезает “я” лирического героя?

(Так как при чтении молитвы это происходит с каждым действительно верующим человеком).

Итог урока.

– Какие же душевные качества открыл перед нами Лермонтов в своих стихотворениях? (чистоту души, веру, честность и доброту). Это действительно так, только поистине верующий человек может обладать такими качествами.

– А какими душевными качествами вы хотели бы обладать?

В конце урока, в качестве подарка, я предлагаю прослушать романс на слова М.Лермонтова “Выхожу один я на дорогу”.

Домашнее задание:

  1. Одно из стихотворений Лермонтова выучить наизусть.

  2. Написать эссе на тему: “Что нового я открыла для себя в лирике и в личности Лермонтова”.

Список литературы:

  1. Энциклопедия для детей Аванта + по литератуте.

  2. М.Ю.Лермонтов. Точка зрения. Сост. И.И.Подольская. Серия “Классическая гимназия”. М.Лайда, 1993 г.

  3. В.И.Коровин “Творческий путь М.Ю.Лермонтова”, М., “Просвещение”,1973.

  4. Роберт Уоллэйс “Мир Леонардо”, М. “Терра”, 1997.

Источник: https://infourok.ru/analiz-stihotvoreniy-myu-lermontova-molitva-angel-3081633.html

Анализ стихотворения Лермонтова Ангел 7, 9 класс

Молитва ангел стихи лермонтова

Произведение “Ангел” относят еще к раннему периоду работы Лермонтова. Дата его написания-1831 год.

Основой данной работы является колыбельная песня, которую Михаил Юрьевич помнил с детства, так как его мать часто её напевала. Хотя по сути из детской песни остался только размер, а суть была изменена.

Стихотворение “Ангел” можно выделить, как одно из самых романтичных произведений, в его основе лежит четыре четверостишья.

Сюжет заключается в рассказе о зарождении новой человеческой жизни, ангелу велено нести душу ребенка, чтобы соединить её с телом. Показана дорога ангела, во время которой он поет песню и вещает будущему ребенку спокойную жизнь.

Но к сожалению, на самом деле, у родившегося ребенка всё будет не так сладко, как предвещал ангел. Малышу предстоит столкнуться с обидой, слезами и унижением.

Единственной радостью этого человека, на всю жизнь будет оставшаяся в душе песня ангела, которая будет идти с ним до последних дней.

Данное стихотворение Лермонтова отличается от других своей мелодичностью, оно звучит как песня, которую хочется пропустить через себя. Такая мелодичность может быть связана с определенным подбором шипящих и свистящих звуков.

Анализ стихотворения «Ангел» Лермонтова 9 класс

  1. История создания произведения
  2. Тема и идея стихотворения
  3. Художественно-изобразительные средства
  4. Образ лирического героя

История создания произведения

Стихотворение «Ангел» было написано в 1831 году и оно стало одним из не многих ранних произведений, которое было опубликовано при жизни автора в сборнике 1840 года «Одесского альманаха».

Кто бы ни проводил анализ стихотворения «Ангел» Лермонтова – маститый литературовед или студент филфака – все сходятся во мнении, что оно было написано в память о покойной матери – Марии Михайловне и навеяно воспоминаниями о колыбельной песне, которую она пела своему сыну.

А ведь вполне возможно, что оно – предчувствие скорой смерти отца, Юрия Петровича, скончавшегося в октябре 1831 года в возрасте 44 лет, с которым Михаил очень мало общался, но, несомненно, сильно любил, ведь отец был одним из немногих, кто очень рано понял, насколько одарен его сын.

Тема и идея стихотворения

В стихотворении, состоящем из четырех четверостиший, описан полет ангела, несущего «душу младую», перед ее рождением в этом мире «печали и слез». Путешествие сопровождается тихим ангельским пением, славящим безгрешные души, рай и Бога, которое слышит и понимает не только душа, но «и месяц, и звезды, и тучи…».

И эта песня, которую человеку невозможно высказать, остается в принесенной на землю душе, постоянно терзая его в земном существовании необъяснимым «желанием чудным» вновь ее услышать.

Ведь ангельская песня – это музыка небес, которую обыденная жизнь заслонить не в состоянии: «И звуков небес заменить не могли/Ей скучные песни земли».

Повествование о небесном полете в объятиях ангела и описание испытаний, которые ждут невинную душу, делят стихотворение поровну.

Художественно-изобразительные средства

Как же получилось создать столь мелодичное стихотворение, которое напоминает песнь ангела и заставляет погрузиться в раздумья о вечном? Если обратить внимание на синтаксис, то видно, что все четверостишия – это самостоятельные предложения, связанные между собой, оканчивающиеся точкой.

Для того чтобы передать торжество момента переноса души из одного мира в другой, песне ангела Лермонтов дает эпитеты «тихая» и «святая». Небесным «кущам райских садов» противопоставлено земное существование человека, и для этого использованы последние строки второго четверостишия: «…и хвала/ его непритворна была».

Эти строки как будто меняют настроение, торжество сменяется грустью и обреченностью по утраченной близости к божественному. Размер – трехстопный амфибрахий, в котором ударные слоги, сопровождаемые безударными, звучат очень мягко, придавая плавность всему тексту.

В стихотворении «Ангел» Лермонтова анализу необходимо подвергнуть и звуковую сторону, так как аллитерация, ассонанс и подбор слов с преобладающими в них мягких шипящих и свистящих звуков передают ощущение воздуха, рассекаемых крыльями ангела.

Образ лирического героя

Как и в большинстве ранних произведений юного гения, в стихотворении «Ангел» прослеживается влияние западной литературы на его творчество, а именно влияние лирики Байрона.

Чувство избранности, противопоставления себя окружающему миру, одиночество свойственно всей ранней лирике Лермонтова.

А этот небольшой романтический набросок стал одним из первых, в котором поэт пытается понять и объяснить, в первую очередь самому себе, почему он чувствует себя столь одиноким и не понятым среди окружающих его людей.

Тоска по чему-то неосознанному, по тому, что нельзя увидеть или услышать, крепкой нитью свяжет все произведения Михаила Юрьевича.

Итоги и выводы, полученные во время анализа данного стихотворения, пригодятся учащимся 7 классов при подготовке сочинения на тему «Анализ стихотворения Лермонтова «Ангел»».

Самые популярные материалы февраля для 7 класса:

Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/lermontova/angel-7-9-klass

Анализ стихотворения Лермонтова «Ангел» | Литерагуру

Молитва ангел стихи лермонтова

Образ ангела в искусстве достаточно популярен. Он распространён в живописи, нередко к нему обращается и литература.

Безусловно, обращение к херувиму всегда связано с религиозным сознанием, но авторы, как правило, добавляют и свои смыслы в создаваемые ими произведения об этом светлом образе. В данной статье мы исследуем, какое место занимает стихотворение М.Ю.

Лермонтова «Ангел» в творчестве поэта, какие мотивы затрагивает произведение и с какими другими сочинениями оно связано.

История создания

«Ангел» — одно из самых первых значительных стихотворений М.Ю. Лермонтова, зрелость которого признавал сам автор. Оно написано в 1831 году, когда поэту было только 16 лет. К этому времени у молодого литератора уже возник замысел поэмы «Демон», влияние коей можно проследить в стихотворении. оно было в 1839 году.

Для Лермонтова «Ангел» имеет особенное значение: она посвятил это стихотворение своей матери, Марии Михайловне. Ему было всего три года, когда ее не стало. В основу произведения легло воспоминание о колыбельной, которую она когда-то пела ему.

Жанр и размер

Размер стихотворения «Ангел» — четырёхстопный амфибрахий, чередующийся с трёхстопным, что делает произведение музыкальным и напевным. Неслучайно это стихотворение выбирали для своих романсов такие композиторы как А. Е. Варламов, А.Г. Рубинштейн, Н.А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов.

Сам Лермонтов не дал жанрового определения этому стихотворению, но можно относить его к элегии. Во-первых, на это указывает напевная интонация, близкая к колыбельной. Во-вторых, сам характер произведения.

Неотъемлемой составляющей элегии является тоскующий лирический герой, а он в тексте присутствует. Это «младая душа», что в объятиях херувима. Наконец, сочинение «Ангел» позволяет считать элегией возвышенная атмосфера стихотворения.

Религиозная составляющая и философские категории, используемые поэтом, создают особый лирический пафос.

Направление

Художник эпохи романтизма (это и есть направление, в русле которого работал автор) интересовался вопросами веры и религии. Лермонтов нередко обращался к этим темам в своём творчестве, например, стихотворения «Молитва», «Дума».

Но мотив мучающейся в мире людей души был близок творцу на протяжении всего его творчества. И об этом свидетельствует не только поэзия. Печорин в «Герое нашего времени» — это тоже тоскующий, но уже практически не страдающий персонаж.

Отсюда появляется герой-бунтарь, который жаждет изменить свою жизнь, воплотить мечту. Это «Беглец», а в первую очередь – «Мцыри».

Но прототип героя, не находящего себе места в мире, — Демон. Изгнанник Рая наказан вечной жизнью, где его ждёт тоска и скитания. Стихотворение «Ангел» 1831 года рассказывает не об изгнанной, но покинувшей Рай душе, и этот мотив сближает данное произведение с поэмой «Демон», над которой Лермонтов работал с 14 лет.

Главные герои и их характеристика

В своём стихотворении М.Ю. Лермонтов создаёт образ чистого, светлого Ангела. Он олицетворяет собой идеал веры, ведь он поёт о Боге, «и хвала Его непритворна». Он умеет очаровать своей песней весь мир, не только звёзды, даже тучи находятся под влиянием его голоса.

У него есть особая задача: принести в этот мир новую жизнь – новую душу. Он её просто сопровождает, или Лермонтов так изображает Ангела-Хранителя? Решать читателю.

Важно здесь то, что образ Ангела как представителя Небес противопоставляется земле – миру людей, где лишь «скучные песни», и даже не всё способно внять ангельскому голосу.

В этом мире предстоит жить «младой душе», которая последние мгновения своего существования проводит в объятиях посланника Бога.

Темы

Это сравнительно небольшое стихотворение охватывает несколько немаловажных для творчества М.Ю. Лермонтова тем.

  • Поэт и толпа. Душа, которую несёт в мир людей Ангел, обречена на скуку и непонимание на земле, потому что человечество не знает райских песен.
  • Отсюда возникает тема одиночества, ведь «младая душа» будет ощущать себя изгнанной и отверженной на протяжении всего своего существования.
  • Вера. Ангел – единственный, кто способен искренне, без доли корысти или сомнения, петь во славу Бога. Его голос очаровывает земной мир, но в нём никто на это не способен. Посланник небес пытается донести до земли призыв о спасении, о блаженстве, которое ожидает безгрешные души. Но он лишь тайно, ночью спускается на землю, а взамен себя он оставляет людям новую жизнь человека, который будет выполнять святую миссию херувима.

Идея

Во все времена поэта считали особенным человеком, наделённым исключительным даром слова. Для эпохи романтизма это творец, который может слышать голос Небес. В русской поэтической традиции эта идея была воплощена в образе Пророка, к которому обращались А.С.

Пушкин и М.Ю. Лермонтов. Оба автора были сторонниками идеи о небесном происхождении поэтической души. Таким образом, главная идея стихотворения «Ангел» — показать рождение нового Пророка, который будет облекать в слова райские песни Ангела.

Поэта ждёт страдание, непонимание, отторжение обществом, но это не наказание, как в случае с Демоном, а миссия, как у Пророка, как у Иисуса Христа. Стихотворение пронизано печальным элегичным характером, но имеется место и для радости.

Она будет жить в светлом воспоминании и небесной песне.

Средства выразительности

Эпитеты в стихотворении «Ангел» помогают создавать определённые образы и особую атмосферу. Так, показывая уникальную чистоту главного персонажа, Лермонтов называет его хвалу «великому» богу «непритворной».

Поэт употребляет это определение так, чтобы читатель не мог не обратить на него внимания при прочтении: в конце второй строфы, в обособленной уточняющей конструкции. Образу молодой души придаёт особый колорит эпитет «чудный», относящийся к её желанию.

То есть, несмотря на печаль мира и собственное томление, душа продолжает верить и надеяться, ведь она помнит «живой» голос Ангела.

Поэт пользуется антитезой «небо и земля», а усиливает её противопоставленными эпитетами, описывающими песни этих миров. Например, у земли песни «скучные», а у Ангела – «святые».

Кроме того, Лермонтов обращается к такой стилистической фигуре, как инверсия, что придаёт возвышенность и покой повествованию. В последней строфе мы обнаруживаем анафору: «И долго…И звуков», — что делает завершение стихотворения наиболее гармоничным, но в тоже время намекает на бесконечность жизни молодой души, когда-то принесённой на землю Ангелом.

Александра Барбашова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-stihotvoreniya-lermontova-angel/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.