Мечеть кул шариф молитва

Комплекс мечети Кул Шариф располагается в западной части крепости. Создавался как единый архитектурный ансамбль, включающий в себя собственно мечеть, памятный камень и здание экскурсионного бюро. Ныне состоит из четырех корпусов, отреставрированных по разным периодам.

Мечеть Кул Шариф

При включении в Список всемирного наследия ЮНЕСКО было признано целесообразным строительство мемориальной мечети исходя из принципа баланса культур и конфессий.

Строительство Мечети в Казанском кремле сыграло немаловажную роль в консолидации двух основных народов, проживающих на территории Татарстана и в исполнении принципа баланса культур и конфессий на территории Кремля. Мечеть Кул Шариф является также мемориалом памяти павшим защитникам города Казани.

По функции музея исламской мечеть призвана решить задачу исторической преемственности центра просвещения, каким являлась мечеть в комплексе с медресе в XVI в., основанная имамом Кул Шарифом.

Мечеть построена в 1996—2005 гг. по проекту авторской группы архитекторов фирмы «Татинвестгражданпроект» в составе: А.В.Головин, А.И.Исхаков, И.Ф.Сайфуллин, А.Х.Саттаров, М.В.Сафронов, С.П.Шакуров.

Созданию окончательного проекта мечети предшествовал конкурс на разработку проекта мечети, проходивший под эгидой Союза архитекторов Республики Татарстан.

По итогам двух туров был разработан проект, объединивший идеи и замыслы ряда конкурсантов.

Проектом предусмотрено копирование двора мечети с учетом перепада рельефа на две платформы: верхнюю — для ритуальных, нижнюю — для музейно-экскурсионных мероприятий.

Здание мечети Кул Шариф в плане представляет собой 2 пересеченных под углом 45° квадрата в виде известного в мусульманском мире знака, означающего «благословение Аллаха». Стены представляют собой восемь пересекающихся стрельчатых арок, обрамленных высеченными в мраморе аятами из Корана и орнаментальными косичками.

В образовавшиеся участки стен вписаны высокие стрельчатые окна, заполненные цветными витражами. Образующееся восьмилучевое пространство покрыто восьмилотковой кровлей. пространство центрального объема по центру перекрыто куполом с вершиной на высоте 36 м. Купол прорезан окнами в форме тюльпанов. Ассоциативно он связан с Казанской Шапкой.

Входная группа двухэтажным полуцилиндром примыкает к основному объему с двумя псевдоминаретами, акцентирующими вход. Второй этаж нависает над входом, опираясь на круглые колонны. По углам основного объема расположены четыре основных минарета высотой 55 м. Мечеть имеет также 2 малых минарета и еще 2 на углах главного входного портала.

Общее число полумесяцев составляет 8 — по числу минаретов исторической мечети Кул Шариф, существовавшей, согласно описаниям, в XVI веке на территории Ханского Кремля.

Внутренний объем здания имеет 5 этажей, включая цокольный и технический, и несколько промежуточных площадок-уровней, вспомогательного и технического назначения.

В трех надземных этажах расположен вестибюль главного входа с группой помещений имама, молельный зал и балкон-галерея для женщин.

В цокольном этаже, образующем стилобат здания, запроектированы женский распределительный вестибюль, помещения для омовений, гардеробы и Музей ислама.

Вход в мечеть организован с главной молельной площади, с северной стороны здания, вход в музей ислама — с нижней, южной платформы.

Помещение ритуального и музейного назначения жестко зонированы, «мужской» и «женский» потоки посетителей разделены и обеспечены самостоятельными входами и выходами.

В отделке здания применены уникальные отделочные работы, соответствующие рангу этого здания, такие как: керамические панно и росписи, выполненные по технологии XVI в.

, резной ганч, римская мозаика, ручная резьба по дереву и камню, классические витражи и цветные стекла по технологии запекания, позолотные работы и золотое шитье, облицовка фасада мрамором и гранитом.

Паркетные полы мужского и женского зала устланы персидскими коврами.

В отделке интерьеров применены естественные каменные материалы — гранит, мрамор разных цветов, мраморный оникс, змеевик.

Памятный камень, посвященный закладке мечети

21 февраля 1996 года на территории бывшего Юнкерского училища торжественно заложен памятный знак на месте будущей мечети Кул Шариф, о строительстве которой было объявлено Указом Президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева (13 ноября 1995 года): «В целях сохранения исторической преемственности воссоздать здание мечети Кул Шариф…» Текст указа размещен на камне. С началом активного строительства камень был перенесен севернее мечети. Площадка перед мечетью и камнем предназначена для совершения религиозных обрядов во время крупных мусульманских праздников.

Здание пожарной части

Здание пожарной части («тюбетейка») является составной частью комплекса мечети Кул Шариф, располагается южнее здания мечети и связано с ним стилистически. С мечетью Кул Шариф пересекаются форма и цвет купола, завершение купола (только без полумесяца) и одинаковые отделочные материалы (мрамор).

Источник: http://kazan-kremlin.ru/muzej-zapovednik/o-kremle/arhitektura/kompleks-mecheti-kul-sharif/

Мечеть Кул Шариф

Мечеть кул шариф молитва
ariananadiaКазанский кремль.Мечеть Кул Шариф.

Казанская мечеть Кул Шариф (тат. “Кол Шәриф мәчете”) – уникальное, пронизанное духовной энергией место, к которому съезжаются люди из многих городов России и стран мира.

Величественное здание держит свои двери открытыми для каждого, кто пожелает зайти внутрь и прикоснуться к истории Казани и татарского народа. татарстанская джума-мечеть считается также одной из крупнейших в Европе.

Площадь достопримечательности – 10000 м2.

Современное здание главной религиозной достопримечательности Казанского Кремля – не историческое сооружение. Знаменитая мечеть Кул Шариф в Казани была разрушена в 1552 году войсками царя Ивана Грозного во время штурма города.

На татарских землях осталась лишь славная память о величественном здании, а о том, как она выглядела в 1552 году, не известно никому. По прошествии многих веков, с 1996 и по 2005 годы проводилось ее восстановление.

Приурочили открытие к тысячелетию Казани.

Имам Кул Шариф

Название было дано как память о последнем имаме Казани Кул-Шарифе. Он действительно жил во времена Казанского ханства, об этом свидетельствуют как исторические хроники, так и память народа. Для татар он был великим человеком, его называли “сеид”, что у мусульман означает почетный титул для потомков пророка Мухаммеда. Поэтому название мечети его именем неудивительно.

Комплекс главного здания и павильона мечети

Второго октября 1552 года русское войско ворвалось в столицу Казанского Ханства. Во время обороны Казани её главным руководителем был сеид Кул Шариф. Защитники столицы оказывали упорное сопротивление, но в ходе штурма все погибли, как погиб и сам Кул-Шариф. Весь город охватил пожар, главная многобашенная мечеть также почти полностью сгорела и была разрушена.

Осенью 1995 года Президент Татарстана Шаймиев подписал указ о воссоздании мечети. Зимой был объявлен конкурс, в котором был выбран самый лучший проект по возрождению мечети Кул-Шариф.

макет

Архитектурное проектирование мечети начиналось коллективом победителей республиканского конкурса на проект возрождения мечети Кул-Шариф, архитекторами Латыповым Ш. Х., Сафроновым М. В., Саттаровым А. Г. Сайфуллиным И. Ф.

Строительство, стоимость которого оценивается в сумму около 400 млн рублей (сметная — более 500 млн рублей), в основном велось на пожертвования. Участие в пожертвованиях приняло более 40 тысяч граждан и организаций, записи о которых внесены в книги в главном зале мечети

Архитектурный проект разрабатывался заново, так как не было никакой информации о том, как выглядело здание в XVI веке. Считается, что она имела восемь минаретов как напоминание о восьми провинциях Волжской Булгарии и располагалась на месте бывшего юнкерского училища. . 24 июня 2005 года произошло открытие религиозного комплекса, ставшего символом Казани.

Высота каждого из четырёх основных минаретов 58 метров. Также имеется два малых минарета. Купол высотой 39 метров и диаметром 17 метров декорирован внутри формами, ассоциирующимися с образом и декоративными деталями «Казанской шапки».

Архитектурное многоминаретное решение внешнего облика мечети достигнуто благодаря разработке смысловых элементов, сближающих архитектуру мечети с местными традициями. Гранит и мрамор привезены с Урала, внутреннее убранство — ковры — дар правительства Ирана, цветная хрустальная люстра диаметром пять метров и весом почти две тонны сделана в Чехии, витражи, лепнина, мозаика и позолота.

Внутри мечети (справа и слева по отношению к главному залу) имеются два смотровых балкона для экскурсий.

В главном здании мечети размещены Музей исламской культуры и истории распространения ислама на территории Поволжья, комната для проведения торжественного свадебного обряда — никаха, кабинет имама.

Здания мечети облицованы белым мрамором (на закате отливающим розоватыми тонами), купол и шпили минаретов имеют окраску бирюзового цвета.

Фасад главного здания украшен бронзовыми металлическими надписями исламской тематики и гранями порталов.

На площади-дворе уложена декоративная тротуарная плитка с зелеными и красными орнаментами (в цветах флага Татарстана). Мечеть имеет эффектную ночную архитектурную подсветку..

Фасад здания облицован мрамором, гранитом, ониксом и змеевиком. Благодаря голубому цвету наверший минаретов и купола религиозная достопримечательность известна в народе как “голубая мечеть”.

В молельный зал можно попасть с северной стороны, в музей ислама – с южной.

Вместимость здания – 1,5 тысячи человек, а площадь перед ней может вместить еще 10 тысяч молящихся. Зелеными квадратами на асфальте обозначены места для молящихся.

Мечеть расположена в западной части Казанского кремля, в центре собственной площади-двора. Комплекс мечети представляет собой композицию из главного многоминаретного здания с пристроенными по бокам двумя полупавильонами и отдельно стоящего двухэтажного административно-хозяйственно-пожарного павильона, выполненного в такой же стилистике.

Комплекс и площадь мечети пространственно увязаны с окружением (бывшим юнкерским училищем и юго-западной фасадной стеной кремля) с целью придания размещаемому объекту градостроительной значимости и обогащения панорамы кремля, обозреваемой как визитная карточка города с площади Тысячелетия и реки Казанка.

.Умелыми руками мастеров достопримечательность стала не только символом веры, но и памятником тысячелетних традиций народа. Внутри можно увидеть арки с аятами, орнаментальные косички.

Не забыли архитекторы о славном цветке, который обозначает «возрождение» – тюльпане. Его можно увидеть в прорезах окон.

Восемь символов мусульманской веры – полумесяцев отождествляют восемь минаретов прошлого.

В интерьере просматриваются уникальные виды работ и отделки. Их выполнили в соответствии с технологиями шестнадцатого века. В строительстве использовали алебастр (ганч), дерево и камень. Все обрабатывалось вручную. Также удивляют позолоченные элементы, обогащающие главную достопримечательность казанского Кремля изнутри.

Красоту интерьеру придают лепнина, витражи, мозаика .

Чтобы посетить здание, нужно придерживаться некоторых правил: закрытая одежда, голова, все тело должно быть покрытым; отсутствие обуви, каждый разувается перед входом в здание, можно надеть бахилы на ноги; во время молитвы нельзя мешать молящимся, женщинам нельзя проходить на мужскую половину, они молятся на втором этаже; нужно проявлять толерантность к окружающим, верующим людям. Не торопить их, не шуметь, не фотографировать людей во время молитвы; наблюдать за молящимися можно с одной из двух смотровых площадок для экскурсионных групп и индивидуальных туристов.

Посещение самой мечети бесплатно

Существует несколько увлекательных фактов об этой достопримечательности:

Достопримечательность составляет не одно сплошное здание, а большой комплекс. Центральный купол достигает высоты около 39 метров.

Считалось и считается, что Кул Шариф – самая большая мечеть в Европе, но на данный момент она таковой не является.

В библиотеке находится книга со вписанными именами каждого, кто пожертвовал деньги на восстановление достопримечательности.

Купол напоминает шапку.

Музей, размещенный в двух залах, был открыт через год после официального открытия комплекса, в 2006 году. Оформление потолка сделано художниками Татарстана на холстах, которые по окончании поднимали к потолку.

В мечети Кул Шариф можно проводить никах – исламское бракосочетание по шариату. В связи с ростом популярности проведения никаха в стенах здания рекомендуется выбрать дату как минимум за 3 месяца до события.

Мечеть расположена на территории музея-заповедника Казанский Кремль. Посетить знаменитую достопримечательность можно как самостоятельно, так и во время обзорной экскурсии.

мечеть города открыта к посещению с 9 утра и до 18 вечера. В течение нескольких часов можно осмотреть все ее достопримечательности.

Чтобы добраться до достопримечательности, необходимо сесть в метро и проехать до станции «Кремлевская» или общественным транспортом доехать до остановки «ЦУМ» или «Дворец спорта».

Посещение комплекса оставит много положительных эмоций, восхищений на долгие годы. Прикоснитесь к культурному вековому наследству Татарстана, восстановленному талантливыми строителями, художниками и архитекторами республики.

Комплекс мечети Кул Шариф // Оф. сайт Казанского кремля

Соколов С.В. Казань. Портрет в стиле импрессионизма. — Казань: Отечество, 2011. — С. 56-57.

|

ariananadia
В 1880-х годах Жан-Батист Аванзо создал удивительный альбом, который назвал «Сувенир из Санкт-Петербурга» («Souvenir de St. Petersbourg») с панорамами величественного Санкт-Петербурга. На 24 снимках, включенных в альбом, запечатлены значимые достопримечательности и памятники архитектуры города на Неве.
Обложка альбома, обтянутая тканью глубоко синего цвета, оформлена узорами, а буквы выделено позолотой. Взглянуть на альбом смогли тысячи людей, после того как Метрополитен-музей выложил оцифрованный вариант на свой официальный сайт. На старинных снимках с необыкновенной дымкой, присущей старым фотографиям, запечатлены Исаакиевский и Казанский соборы, Эрмитаж, Смольный монастырь, Невский проспект и многие другие значимые места Санкт-Петербурга.

Источник: https://ariananadia.livejournal.com/1111057.html

Мечеть Кул Шариф — история, архитектура, внутренне убранство

Мечеть кул шариф молитва

Строительство мечети Кул Шариф осуществлялось нашими современниками. День открытия приходится на 2005 год. В этот период состоялся тысячелетний юбилей знаменитого города Казани. В настоящее время обитель является действующей. Сюда каждый день приходит большое количество мусульман, а также приезжие. Для туристов специально организованы балконные зоны.

Здесь можно остановиться для того, чтобы полюбоваться местными красотами и «ощутить размах».
Современное архитектурное творение отличается необычайной красотой. Мечеть расположилась на территории Древнего Казанского Кремля в республике Татарстан. Удивительным образом здесь переплетаются различные эпохи и культуры.

Поблизости разместился Благовещенский собор и здание Губернаторского дворца — это советские постройки.

Общие сведения

Ранее тут концентрировались казармы и воинские плацы. Строительные мероприятия шли основательно и с размахом, а полученный результат оправдал все ожидания. Сегодня это самая крупная обитель в Республике и является ее символом.

Кул Шариф – это непростое название. Так, когда-то называли историческую личность, которая занималась общественной, преподавательской деятельностью, увлекалась поэзией.

Кул Шариф с помощью своих учеников принимал участие в воинских сражениях против Ивана Грозного. Большая часть учеников погибла, некоторым даже не было 15 лет. Они доблестно сражались за защиту своего народа.

Известная личность на многих картинах написана с книгами в руках. Подвижник мог похвастаться довольно неплохой библиотекой.

Красивое сооружение по форме похоже на тюльпан. В процессе возведения использовалась арочная система. Оконные проемы и двери красиво обрамлены полукругом, а арки имеют заостренную вершину.

Большое количество полумесяцев выступают символом сложенные руки — молитвенный жест мусульман. Одна из арок обладает четырьмя минаретами, высота которых достигает 58 метров. Помещение внутри достаточно просторное.

Оно способно вместить до 1500 человек, более того, на придворовой части могут поместиться еще 1000 верующих.

Отдельного внимания заслуживает основной купол. Он выступает в роли символа «Казанской шапки», которая у тартаров применялась в качестве короны. Впоследствии данная шапка оказалась в Москве и служила, как трофей. Внешний вид конструкции является тщательно продуманным.

Он комбинирует в себе традиции ислама и обычаи татар. Сбор материалов для возведения святыни производился по частям. К примеру, мрамор и гранит был доставлен с Урала, а великолепные ковры привезены иранцами в роли презента. Центральная люстра, выполненная из хрусталя, изготовлена чешскими мастерами.

Внутреннее убранство завораживает с первого взгляда. Оно состоит из большого зала, предназначенного для молитв, музея, библиотеки, центра управления. Оно продумано до мельчайшей подробности, каждый штрих находится на своем месте. Величественная красавица в вечернее время подсвечивается специально иллюминацией.

Она эффектно подчеркивает все выигрышные стороны проекта.

Как добраться?

Доехать до пункта назначения несложно. Конечный пункт прибытия Кремль. Для этого достаточно воспользоваться станцией «Кремлевская». Также можно воспользоваться автобусом. Ехать потребуется до остановки «Батурина». Ходят разнообразные маршрутки, и курсирует троллейбус под номером 2.

История создания

Здание, расположенное на площади Тысячелетия сразу приковывает к себе внимание. Оно несет в себе не только большое религиозное значение, но и является центром просвещения, содержит в себе памятные материалы национального характера.

Монтаж конструкции выполнялся на участке старой церкви. В 1552 году она была разрушена вследствие атак Ивана Грозного. Оборону из последних сил держал Кул Шариф. В тот период погибло много невинных душ.

В честь имени воина и была названа новая постройка.

Вскоре, в 1995 году, был подписан указ о воссоздании мечети. На тот момент президентом являлся М. Ш. Шаймиев. В этот период проходил конкурс на утверждение самого лучшего эскиза. Создатель одержал заслуженную победу.

Его работа вызвала всеобщи восторг. В строительных — операциях принимало участие более 40 тысяч людей. Их имена занесены в книги, которые хранятся до настоящего времени. 24 июня 2005 года храм был открыт официально.

Особенности архитектуры

Невероятно удачно было подобрано место будущего строения. Оно расположилось в самой роскошной точке населенного пункта. Это был когда-то двор юнкерского училища. Сегодня впереди находятся только кремлевские стены и выполнен небольшой спуск с холма. Мечеть высоко возносится своими минаретами, словно доминируя над возвышенностью.

Пропорции святыни гармонично вписываются в общую картину белокаменной цитадели, оригинально дополняя ее.
Огромная площадь перед церковью в праздник собирает многочисленную толпу молящихся людей. Процесс возведения преимущественно осуществлялся на добровольные пожертвования.

В одном из залов хранится летопись, где описаны лица, внесшие свою лепту в зарождение обители.

Корпус самого здания направлен на Мекку. Он исполнен с помощью двух квадратов, которые установлены параллельно друг другу. Такое расположение является повторением символики – «благословение Аллаха».

Купольная мечеть с восьмью лучами со всех сторон обрамлена эффектными минаретами в количестве 55 штук.

Согласно задумке архитекторов основной свод должен выходить на первый план и представлять собой легенду казанских ханов – шапку.

Наружная облицовка выполнена уральскими плитами белоснежного цвета. Внешний вид конструкции отдаленно напоминает булгарский собор Аль-Кабир. Напомним, что он выступает символом поволжского ислама. Оконные и дверные проемы обрамлены по булгарским мотивам.

Строение выполнено в виде изысканного тюльпана и олицетворяет возрождение и прогресс. Оконные арки отдаленно похожи на татарские юрты и смотрятся невероятно оригинально.

Разноцветные витражи, арабская вязь удачно вписываются в данную картину, выступая завершающе нотой.

Постройка из пяти этажей включает в себя три наземных, технических и цокольных этажа. Сегодня для посещения туристов открыты наземные этажи. Здесь находится достаточно вместительная гардеробная и молельный зал. Также предусмотрены — музей, библиотека и ряд административных помещений.

Внутренняя отделка

Внутреннее убранство выполнено на основе использования керамики, росписи, резьбы по дереву. Также периодически прослеживаются элементы римской мозаики, Корана, полумесяцев. Все это гармонично соединяется в единый ансамбль. Многочисленные ковры умело дополняют общий интерьер, делая его по-особенному уютным. В центральной части пространства красуется величественная, хрустальная люстра.

Она в высоту достигает 5 метров. Общий вес осветительного прибора – более 2 тонн.
При входе в святилище необходимо руководствоваться установленными правилами — при входе необходимо снимать обувь, а голова должна быть покрыта платком. Вход в сооружение открыт с северной части. Именно там и находится главная молитвенная площадь. Для посещения музея необходимо направится в южную часть.

Экспозиция музейной части непременно заслуживает вашего внимания. Здесь вы сможете более глубоко проникнуться мусульманской религией, узнать немало интересного и увлекательного о Поволжье.

Очень примечательны религиозные мусульманские атрибуты. К примеру, здесь хранится немало предметов для проведения молитвенных обрядов. Потолок оформлен великими художниками татарской земли.

Все изображения первоначально сделаны на холсте, а затем специальным образом подняты к потолку.

Достопримечательность создавалась умелыми руками. Олицетворение веры различных народных традиций построено основательно – арки с аятами, изящные орнаменты, косички, полумесяцы. Славный цветок — это отождествление восьми минаретов прошлого. Интерьер комбинирует в себе все типы работ и отделки.

Его реализация выполнялась на основе использования технологий 16 века. Применяемые материалы (камень, дерево, алебастр) отбирались с особой тщательностью. Восхищает множество позолоченных деталей пространства. Они наполняют его светом и торжественностью.

Лепнина и мозаика придают дополнительную гармонию.

Интересные факты

Интересно, что данная постройка — это непросто перечень сооружений, а целый комплекс большого размера. Высота центрального купола достигает 39 метров.

Большое количество гостей пребывает сюда, чтобы поближе познакомиться с местной культурой. Местный музей хранит в себе немало тан и массу интересного. Это популярное место для проведения обрядов бракосочетания. Венчание приходит по шариату.

Запись на обряд должна осуществляться заранее, так как число желающих велико.

В процессе строительства перед архитекторами стояла достаточно непростая задача. Им требовалось на основе использования имеющихся архитектурных средств воссоздать традиции исламской культуры татарских земель.

Следует отметить, что авторам полностью удалось раскрыть тему. Конструкции арок в форме стрелок полностью отражают задумку. Отдаленно возведение похоже на каркасные строения юрт.

Они отличались мобильностью у кочевников.

Как известно, у древних булгар символом счастья выступал тюльпан. Именно он и взял на себя функцию главного художественного образа.

Более того, перед архитекторами стояла задача выигрышно совместить мусульманскую и православную религию. Они являются ведущими в Республике.

Художественный образ творения удивительным образом комбинирует в себе государственность, мемориальность, воспоминания о непростом военном периоде.

Святыня, появившись в поселении, несколько перевернула сознание местных жителей. Она привнесла определенные изменения в градостроительный уклад района. Здание дает возможность по-иному взглянуть на внутренний уклад страны, глубже понять ее материальное и духовное содержание.

Обитель была воссоздана заново, буквально по крупицам. Она стала своеобразным религиозным центром, заманивающим верующих со всех уголков планеты.

Где остановится на ночлег?

В Казани предусмотрено немало гостиниц и отелей, где можно организовать ночевку. Буквально в каждом районе имеются номера, которые вы можете забронировать заранее. Доступны решения на любой бюджет и вкус.

Для экономии времени на дороге можно порекомендовать воспользоваться отелями, расположенными в центре. Повышенным спросом пользуются такие гостиницы, как «Островский», «Мираж», «Джузеппе», «Ногай», «Волга» и многие другие.

Вы с легкостью найдете подходящее решение.

Выводы

Это самое высокое здание комплекса Кремля. Оно названо в честь национального героя и пользуется невероятно популярностью. Ранее, достопримечательность выглядела иначе. Сейчас она имеет другое обличие, так как была заново восстановлена после атак царя. Воссоздание святого места началось в 1996 году. Этот процесс шел до 2005г.

Открытие было приурочено к юбилею города. Был организован большой праздник.Ансамбль имеет глубокий художественный и духовный смысл, который помогает совместить два вероисповедания – ислам и православие. Композиция является симметричной и смотрится величаво. Мечеть находится в самой центральной точке комплекса.

Она умело дополняет несколько сдержанный мемориальный комплекс.

Над интерьерами работал А.Г. Саттаров. Отделка произведена с применением гранита и мрамора. Люстра из роскошного цветного стекла подчеркивает презентабельность декора. Богатое оформление пространства поддерживает значимость и величие обители.

В оформлении использовались уникальные материалы и технологии. Даже пожарная часть полностью гармонирует с общей стилистической задумкой.



Источник: https://kazan-tour.info/obzor/mechet-kul-sharif/

Пятничный намаз в Кул-Шарифе – Обряды в Кул Шарифе

Мечеть кул шариф молитва

“О те, которые уверовали! Если призовут в пятницу к молитве, устремитесь к поминанию Господа и оставьте торговлю [суету, дела мирские]. Это – наилучшее для вас. О, если бы вы только знали!” (Священный Коран, 62:9).

Последний Посланник Творца Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) отметил самый важный день в календаре следующими словами: “Пятница – это госпожа [глава] дней! Она является более величественной, чем день праздника Разговения (Ураза-байрам) и день праздника Жертвоприношения (Курбан-байрам)” (хадис от Абу Любана ибн ‘Абдуль-мунзира; св. х. аль-Байхакы) [1]. Также необходимо помнить слова Посланника Божьего: “Кто оставит пятничную молитву три раза [подряд], пренебрегая ею [2], сердце того будет запечатано Господом” (хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. Ахмада и Муслима) [3].

Кул Шариф. Мусульмане после пятничного намаза Надпись на арабском. Внутреннее убранство мечети Кул Шариф

Время совершения – это время полуденной молитвы (“Зухр”). Совершается только в мечетях и местах, специально отведенных для молитвы.

Пятничный намаз состоит из восьми ракяатов сунны и двух ракяатов фарда. Порядок их выполнения следующий: четыре ракяата сунны, два ракяата фарда и четыре ракяата сунны [4].

Порядок совершения пятничного намаза

Четыре ракяата сунны

  1. Первый азан. По окончании азана как читавший, так и слышавший его, произносят “Салават” и обращаются к Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после азана (см. “Азан и икамат”).
  2. Ният (намерение): “Я намереваюсь выполнить четыре ракяата сунны пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего Аллаха”. Последовательность совершения аналогична четырем ракяатам молитвы “Зухр”. Выполняется как все молитвы-сунны каждым самостоятельно.

Первая проповедь

  1. Имам поднимается на минбар и приветствует пришедших на молитву прихожан [5] словами “ас-саляму ‘алейкум ва рахматулла”. Поприветствовав верующих, имам садится [6].
  2. Второй азан. По окончании азана как читавший, так и слышавший его, произносят “Салават” и, воздев руки на уровень груди, обращаются к Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после азана.
  3. Проповедь. Начинается словами восхваления Всевышнего и прошением благословения для Пророка Мухаммада. Затем проповедник, цитируя Священный Коран и Сунну, обращается с проповедью, тема которой должна быть актуальна для данного региона и полезна для укрепления богобоязненности в сердцах и делах мусульман.
  4. По завершении первой проповеди, имам-хатыб садится на минбар и все обращаются с мольбой ко Всевышнему Творцу, читая молитву-ду‘а.

Вторая проповедь

Вторая проповедь более коротка, чем первая, и носит назидательный характер.

Два ракяата фарда

Четыре ракяата сунны

Ният (намерение): “Я намереваюсь выполнить четыре ракяата сунны пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего Аллаха”. После этого молящийся выполняет все в той же последовательности, как и первые четыре ракяата сунны пятничной молитвы.

Сажда во время пятничного намаза Мечеть Кул-Шариф работает в пятницу

После четырех ракяатов сунны

По завершении четырех ракяатов сунны, и тем самым всей пятничной молитвы (“Джум‘а”), продолжая сидеть, желательно [8], вместе с имамом, в соответствии с Сунной Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), выполнить “тасбихат”.

Пятничная молитва, в отличие от других, не восполняется. Если время, отведенное для нее вышло, то совершается полуденная молитва “Зухр” [9].

Примечания по пятничному намазу (джума)

1.См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. Т. 2, с. 1278.
2.Т.е. не примет участия в пятничной молитве, считая ее не столь важной.
3.Пятничная молитва является обязательной только для мужчин. Женщины, дети, путники и физически немощные люди не обязаны посещать пятничную проповедь. Дома они совершают в обычном порядке полуденную молитву “Зухр”. Если все же они пришли в мечеть, то совершают пятничную молитву (“Джум‘а”), которая будет им засчитана вместо полуденной (“Зухр”). См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. Т. 2, с. 1285. По шафиитскому мазхабу, путник перестает пользоваться каноническими облегчениями (необязательность посещения пятничной молитвы, необязательность поста в месяц Рамадан и т.д.), если он намеревается остаться на новом месте четыре и более дней. Богословы-ханафиты говорят в этом случае о сроке в пятнадцать и более дней. Канонические облегчения распространяются на путника, если он находится в пути или на новом месте пребывания менее указанных сроков.
4.Первые четыре ракяата сунны признаются сунной всеми учеными-богословами, последние четыре ракяата – богословами всех мазхабов, кроме маликитского. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. Т. 2, с. 1291, 1326.
5.Богословы-ханафиты считают, что минимальное количество прихожан для проведения пятничной молитвы – трое совершеннолетних, разумных и соблюдающих религиозную практику мужчин-мусульман. Ученые шафиитского и ханбалитского мазхабов считают, что минимальный кворум – это сорок (вместе с имамом) совершеннолетних и разумных, соблюдающих религиозную практику и не являющихся путниками мусульман-мужчин. Оба эти мнения являются каноническими предположениями (иджтихадом) и не имеют прямых обоснований в Сунне Пророка. Интересно мнение современного богослова Вахбы аз-Зухайли: “Слово “джум‘а” происходит от слова “иджтима‘ “, что означает “общность”, “община”. И то количество людей, которое на данной территории считается общиной, может быть основой для проведения самодостаточной пятничной молитвы». См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. Т. 2, с. 1287, 1297. По нашему мнению (только Аллаху ведома истина!), там, где большая часть прихожан являются шафиитами, и в мечети нет сорока мужчин, соответствующих упомянутым требованиям, все же лучше будет провести пятничную проповедь и молитву, важность которых в условиях России невозможно переоценить, а затем прочитать полуденную (“Зухр”). См. далее вопрос о совершении полуденной молитвы “Зухр” по завершении пятничной.
6.С момента восхождения имама на минбар и до призыва на два ракяата фарда (икамат) все прихожане должны строго сохранять молчание, особенно во время самой проповеди. Пророк предупреждал: “Если во время пятничной проповеди ты скажешь соседу своему: “Замолчи”, – то твой приход [в мечеть на пятничную проповедь] будет впустую”; “Кто во время пятничной проповеди скажет другому [всего лишь] “молчи”, тот проболтался, а кто проболтался, тому нет пятницы”. Ученые-богословы, комментируя сказанное, уточнили: “Вознаграждение за участие в пятничной молитве, даже при незначительном разговоре во время проповеди, не будетполным. Но все богословы без исключения согласны во мнении относительно того, что обязательная молитва засчитывается данному человеку, (то есть она канонически действительна и перечитывать ее не надо)”. “Строгие слова Пророка не означают полную запретность (харам) произнесения каких-либо слов во время проповеди, так как был случай, когда неграмотный бедуин, сославшись на крайне безвыходное положение, обратился к Пророку с прошением о молитве ду‘а за него во время пятничной проповеди. Посланник Господа исполнил просьбу и не сделал ему замечания”, – аргументируют свое мнение ученые. Исключениями могут быть ответ на приветствие; прошение у Всевышнего благословения для Пророка, при упоминании его имени; предупреждение об опасности и подобного рода крайне вынужденные случаи. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. Т. 2, с. 1287, 1297. В соответствии с двумя упомянутыми и несколькими другими достоверными хадисами, во время пятничной проповеди необходимо строго сохранять молчание. В противном случае, мы уходим с пятничной проповеди и молитвы без вознаграждения (саваб), в котором мы так сильно, особенно сегодня, нуждаемся.
7.Кроме этого, имам добавляет к сказанному, что выполняет молитву со стоящими за ним молящимися. Те, кто стоят за имамом, должны оговорить, что совершают молитву с имамом.
8.Это особенно желательно в современной России, где мусульмане имеют мало возможностей для частых встреч и очень нуждаются в совместных (в джама‘ате) мольбах-ду‘а, особенно в такой великий день, как пятница. Совершив вместе “тасбихат”, верующие встают одновременно и приветствуют друг друга, общаются, делятся радостями.
9.Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. Т. 2, с. 1335.

Этот текст взят с сайта Умма

Рассказать друзьям

Источник: http://www.kul-sharif.com/index/pjatnichnyj_namaz_v_kul_sharife/0-13

Мечеть Кул Шариф – то, что не подвластно времени!

Мечеть кул шариф молитва

Современный архитектурный комплекс мечеть Кул Шариф в Казани после окончания строительства стал религиозным и культурным центром для татар всего мира.

Сюда в дни мусульманских праздников стекается огромное количество верующих, чтобы воздать благодарность и хвалу Аллаху за его милость, благодения, помянуть усопших близких и родных. В Европе Кул Шариф стал одной из самых крупных европейских мечетей.

Покрытая сединой история мечети Кул Шариф

Многобашенная мечеть в 16 веке была разрушена войском Ивана Грозного. На исходе 1552 года воинствующие русичи ворвалось в Казань, поборов 41 дневную осаду храбрых защитников во главе с их предводителем Кул Шарифом.

В результате боев оборонявшиеся геройски погибли. Разгневанные долгой осадой воины не пощадили город и мусульманскую святыню. Они сравняли с землей величественные здания, сожгли дотла красивейшую многоминаретную мечеть.

Великий азиатский богослов Марджани в 19 веке занялся исследовательской работой, которая помогла восстановить историческую правду. Трудами Марджани миру стало известно о красоте и величии Казанской мечети и роли ее последнего имама Кул Шарифа, который был к тому же поэтом, философом.

Факты из средневековых рукописей описывали мечеть как изящный многобашенный комплекс. На территории мусульманского храма была богатейшая библиотека ценнейших книг. По сути, в 15-16 веке мечеть была поволжским эпицентром научной и образовательной жизни.

Мечеть Кул Шариф – то, что не подвластно времени!

Мечеть Кул Шариф — восстановление исторической справедливости!

Столетия татары мечтали восстановить утраченную мечеть. Но только в 20 веке это стало возможно благодаря демократическим изменениям и повышенной активности татарского народа.

Указом от 13.11.1995 под подписью тогдашнего президента М. Шаймиева было принято решение о воссоздании мусульманской святыни Кул Шариф.

Для выбора наилучшего претендента был объявлен конкурсный отбор, который в 1996 году выиграл коллектив архитекторов: Ш. Латыпова, М. Сафронова, А. Саттарова, И. Сайфуллина.

Архитекторы решили построить новый храм, основываясь на изображениях из старинных рукописей.

В созданном ими проекте были сохранены красота, величие и богатое убранство старой постройки, с учетом культурных особенностей татарского народа.

Для строительства нужны были огромные средства, более четырехсот миллионов рублей. Для этого был объявлен счет, куда обычные граждане и организации могли по желанию жертвовать деньги. Больше сорока тысяч человек и коммерческих организаций приняли участие в этом сборе.

Около десяти лет шло возведение комплекса. В июне 2005 года мечеть Кул Шафир была торжественно открыта к празднованию тысячелетнего юбилея Казани.

Описание мечети Кул Шариф

Архитекторы постарались учесть все конструктивные особенности средневековой храмовой постройки , придававшие ей необыкновенное величие и изящество, поразившее в свое время Ивана Грозного. Историки утверждают, что Храм Василия Блаженного был построен как символ победы грозного царя над непокорными татарами. Архитектура храма с 9 башнями очень напоминала Казанскую многобашенную мечеть.

Местом для постройки храма стала территория Казанского Кремля, где когда-то было юнкерское училище.

На фото мечеть Кул Шариф являет собой квадратное здание, которое окружают четыре больших, 58 метровых минарета и четыре средних с серебрянными полумесяцами, придающие ему заслуженную величественность.

Основание мечети Кул Шариф состоит из пересечения двух квадратов под ∡45 градусов, что символизирует собой «Бисмилла» ( Во славу Бога).

Вершину строения венчает купол, упирающийся в восемь воздушных пересекающихся арок, по форме повторяющий Казанскую шапку («Корону ханов»), которая хранится в Оружейной Палате.

В архитектурный комплекс, кроме самой мечети входят:

  • музеи ислама Поволжья
  • древних манускриптов
  • библиотеку
  • издательство
  • кабинеты имама
  • комнату для обряда – никах

Здание возведено из уральского мрамора и гранита. Внутренний интерьер так же величественен, как и само здание снаружи.

Массивная пятиметровая люстра из цветного хрусталя была заказана в Чехии. Ковровые покрытия подарило правительство Ирана.

Лепнина с позолотой, витражные, мозаичные элементы, строгие линии – все это придает мечети величие и строгость одновременно и вместе с тем наполняет ее изяществом и благородством. Два смотровых балкона с левой и правой стороны позволяют проводить экскурсии, которые не мешают мусульманам совершать молитву.

Весь комплекс оснащен красивой подсветкой, которая благодаря игре света и тени еще больше подчеркивает величие архитектуры мечети. Внутренняя площадь мечети рассчитана на единовременную вместимость полутора тысячи верующих. А площадь перед мечетью способна вместить свыше десяти тысяч человек.

Мечеть Кул Шариф – то, что не подвластно времени!

Отстроенная в 20 веке мечеть Кул Шариф, по признанию мусульман, является самой крупной в Европе.

Это гимн во имя:

  • победы справедливости
  • увековечивания памяти погибших героев-защитников
  • признания заслуг Сеида Кул Шарифа

По праву, мечеть состоит в перечне культурного мирового наследия Юнеско!

Похожие посты

Казань Мечети Что посмотреть в Казани

Изменено: 24.10.2017

Источник: https://hakuna-matata.blog/2017/10/mechet-kul-sharif/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.